Во время второй волны того пробуждения, в 1740-41 годах, Джонатан Эдвардс посетил город Энфилд и проповедовал то, что было названо самой известной проповедью, сказанной из Библии. Она называлась «
Грешники в руках разгневанного Бога», основываясь на тексте Второзакония 32:35. Вот свидетельство того дня:
«В то время как люди в соседних городах испытывали великие душевные страдания за свои души, местные жители этого городка чувствовали себя безопасно, свободно и непринуждённо. Лекция была назначена в Энфилде; а люди из соседних мест были настолько впечатлены беззаботностью местных, и исполненные страха, что Бог, в Своём праведном суде, прошел мимо них, в то время как божественный дождь падал вокруг них, простирали перед Ним, моля о милости за их души. Когда назначенное для лекции время пришло, было много служителей из соседних мест, а некоторые пришли издалека. Когда они вошли в дом, вид собравшихся был беззаботный и непринуждённый. Люди едва проявляли друг к другу обычную вежливость. Проповедовал Джонатан Эдвардс. Его прямая и простая манера, и в языке и в подаче, и его устоявшаяся репутация святости и знания истины не дали возобладать подозрительности, с которой привыкли всех встречать его слушатели. Он начал в ясном, аккуратном, демонстративном стиле учителя, страстно желая получить результат своих усилий и беспокоясь, чтобы каждый шаг его аргументации был ясен и вполне понятен. Его текст был Второзаконие 32:35, «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них». По мере продвижения в изложении смысла текста, его тщательная логика привела слушателей к следствиям, которые даже самое буйное воображение не смогло бы представить. Его крайне ужасные описания гибели и ужаса для нераскаявшихся только помогли им понять более ясно истины, в которые он побуждал их поверить. Эффект был неожиданным. Ещё до конца собрания люди были глубоко впечатлены и склонились под сильным обличением своего греха и ужаса. Люди испытывали такие страдания и плач, что проповеднику пришлось призывать к тишине, чтобы он мог быть услышанным. Это было началом того самого великого и сильного дела в том месте, ради которого в эту колонию стоило приезжать».
Другое свидетельство того случая описывает людей, кричащих в ужасе и держащихся за стулья и столбы церкви из-за чувства, что они буквально соскальзывают в ад.
Люди, знающие мерзость греха и развращение своего сердца и то, что за спасение заплатил Господь Иисус, являются самыми лучшими в проповеди Евангелия Божьей Любви беззаботному и развращенному миру.
После своего переживания действия Духа в обличении людей в грехе, Дункан Кампбелл написал:
«Богом посланное пробуждение всегда должно соотноситься со святостью и реальным Новозаветным отделением. Да, это была правда, которую они открыли; пробуждение грядёт. Бог был прославлен, они увидели людей, настолько сверхъестественно изменённых, что святость характеризовала каждую часть их сущности, тела, души и духа… Если секрет святости – это полное наполнение души жизнью Христа; если крещение Святым Духом является, в его последнем анализе, откровением Иисуса; если красота христианского характера приходит от единения Его личности с моей, то уж точно, что самая великая нужда христианской церкви сегодня есть чистое сердце».
© Перевод Сергея Назарова, 2012.