В недавней речи Биньямин Нетаньяху сослался на слова Екклесиаста: "время войне" в качестве оправдания военной операции Израиля в Газе. Но уместно ли такое использование Библии? Это сложно, говорит Марк Вудс |
"Библия говорит, что есть время для мира и время для войны. Сейчас время войне", - объявил премьер-министр Израиля на недавней пресс-конференции
Как христиане должны реагировать на то, что происходит в Израиле и Газе? Что говорит Библия?
Это два вопроса, к которым часто относятся так, как будто это почти одно и то же. Мы обращаемся к Библии за руководством, особенно в важных вопросах, и, несомненно, в ней должно быть что-то сказано по этому поводу.
Ну, и да, и нет. Наши вступительные вопросы на самом деле совершенно разные, и если мы обратимся к Библии за простыми ответами на такие вопросы, мы их не найдём.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху недавно процитировал Екклесиаст 3:8: “время войне, и время миру”. Сейчас, по его словам, настало время для войны. Но Иисус процитировал Левит 19:18 и сказал: “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матфея 22:39), и он также сказал: “Блаженны миротворцы” (Матфея 5:9). Все эти высказывания являются библейскими.
Поэтому, когда христиане – особенно христиане, которые не живут в регионе, – обращаются к Библии за руководством о молитве за Израиль и Газу, одного знания текстов Библии недостаточно. Нам нужно вооружиться всеми необходимыми инструментами, чтобы понять, что там происходит. Я думаю, есть, в частности, три; и есть также три вещи, которые должны определять то, как мы молимся.
Во-первых, нам нужно чувствовать, а не просто думать. Христианский ответ на этот конфликт, который имеет долгую историю, заключается не в том, чтобы суммировать правильные и неправильные действия в абзацах.
Когда ХАМАС напал на Израиль 7 октября, он совершил ужасающие акты террора. Погибло около 1400 израильтян, большинство из которых были мирными жителями, убитыми в своих домах или на улице. Около 240 человек были взяты в заложники в возрасте от 9 месяцев до 85 лет. Эти кровавые акты были совершены с садистским энтузиазмом. Были убиты целые семьи. По словам госсекретаря США Энтони Блинкена: ”Отцу выкололи глаз на глазах у его детей, матери отрезали грудь, девочке ампутировали ногу, мальчику отрезали пальцы перед казнью, а затем их палачи сели и поужинали”. Детей связали и сожгли заживо. За пределами Израиля толпы антисемитов ополчаются на евреев. Если мы не испытываем ярости по этому поводу, наши моральные ориентиры серьезно нарушены.
Это произошло 7 октября. С тех пор Израиль обстреливал Газу ракетами. Число пострадавших оспаривается из-за того, что министерством здравоохранения Газы руководит ХАМАС. Но даже если цифра в 11 000 человек завышена, очевидно, что погибли многие тысячи невинных людей, в том числе много женщин и детей. Погибли сразу целые семьи. Еда и вода на исходе; не поддающиеся лечению больные умирают, женщины рожают без медицинского присмотра, нигде нет безопасности. Мы тоже потрясены этим.
Итак, мы можем представить себе два заявления, одно израильское, другое палестинское:
“Если невинные люди должны умереть, чтобы ХАМАС мог быть побеждён, нам жаль, но это необходимо сделать”.
“Когда вы убиваете тысячи невинных людей, вы теряете моральный авторитет и заставляете выживших ненавидеть вас”.
И то, и другое продиктовано глубоким моральным убеждением. Они ощущаются сердцем. Если мы хотим сказать что-то значимое, те из нас, кто находится на расстоянии от конфликта, должны, по крайней мере, начать чувствовать гнев, страх и горе как израильтян, так и палестинцев. И это библейский ответ: библейский Бог не является ледяным рационалистом, Он страстно любит и ненавидит.
Во-вторых, нам нужно знать нашу историю и текущие дела. Нам нужно знать о долгой истории антисемитизма, кульминацией которой, хотя и не завершающейся, стал Холокост, за который христиане несут такую тяжелую ответственность. Нам нужно знать о борьбе Государства Израиль за выживание против внутренней ненависти соседей, которые не могли мириться с его существованием. Нам нужно знать о годах терроризма, ракетных обстрелах, о моральных и экономических издержках ежедневной жизни в условиях войны, в окружении врагов.
И нам нужно знать о Накбе, перемещении и насильственном лишении собственности палестинцев после войны 1948 года; о длительной оккупации Западного берега Израилем и ограничениях на обычную жизнь, наложенных оккупантами на палестинцев; о разрушенных бульдозерами домах палестинцев, убийствах и насильственных нападениях поселенцев, о земле, которую они захватили. и ресурсы, отобранные у тех, кто считает их своими.
Нам нужно знать о неудачах дипломатии с обеих сторон – с израильской, движимой отчасти идеологическими претензиями на всю библейскую территорию, а отчасти оправданными опасениями за свою безопасность; с палестинской, отчасти глубоким чувством несправедливости из-за того, что они пережили, и отчасти из-за идеологическое сопротивление существованию Израиля вообще.
