Были ли вы так же удивлены, как и я, узнав, что в России не применяется смертная казнь?
Формально смертная казнь в России законна, однако правительство не приводило её в исполнение с 1996 года, когда бывший президент Борис Ельцин ввел мораторий, который затем был недвусмысленно подтверждён Конституционным судом в 1999 году.
В связи с недавним нападением исламских террористов на российский концертный зал, в результате которого 137 человек погибли и около 200 получили ранения, некоторые российские правительственные чиновники и граждане призывают к возвращению смертной казни, но пока Кремль заявляет, что не будет поддерживать подобные меры.
На другой стороне спектра находится Иран, который в 2023 году достиг рекордного уровня по количеству казней. В то время как в прошлом году в США было казнено всего 24 человека, в Иране было повешено 834 человека, причем более половины из них были казнены по обвинениям, связанным с наркотиками.
Возможно, это не такая острая тема, как аборты, но в дискуссиях между теми, кто расходится во мнениях о том, является ли смертная казнь этичной или нет, температура может быстро подняться. Меня всегда немного забавляло, что в целом те, кто выступает за аборты, не одобряют смертную казнь, в то время как многие сторонники абортов не возражают против смертной казни. Кажется, что одна сторона согласна казнить невиновных, а не виновных, в то время как другая сторона придерживается прямо противоположного мнения.
В любом случае, споры могут стать ожесточенными и в христианских кругах, поскольку обе стороны пользуются одной и той же Библией и приходят к разным выводам. Итак, смертная казнь допустима или нет? Давайте кратко рассмотрим основные библейские теории о смертной казни и посмотрим, какие доводы используют их сторонники в свою защиту.
Смертная казнь в Библии
В Ветхом Завете есть несколько общих стихов, на которые христиане могут сослаться в качестве основы для защиты смертной казни. Первое гласит: “кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию” (Быт. 9:6), за которым следует: “Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего её” (Числа 35:33).
В Израиле существовала смертная казнь, а также интересный и длинный список (всего 21) преступлений, которые приводили к смертной казни, хотя мы не знаем, были ли они совершены на самом деле и сколько их было приведено в исполнение. Это включало в себя действия, которые вы могли бы ожидать, такие как убийство (Исх. 21:12), похищение людей (Исх. 21:16) и изнасилование (Втор. 22:25), а также моральные преступления, такие как прелюбодеяние (Лев. 20:10) и ложь, караемая смертной казнью (Втор. 19:16-19), к более духовным грехам, таким как идолопоклонство (Исх. 22:20), богохульство (Лев. 24:15-16), колдовство (Исх. 22:18), лжепророчество (Втор. 18:20) и нарушение субботы (Исх. 31:14). Были также некоторые вызывающие удивление высказывания, например, проклятия своим родителям или бунт против них (Втор. 5:16, Исх. 21:15, 17).
Я не буду вдаваться в дебаты о том, как и почему эти преступления привели к вынесению смертного приговора, но пока лишь отмечу, что смертная казнь применялась во времена Ветхого Завета.
В Новом Завете два наиболее цитируемых стиха в поддержку смертной казни принадлежат Павлу. Когда Павел был на суде, он намекал на смертную казнь, когда сказал: “Ибо, если я неправ и сделал что-нибудь, достойное смерти, то не отрекаюсь умереть” (Деяния 25:11).
Однако самое известное его высказывание на эту тему можно найти в Римлянам: “Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое” (Рим. 13:3-4).
Тем не менее, если вы проанализируете общие взгляды Библии на смертную казнь, то обнаружите 3 теории: (1) реконструкционизм (смертная казнь возможна за все тяжкие преступления), (2) реабилитационизм (ни за какое преступление) и (3) возмездие (допускается за некоторые преступления, караемые смертной казнью).
Сторонники реконструкционизма считают, что закон должен отражать неизменный характер Бога, и поскольку Иисус сказал, что Он пришёл не для того, чтобы отменить Закон, мы находим подтверждение смертной казни в Новом Завете.
Противники реконструкционизма осуждают этот подход по той причине, что смертная казнь - это наказание за нарушение закона, а не сам закон, т.е. существует различие между тем, является ли действие неправильным (закон), и историческим наказанием за него. Например, Павел не призывал к смертной казни за прелюбодеяние, а вместо этого рекомендовал отлучение от церкви (1 Кор. 5:5).
Защитники реабилитационизма утверждают, что правосудие направлено на исправление положения, а не на возмездие, и что преступник должен быть исправлен, а не наказан (по крайней мере, смертью). Они подчеркивают тот факт, что Каин не был приговорён к смерти за убийство Авеля, Давид не был приговорен к смертной казни за прелюбодеяние и убийство, а прелюбодейка, о которой говорится в 8-й главе Иоанна, не была приговорена Иисусом к смерти. Концепция прощения также играет большую роль в этой точке зрения.
Противники реабилитационизма утверждают, что главной целью правосудия является не реабилитация, а наказание, при этом реабилитация является второстепенной. Кроме того, они утверждают, что концепция новозаветного прощения является личным, а не государственным делом.
Последним в списке стоит возмездие, сторонники которого утверждают, что смертная казнь должна быть разрешена за определенные преступления, в первую очередь за убийство, потому что люди созданы по образу Божьему и отражают Бога здесь, на земле. Согласно ему, главная цель правосудия - наказать правонарушителя, причем наказание вступало в силу до того, как был издан Закон Моисея. Смертная казнь назначается правительству, которому Бог поручил привести приговор в исполнение, а не отдельным лицам (Рим. 13:4).
Те, кто выступает против идеи возмездия, в первую очередь утверждают, что Десять заповедей гласят “не убий” (что неверно – в них говорится “не убивай”, а еврейское слово указывает на различие между оправданным убийством и насильственным убийством), что в прошлом невинных людей казнили за преступления, которых они не совершали, и что нам сказано подставить другую щеку (Мф. 5:39; на самом деле это оскорбление человека, а не опасное для жизни действие).
Итак, какая из библейских теорий о смертной казни верна, если таковая вообще существует?
Я бы сказал, что я полностью принадлежу к лагерю сторонников возмездия и что именно эта теория имеет для меня наиболее практический и библейский смысл. Но, может быть, вы придерживаетесь иного мнения? Если да, то именно поэтому под статьёй есть раздел комментариев, так что дайте мне знать, что вы думаете.
|