Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Как справляться с токсичной дружбой
Три инструмента, которые помогут нам развить эмпатию
Восемь лет назад мой младший брат, Тимоти Д. Ким, был убит. Мы с Тимом не всегда ладили и не во всем соглашались; мы были очень разными. Но у Тима было так много хороших качеств. Мы много смеялись и любили друг друга. Моё сердце сжимается всякий раз, когда я слышу, что братья и сёстры больше не общаются.

Даже внутри нуклеарных семей мы разделены по всем вопросам — политике, науке, иммиграции, полу, расе, климату — до такой степени, что больше не разговариваем друг с другом. Достаточно ли важны какие-либо разногласия, чтобы “отрезать” нашу плоть и кровь? Точно так же можем ли мы так легко отвергать друзей из-за разногласий, как это принято сегодня? Разве драгоценные отношения с членами нашей семьи и друзьями не стоят того, чтобы за них бороться?

За последний год я начал посещать христианского психолога и психиатра по поводу застарелых травм и связанных с ними проблем с психическим здоровьем.

Однажды днём мы с моим психологом оплакивали сегодняшнее общество. Он заметил нечто настолько простое, но, как известно, трудное для восприятия людьми: “Бог никогда не хотел, чтобы мы соглашались во всём. Основная человеческая этика заключается в том, что у людей могут быть разные мнения”.

Люди будут расходиться во мнениях, и ожидается, что они будут не соглашаться друг с другом. Почему же тогда так трудно не обращать внимания на различия во мнениях и оставаться вежливыми по отношению друг к другу? Почему мы не можем расходиться во мнениях по несущественным вопросам и при этом оставаться дружелюбными? Почему мы так боимся “другого”?

Почему мы так беспечно отвергаем или прекращаем отношения внутри семьи Божьей, чью духовную кровь мы разделяем? Идёт ли речь о женщинах в пастырском руководстве, христианском национализме или расизме, острые конфликты приводят к ухудшению отношений и упадку внутри церкви.

Основная миссия сатаны состоит в том, чтобы отделить людей друг от друга и от Бога, будь то путём изоляции нас во время COVID-19 или путём разделения нас на фракции с помощью социальных сетей.

Обвинитель берёт обычные бытовые разногласия и доводит их до ядовитых масштабов. И всякий раз, когда мы разжигаем пламя гнева и антагонизма, мы продвигаем план сатаны по разделению и завоеванию христиан, вместо того чтобы сеять мир и любить других.

В предисловии к книге Хелен Рисс "Эффект эмпатии: 7 основанных на нейронауках ключей к изменению того, как мы живём, любим, работаем и общаемся, несмотря на различия" актёр Алан Алда спрашивает,
Что позволяет нам устанавливать связь с другими людьми? Что помогает нам строить отношения вместе? Бескорыстно сотрудничать? Что это за мощная сила, которая может подтолкнуть нас к проявлению наших лучших качеств? … Как мы можем ухватиться за ту самую фундаментальную вещь, которая помогает нам процветать?
Согласно Оксфордскому краткому медицинскому словарю, в буквальном переводе с греческого “в” (эм) и “чувство” (патия) эмпатия включает в себя “способность представлять и понимать мысли, точку зрения и эмоции другого человека”. Эмпатия помогает нам чувствовать себя замеченными и быть известными.

Конечно, эмпатия - нелегкое занятие. С библейской точки зрения, это продолжение применения на практике этики взаимоотношений Павла:
Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. (Фил. 2:3–4)
Три практики могут помочь нам развить эмпатию, чтобы мы могли больше походить на Христа, чем на культуру.

Во-первых, сопереживание требует отказа от наших кумиров. “Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим” - это первая заповедь (Исх. 20:3). Если что-то, кто-то или какая-то идеология настолько важны для нас, что мы чувствуем, что должны “отменить” или прекратить взаимодействие с другим человеком, то, возможно, мы совершаем идолопоклонство. Нет ничего важнее Бога и того, чего желает Бог. И Бог хочет, чтобы мы любили других, даже когда мы не согласны друг с другом.

Каковы идеологии, идентичности или практики, которые заставляют нас сражаться и ссориться с другими? “Разве они не исходят от твоих желаний, которые борются внутри тебя?” Иакова 4:1 предполагает это.

