Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста.
Вопросы с деньгами разделяют друзей, а когда дело доходит до отношения к денежной выгоде с библейской точки зрения, то и толкователей! Действительно, тот «кто серебра своего не отдает в рост», согласно Псалму 14:5, является богоугодным человеком, который также «не принимает даров против невинного». Но то, что не сразу заметно, это то, что заёмщик обычно описывается как тот, кто нуждается и не способен поддержать себя. Этот момент отражен в двух из трёх основных местах на эту тему: Исход 22:25 и Левитам 25:35-37 (третье место – это Второзаконие 23:19-20).
Причина для такого строго запрета против наживы была в том, что слишком многие в Израиле использовали этот метод, чтобы не помогать бедным и своим согражданам. Второзаконие 23:20 говорит: «иноземцу отдавай в рост». Очевидно, что это тоже самое, что и кредитование в бизнесе или инвестиция. Иноземец подпадает по категорию «пришельца», который постоянно проживает среди израильтян. Но закон защищает «пришельца» с теми же привилегиями что и израильтян в вопросе займа в рост с бедного (см
... Читать дальше »
Является ли шестая заповедь запрещением забирать любую форму жизни в любом виде? Или же она ограничивается только человеческой жизнью? И если она ограничена только человеческой жизнью, этот запрет относиться ко всем обстоятельствам, методам и случаям во все времена?
Еврейский язык обладает семью словами, относящимися к убийству, и слово, использованное в этой шестой заповеди, появляется только 47 раз в Ветхом Завете (ВЗ). Это еврейское слово רצח относиться только к убийству человека и никогда к убийству животных и даже не к убийству людей на войне. Оно не несёт в себе значения орудия убийства.
Если любое из семи слов в значении «убивать» в ВЗ образовывает «убийца», то это этот глагол. Он подразумевает преднамеренность и умысел. Без исключения, особенно в конце периода ВЗ, он относится к умышленному, насильственному убийству (Псалом 93:6; Притчи 22:13; Исайя 1:21; Иеремия 7:9; Осия 4:2, 6:9). В каждом примере действие было обдумано сперва в мыслях и жертва была выбрана специально.
Таким образом, ВЗ никогда не использует этот глагол в отношении убийства животных ради пищи (Бытие 9:6) или в случае войны по повелению Бога. Однако это глагол используется в отношении к само-убиению (самоубийство) и в отношении к действиям соучастников убийцы (2 Царстве 12:9).
Отметьте, что Числа 35:31 конкретно отличает преступление убийства от почти 20 других преступлений, наказуемых смертью. Евреи и современные толкователи уже давно придерживаютс
... Читать дальше »
Всем Шалом....
Сегодня хотела бы показать некоторый момент в Малахии 3:10. Моя любимая тема о десятине))). Что сподвигло меня к написанию этого объяснения, так это новая волна (хотя может она и не новая, а я лишь недавно услышала) толкования о десятине, что "Господь сказал приносить десятину в Храм, а Храм Божий это теперь мы, а значит десятину можно брать себе". Ну приблизительно как то так...
Но если мы внимательно посмотрим Мал.3:10, то увидим, что Господь указал на определенное место, куда нужно приносить десятины и приношения... и это НЕ ХРАМ,
... Читать дальше »
Всем Шалом...
Сегодня читала всем известное место Писания...Иеремию 1 глава и обратила внимание, на некоторые отличия. На мой взгляд эти отличия дают более точное понимание призвания Иеремии и по сути предназначения Пророческого служения.
Иер.1:5прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил
... Читать дальше »
Всем Шалом... Недавно на сайте были дискуссии на тему наслаждения и в одном из комментариев сослались на книгу
Исаия 66:12Ибо так говорит Господь: вот, Я направляю к нему мир как реку, и богатство народов - как разливающийся поток для наслаждения вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать.
Именно поэтому я и взяла этот отрывок, чтобы показать, что в рассуждении о наслаждении нельзя на него ссылаться, потому что в оригинале текст в определенном смысле отличается...
