«Моисей сказал: покажи мне славу Твою.
И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать - помилую, кого пожалеть - пожалею.
И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых.
И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;
когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду;
и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо».
Возможно ли увидеть Бога? С одной стороны некоторые тексты указывают, что Бог был виден. Бытие 32:30 говорит: «И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя». Исход 24:9-10 подобным же образом учит, что «Потом взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели Бога Израилева…» Исход 33:11 указывает на ещё одну особенную деталь: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» Судьи 13:22 рассказывают, что Маной сказал своей жене: «верно мы умрем, ибо видели мы Бога». Вновь, в Исайя 6:1: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…» И наконец, Даниила 7:9 утверждает: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь». Все эти тексты показывают, что иногда Бога можно увидеть.
Однако есть другие места, которые утверждают, что невозможно увидеть Бога. Прежде всего это Исход 33:20. Аналогично, Второзаконие 4:15 предупреждает: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня». В дополнении к этому моменту, Иоанна 1:18: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». И вновь в Иоанна 5:37: «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». Действительно, Бог описан в 1 Тимофею 1:17 как «Царь веков, нетленный, невидимый» и как «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (см. 1 Тимофею 6:16).
Чтобы разрешить эту дилемму, сперва отметим, что некоторые из этих визирований являются видениями, как в случае с Исайей и Даниилом. В других случаях видимости подчёркивается прямота доступа. Например, в Исходе 24:9-11, Моисей и Аарон, Надав и Авиуд и семьдесят из старейшин ели и пили в Божьем присутствии, но они описывают только Его ноги и то, что под ногами. Им не было разрешено видеть Божье лицо. В другом примере, встреча Иакова с Богом описывается как «лицом к лицу», как и дружба Моисея с Богом. (Разница возникает от способа использования термина «лицо Божье» в разных контекстах. В одном передаётся близкое общение, превышающее видения и Богоявления; в другом ссылка на познание Бога, которое превышает наши способности и надежды). Другие, как Манной и его жена, переживали христофанию или теофанию, что значит явление Христа или Бога через видения или в предвоплощённом явлении.
То, что Моисей просит в Исходе 33:18, «покажи мне славу Твою» было больше, чем Господь бы дал для блага Моисея. При этом Бог позволил Своей «славе» (в англ. «благость» - прим. переводчика) пройти перед Моисеем и провозгласил Своё «имя» в присутствии Моисея.
Таким образом, вместо того, чтобы показать Моисею Свою личность или описать Свой облик, Господь даёт Моисею описание того, кто Он есть. Это «имя» Божье включает Его природу и характер (Псалом 19:2, Лука 24:47, Иоанна 1:12), доктрину (Псалом 21:23, Иоанна 17:6, 26) и стандарты для праведной жизни (Михей 4:5). Римлянам 9:15 цитирует Исход 33:19 и применяет это к Божьей суверенности.
После того как Бог провозглашает Своё имя и суверенность, Он обещает Моисею взгляд на Его определённые аспекты. Об этих аспектах до сих пор спорят, что бесполезно, особенное если учесть диапазон значений слова «сзади» или контекст, в котором оно используется.
Бог поместил Моисея в расселину скалы, по-видимому пещерообразную, и затем провёл Свою славу. Слава Божья прежде всего относится к абсолютному весу реальности Его присутствия. Присутствие Божье прошло рядом с Моисеем в пространственных терминах.
Но Моисей не был способен выдержать впечатляющую чистоту, яркость и реальность лучей славы Самого Бога. Вместо этого Бог защитил Моисея от несчастья (возможно смертельного) видеть эту славу. Поэтому, в поразительном антропоморфизме (описании реальности Бога в терминах или аналогиях понятных смертным), Бог защитил Моисея от всех эффектов прямого обозревания славы Божьи, помести Свою руку на лицо Моисея, пока не прошла вся Его слава.
То, что это фигура речи, ясно из двойственного воздействия проходящего мимо Бога, в то же время защищающего Моисея Своей «рукой». Только после того как прошла Его слава или присутствие, Бог убрал свою добрую, защищающую «руку». Затем Моисей увидел то, что позволил Бог.
Но что же Моисей увидел? Переводчики говорят о Божьем «заде». Но поскольку Бог есть Дух (Исайя 31:3, Иоанна 4:24) и не имеет формы, о чём же это говорит? Слово «сзади» можно легко отнести с «после эффектов» славы, которая прошла.
Это хорошо сочетается как с контекстом, так и со значениями использованного здесь еврейского слова. Моисей не видел славу Божью напрямую, но лишь после того как она прошла, и Бог позволил ему увидеть результаты, послесвечение, которое произвело Его присутствие.
См. также комментарии на Исход 24:9-11; Иоанна 1:18.
Спасибо за статью! Нам лучше чем Моисею..)....с нами Дух Святой Божий, есть возможность, учиться ходить лицом к лицу каждый день. Думаю это бoльшая привилегия.
Чтобы встречаться лицом к лицу с Богом, должно научиться его слышать и днем и ночью, не через книги, не через слова сказанные земными, а через шепот в сердце, а этот дар редок, очень редок у людей пока.