Чтобы сопереживать другому, я должен быть готов признать, что элементы, разделяющие нас, могут быть вызваны моим идолопоклонством. Готов ли я выслушать мнение или опыт другого человека и воздержаться от любых междометий? Готов ли я разрушить своих идолов ради единства церкви и Божьего народа и поддержания братства? Буду ли я регулярно исповедовать этих идолов Господу и другим людям? Смогу ли я вычеркнуть их из своей жизни? Идолы, разрушающие отношения, должны быть признаны и преданы забвению.

Во-вторых, эмпатия требует прислушиваться к другим, независимо от того, считаем ли мы их правыми или нет. Слишком многие из нас ценят правильность больше, чем отношения.

Несколько лет назад я с ужасом наблюдал, как пастор и одна из его прихожанок публично спорили в социальных сетях по вопросу крещения. Вместо того чтобы расставить приоритеты в отношениях, пастор отругал прихожанку церкви и назвал её еретичкой за несогласие с ним. Этот нефильтрованный и душераздирающий обмен мнениями был выставлен на всеобщее обозрение. Я подозреваю, что прихожанка церкви покинула собрание, но я молюсь, чтобы она не оставила веру.

Никто не хочет ошибаться, и мало кому из нас нравится, когда ему бросают вызов. Но мы можем проявлять доброту, даже когда считаем себя правыми, потому что наше призвание как христиан - быть проводниками благодати. Пётр говорит: “Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Пет. 4:10). Мы можем провести инвентаризацию наших дружеских отношений за последние два-три года и спросить себя: терял ли я друзей из-за того, что “был прав”? Выберу ли я отношения, а не правильность в будущем?

В-третьих, эмпатия требует множества точек зрения. Как и большинству людей, мне нравится читать книги, журнальные статьи и обзоры, в которых мне, по сути, говорят, что я прав. Приятно читать авторов, которые отстаивают наши претензии. Но, как указал мне мой коллега Скотт М. Гибсон, чем больше мы читаем одних и тех же авторов, одни и те же издательства, одни и те же журналы, одни и те же конфессиональные брошюры и одни и те же новостные агентства, тем больше вселенная наших мыслей сжимается, укрепляется и становится герметично закрытой.

Можем ли мы попробовать прочитать в этом году целую книгу от автора из другого лагеря или с совершенно другой точки зрения? Это может свести нас с ума. Мы можем не согласиться. Мы можем совершенно возненавидеть эту книгу. Но не могли бы мы попытаться кратко изложить несколько похвальных идей или “плюсов” этой книги?

Если мы читаем только наших богословских героев, христианских писателей и любимых романистов, это снижает нашу оценку и способность видеть мир через призму чужого опыта. Возможно ли, что они говорят что-то такое, чего мы сами не рассматривали, не замечали и не испытывали на себе? Чтение в рамках цикла положительной обратной связи лишает нас способности мыслить самостоятельно. Сопереживание возникает, когда мы читаем и перевариваем противоположные точки зрения, даже если это может привести нас в бешенство.

Я думаю, Алан Алда прав в том, что эмпатия - это столь необходимый “секретный соус”, который ускользает от внимания нашей культуры. Мы можем и должны стремиться к сопереживанию с намерением и молитвой. Это не значит, что мы становимся беспокойными половиками. Скорее, “совершенная любовь изгоняет страх” (1 Иоанна 4:18).

Я молюсь, чтобы в конце нашей жизни мы не оглядывались назад на эти поляризованные дни и не задавались вопросом, должен ли я был больше заботиться о том, чтобы поставить людей на место, или о тех самых людях, за которых умер Иисус?

Итак, Господь, пожалуйста, дай нам дух сопереживания. Пусть это начнется с меня. Пусть это начнется с нас, "маленьких Христов". Это именно то, в чем сейчас нуждается мир.

Matthew D. Kim
- профессор практической теологии и заведующий кафедрой пастырского лидерства в теологической семинарии Труэтт (Университет Бейлор), а также автор книг.
Категория: Статьи | Просмотров: 296 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | Christianity Today |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: любовь, дружба, эмпатия, семья, вражда
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2707]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [395]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1010]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [780]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 45
500

Онлайн всего: 13
Гостей: 12
Пользователей: 1
visloguzowael


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024