Вот как он звучит в еврейском переводе Ибо так сказал Господь: Вот я простираю к нему, как реку мир и, как поток разливающийся, - богатство народов, и питаться (как мать кормит ребенка грудью) будете, на стороне (сбоку, возле, у плеча) носимы (содержать) будете и на коленях лелеяны (ласкать, усыплять,утешать, играть, услаждать — забота о маленьком ребенке).
Этот отрывок говорит о том, что Господь будет носить нас как своих детей у Своей груди и держать на Своих коленях и лелеять. Мне даже сложно понять, какое именно слово они перевели как наслаждение. В любом случае это место говорит нам о Божьей любви и его заботе о нас, как о своих детях. Слава Ему за это во веки...
«Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею».
Тема «ожесточения» появляется 20 раз между Исходом 4 и 14. Но самый проблематичный аспект этих стихов в том, что 10 из 20 раз Бог Сам говорит, что должен ожесточить сердце фараона. Этот факт беспокоит многих читателей Писания, потому что Бог представляется автором зла, а потом возлагает ответственного за это на другого. Мог ли Бог заставить Фараона поступить так, а потом обвинить его за это?
Бог дважды предсказывает, что Он ожесточит сердце фараона. Эти два пророческих упоминания были даны Моисею ещё до того, как вся началось (Исход 4:21; 7:3). Однако должно помнить, что все Божьи пророчества к Свои пророкам имеют приставку «если ты не покаешься». Немногие пророчества безусловные и эти немногие включают Божий завет с силами природы в Бытие 8:2; Его завет с Авраамом, Исааком, Иаковом и Давидом; Его Новый Завет; и Его завет с новыми небесами и новой землёй в Исаий 65-66.
В общем, только обещание, связанные с природой и нашем спасение, не зависят от нас; все другие очень подобны посланию Ионы к Ниневии. Даже хотя Иона никогда не намекал на то, что неотвратимое разрушение Ниневии (после 40 дней) можно избежать через покаяние, царь заключил, что это возможно и худшие страхи Ионы были реализованы; народ покаялся и языческие ассирийцы не получили то, что надвигалось на них!
В случае с фараоном, фараон начал весь процесс через ожесточение своего сердца 10 раз во время первых пяти бедствий (Исход 7:13, 14, 22; 8:15, 19, 32; 9:7, 34, 35 и 13:15). Всегда и только сам фараон ожесточал своё сердце во время этих напастей! Вместо того, чтобы позволить работе Божьей размягчить его сердце во время этих бедствий и прийти к заключению, что Иегова – это единственно истинный Бог, фараон доказал это ожесточив своё сердце. Также эти бедствия, до
... Читать дальше »
Всем Шалом... хочу сегодня обратить ваше внимание на одно место Писания. Ос.6:5-6Посему Я поражал через пророков и бил их словами уст Моих, и суд Мой, как восходящий свет. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений.
Если мы посмотрим в иврите это слово ПОРАЖАЛ, то мы увидим, что это слово
... Читать дальше »
Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него Господь. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
<1>
Эти стихи являются одними из самых трудных для понимания в книге Исход. Почему же Господь хотел умертвить Моисея? Что же он такого сделал – или не сделал? Почему его жена мадианитянка, Сепфора, взяла каменный нож, хотя её не просили, и тот час же обрезала своего сына? В чём смысл того, что она бросила крайнюю плоть своего сына к ногам Моисея, говоря: «ты жених крови у меня»? Почему тогда Господь отошел от Моисея? (Похоже, что Моисей и есть тот, которого подразумевает слово «него»).
Рассказ начинается с наречия, означающего «в то время». Этот сразу же решает одну проблему: этот текст не является первичной историей (т.е. попыткой объяснить, почему случились определённые вещи или какое значение они имеют, что обычно бывает в составе основной истории). Нигде в Ветхом Завете (ВЗ) это наречие не использовалось, чтобы представить первичный/основной материал. Автор захотел поместить этот эпизод в положении реального мира.
Связь между стихами 24-26 и материалом до и после важно. Бог не искал жизни Моисея, как это делал фараон. Есть две ключевые темы. Во-первых, вопрос сыновей. Первенец фараона (Исход 4:23) и сын Моисея (возможно его первенец) вовлечены в этот контекст, что вовлекает Божий призыв к Израилю, его «первенцу» (Исход 4:22). Это противопоставление не случайно и показывает благодать Божью и ответственность к слову Божьему.