Одной из замечательных особенностей Библии является то, что она так часто рассказывает историю другого человека, или аутсайдера; она даёт голос безмолвным и заставляет нас смотреть другими глазами.
У каждой стороны есть своя история. Мы не предаём ни одну из сторон, слушая историю другой.
В-третьих, нам нужно знать, что христиане до нас тоже думали о войне. Не то чтобы это было чем-то новым; всегда существовало противоречие между этическими требованиями любящего Бога и суровой реальностью жизни в падшем мире. Мы боролись с этим со времён первых церковных богословов. Тертуллиан по разным причинам утверждал, что военная служба несовместима с христианской верой; Августин указал на слова Иоанна Крестителя в Луке 3:14, когда он повелевал солдатам прекратить угнетать людей и довольствоваться своим жалованьем, но не переставать быть солдатами.
И не только вопрос о том, следует ли вести войны, но и о том, как они должны вестись, тоже был темой с самого начала. Амвросий признавал, что иногда необходимы военные действия для поддержания справедливого мира, но он бесстрашно осудил императора Феодосия за его зверства в Фессалонике. Августин также сказал: "Поэтому, даже ведя войну, лелейте дух миротворца, чтобы, побеждая тех, на кого вы нападаете, вы могли вернуть их к преимуществам мира..."
В средневековый период Фома Аквинский разработал "теорию справедливой войны", которая до сих пор является основой морального осмысления войны сегодня; война должна иметь справедливую причину, быть объявлена надлежащим органом власти и вестись по уважительной причине. Позже теологи добавили дополнительные условия: это должно быть последнее средство, оно должно защищать гражданское население, насколько это возможно, и благо, достигнутое победой, должно быть больше зла, приведшего к войне.
Отчасти из-за увеличения количества репортажей с полей сражений, чему способствовала коммуникационная революция, фактическое ведение войны сегодня подвергается большему моральному контролю, чем когда-либо прежде. Например, массовое разрушение немецких городов во время Второй мировой войны, в то время в значительной степени не вызывавшее сомнений, сегодня было бы расценено на Западе как совершенно неприемлемое.
Мы можем видеть, как это противоречит моральным проблемам на страницах самой Библии, например, в книге Иова, или когда Иезекииль критикует идею греха между поколениями (глава 18). Мы не прекращаем учиться; Библия всегда может раскрыть больше.
Это некоторые из инструментов, которые мы используем для рассмотрения того, что Библия может сказать об Израиле и Газе, а также для решения более широкого вопроса о том, как израильским евреям и палестинцам жить вместе в будущем. И хотя должно быть очевидно, что ответов в виде корректурного текста не существует, Библия имеет глубокое значение. Вот три вещи, о которых она говорит нам с абсолютной ясностью и которые должны послужить основой для наших молитв о мире.
Во-первых, ни один человек не стоит больше или меньше другого из-за того, где он родился или на каком языке говорит. Каждый из нас создан по образу Божьему (см. Бытие 1:27); в Малахии 2:10 говорится: "Разве у всех нас не один Отец? Разве не один Бог сотворил нас" (NIV). Видение Исаии о конце времён - "для всех народов трапеза из тучных яств" (25:6), а не только для избранного Богом народа; Евангелие предназначено для всех, и евреи, и неевреи призваны в новое транснациональное сообщество. Жизни израильтян и палестинцев стоят друг друга не больше и не меньше. Когда "враг" дегуманизирован, вы можете делать с ним всё, что угодно. Мы должны молиться, чтобы воюющие стороны помнили о своей общей человечности.
Во-вторых, христиане вверяют отмщение в руки Бога. Есть тёмное желание отомстить тем, кто причинил нам вред; такое желание, которое даёт нам самый ужасный стих во всех Псалмах: "Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!" (136:9). При чтении этого слова следует сделать ударение на слове "твоих"; псалмопевец ищет возмездия. Но Павел в Римлянам 12:19 напоминает нам о словах Второзакония: "Мне отмщение, Я воздам", - говорит Господь; и он добавляет: "Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром" (21). Мы должны молиться, чтобы жажда мести была сдержана, и чтобы добро восторжествовало.
В-третьих, мы верим словам Иисуса, который сказал: "Блаженны миротворцы, ибо они наречутся детьми Божьими" (Матфея 5.9, NIV). Он никогда не говорил: "Блаженны творцы войны"; иногда война может быть необходима, но она никогда не бывает "правильной"; она всегда только ‘менее неправильная’. Поэтому мы должны молиться, чтобы Бог укрепил руки своих детей-миротворцев, чтобы он обуздал тех, кто творит зло, и чтобы всё, что выйдет из этого конфликта, было лучше, чем то, что было раньше.
Христиане всегда призваны защищать слабых, сирот или незащищенных (Псалом 81:3–4). В настоящее время это израильские заложники; но они также являются гражданскими лицами Газы.
И как только мы сделаем наше домашнее задание и прочитаем Библию, мы сможем задать вопрос: "Что бы сделал Иисус?" с некоторой надеждой на истинно христианский ответ.
Mark Woods - баптистский священник и писатель
|