Второй момент – это приготовление Божьего слуги. Бог приготовил народ Израил
... Читать дальше »
Сегодня хотела бы обратить ваше внимание на одно место у Пророка Исаии. Цель этого материала показать, что то, что на сердцах евреев лежит покрывало - это не совсем решение евреев, в том смысле, что они этого не искали. )))
Истина в том, что САМ ГОСПОДЬ сделал это. Точно так же как мы читаем, что Господь с определенной целью ожесточил сердце фараона, чтобы явить Свои чудеса в Египте. И в данном случае в отношении евреев, Бог ожесточил сердца евреев в отношении Христа до определенного времени. И если Он это сделал, то значит у Него была для этого цель. И эта цель - спасение язычников.
... Читать дальше »
«Старейшины послушают тебя и пойдут с тобой к Египетскому царю, и вы скажете ему, что Иегова, Бог иудейского народа, явился нам и велел нам идти три дня по пустыне, а после того принести жертвы Иегове, Богу нашему».
Это пример полуправды или ухищрение, чтобы обмануть фараона? По другому говоря, просьба израильтян о походе на три дня в пустыню для жертвоприношения Богу была всего лишь поводом, чтобы уйти из Египта и убежать в Палестину прежде, чем войска фараона могли легко настигнуть их?
Поскольку этот языческий царь так никогда и не подчинил свою волю Божьей воли, оправдано ли для Моисея и старейшинам хитрить с ним, пока дети Израиля не выйдут? Цель оправдывает средства? Или же, если это слишком сложно для верующих, не должны ли Моисей и старейшины были избрать меньшее зло ради возможно большего добра?
Каждый из этих вариантов был предложен в этической теории. Но каждый поднимает разного рода проблемы для христиан. Даже место в Псалме 17:27 с истолкованием раввина Раши не проясняет ситуацию: «а с лукавым [некоторые предполагают фараона] - по лукавству его». Но мы возразим, что Божий суд не пришел на фараона пока он не отверг все попытки принять Божий план.
Всё же, наилучшее решение было давно предложенно отцом церкви четвертого столетия, Августином и пятнадцатого столетия испанским экзегетом Абарбанелем. По их мнению, Бог преднамеренно уменьшил Свой запрос к Фараону, представив его вначале как честную простую просьбу, чтобы народу Израиля было позволено совершить трехдневный поход в пустыню после которого бы они вернулись. По правде говоря, эта первая просьба привела бы ко всё более сложным для фараона; однако они должны были подготовить фараона сделать то, чего он не мог бы сделать иначе.
Если бы фараон согласился с этой просьбой, то израильтяне не могли бы превысить пределы этого разрешения. После
... Читать дальше »
Всем Шалом.
На днях обратила внимание на одно место Писания, которое мы часто цитируем. И увидела, что оно в оригинале немного значительно отличается от обычного понимания Прит.1:7Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.
В иврите написано:
... Читать дальше »
Этическая проблема лжи возникает в связи с докладом фараону повивальных бабок Шивра и Фуа. Спрошенные египетским царём о том, почему они не исполняют приказ об убийстве всех еврейских младенцев во время приёма родов повивальными бабками, они врут, сказав фараону, что они не успевают приходить, как уже те рождаются (Исход 1:19).
Конечно же, они врали, но Писание, как обычно, не ограничивается моралью только в одном пункте. Тем не менее, нам необходимо оценивать происходящее с точки зрения всего Писания.
Бог благословил этих женщин за их акт лжи, но одобрение в одной части не значит одобрение во всех областях. Например, Бог назвал Давида человеком по Своему сердцу, но ведь был случай с Урией и Вирсавией. Соломон был назван Иедидиа, что значит «возлюбленный Господом», но у него было тысячи неправильный вещей! Исход 1:21 говорит, что Шифра и Фуа были благословлены Господом, потому что «боялись Бога», а не потому что врали. Таким образом, их почтение и страх перед Богом превосходил их преданность фараону. Они верили Господу и боялись попасть в Его руки, чтобы дать отчёт за убийство детей, больше, чем они боялись попасть в руки фараона. Но это не говорит, что женщины были правы во всём, что делали или говорили.
Повивальные бабки не имели право врать, даже когда, казалось бы, столкнулись такие противоречивые абсолюты, как говорить правду и спасать жизнь. Вместо этого они были обязаны сохранять жизни и чтить истину.
См. также комментарии на Исход 3:18; И. Навин 2:4-6; 1 Царств 16:1-3
Всем Шалом... Сегодня хочу показать вам одно место Писания. Это отрывок из псалма Моисея. Пс.89:10Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
С этим местом Писания много вопросов. Выглядит все так, что Моисей говорит, что лучшая пора нашей жизни, это когда мы трудимся и болеем )))) Ну я думаю, что многие бы с этим поспорили. Поэтому есть смысл капнуть глубже...
... Читать дальше »
«И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей».
Как может Бог быть Богом, если люди действительно свободны принимать свои собственные решения? Не случится ли так, раньше или позже, что эти два свободных агента (Бог и человек – прим. переводчика) столкнуться в конфликте и одному придётся уступить другому.
Этот отрывок утешает многих и помогает лучше понять то, как принципы Божественной суверенности, человеческой свободы и личной ответственности соотносятся друг с другом. Оно подтверждает, что Божественная суверенность и человеческая свобода сочетаются так, что порой становиться удивительно.
Бог ненавидит всякий грех полной и неуёмной ненавистью. Однако Его прерогатива в том, чтобы позволять хорошему выходить из плохого. Действительно, никакой грех не может быть сделан без Его знания или же против Его святой воли. В этом смысле грешники являются зачастую служителями Его работе провидения, также как и Его святые.
Когда из-за зависти и ненависти братья продали Иосифа в рабство, Бог же по Собственному чудесному провидению отправил его в Египет, чтобы спасти не только этот языческий народ (доказательство, что общая благодать доступна всем), но и тех самых людей что продали его в эти ужасные обстоятельства. Через это Иосиф достиг положения, против которого и выступали братья. И, в конечном счете, Бог был прославлен.
Иосиф получил урок признавать и почитать Божье обеспечение в своих обстоятельствах. Он учил своих братьев этими же истинами. Они и мы тоже должны видеть Божью руку не только в Его благости и милости к нам, но также и в наших страданиях и скорбях.
Грешники не могут отменить или не допустить естественные последствия греха, которые обычно приводят к несчастью, но существует бесчи
... Читать дальше »
В Малахии 3:6 Бог заверяет: «Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь». Вот почему христианская доктрина учит, что Бог постоянный – то есть, неизменный. Обетование этого постоянства и стабильности в природе и характере Бога было подтверждено многими верующими в течение времён. Когда всё остальное меняется, мы можем помнить, что живой Бог никогда не подведёт и не поколеблется из-за чего-либо в том, кто Он есть и что Он обещал.
По этой причине многие законно смущаются, когда читают, что Господь «восскорбел» или «раскаялся», что создал мужчину и женщину на земле. Как совместить постоянство и переменчивость Бога в Писании?
Писания часто используют фразу «Бог раскаялся». Например, Исход 32:14 говорит: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой». Или 1 Царств 15:11: «жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил». В Иеремии 26:3: «Может быть, они послушают и обратятся каждый от злого пути своего, и тогда Я отменю то бедствие, которое думаю сделать им за злые деяния их». (См. также Иеремия 26:13, 19, Иона 3:10).
Еврейский корень, стоящий за всеми этими словами, по-разному переведёнными, «отменю», «раскаюсь», «сожалею» или «восскорбел» - nh\m. В своём основании этот корень мог отражать идею дыхания или глубокого вздоха. Это предполагает физическое проявление одного из чувств – сожаления, сострадания или утешения. Этот корень отражен в таких именах как Неемия, Наум и Менаим.
Когда же говориться о Божьем раскаянии, смысл не в том, что Он изменился в Своём характере или в том, за что Он держался. Наоборот, у нас есть только человеческий термин, который неадекватно соотноситься к совершенно хорошему и необходимому Божьему действию. Такой термин называется ... Читать дальше »