Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
Принцип, которым руководствовался суд в Израиле, был в том, что человеческое правительство не должно вменять детям или внукам вину за то, что их отцы или предки накопили. В Писании каждый человек перед Богом сам подотчётен за свои собственные грехи.
Хотя этот принцип признаётся во Второзаконии 24:16, похоже, что есть случаи, когда это не применяется. Например, ребёнок, рождённый от Давида и Вирсавии, умер из-за их греха (2 Царств 12:14-18). А семь внуков Саула были преданы смерти из-за греха Саула (2 Царств 21:5-9). Как же нам примирить эти противоречивые факты?
Некоторые также приводят факт, что грехи отцов влияют на детей до третьего и четвертого поколения (Исход 20:5, Второзаконие 5:9). И конечно это входит в прямое противоречие с принципом из Второзакония 24:16.
Но Второзаконие 24:16 имеет дело с обычным криминальным законом. Здесь недвусмысленно запрещается винить детей за грехи и вину, заслуженную родителем. Если сын заслуживает наказания смертью, отец не должен принимать смерть в место него или наоборот. Этот пункт повторяется несколько раз в таких местах как 4 Царств 14:6, 2 Паралипоменон 25:4, Иеремия 31:30 и Иезекииль 18:20.
Принцип имения дела с каждой личностью в соответствии с индивидуальной виной является одной стороной равенства. Другая сторона – это то, что Бог оставил за Собой право принимать окончательные решения. Не все ситуации могут, или являются, разрешимыми человеческим судом. Некоторые должны ждать вердикта, который даст Бог.
Есть и третий элемент, с которым также надо считаться. Это понятие трудно для западного мышления, поскольку мы ставим большой акцент на индивидуальности. Но Писание предупреждает нас, что есть такая вещь, как корпоративная/совместная ответственность. Никто из нас не функционирует в полной изоляции от общества и окружающих людей, с которыми мы соприкасаемся. Линии родства выходят за пределы нашего дома и церкви ко всему обществу и постепенно к нашей стране и миру, в котором мы живём.
Есть три фактора, участвующие в общей ответственности в Ветхом Завете. Первый – это единство. Часто вся группа рассматривается как нечто единое. В 1 Царств 5:10-11, например, ковчег Божий отослали в Аскалон филимстинский. Поскольку мучительные наросты проявлялись в предыдущих филистимских городах, где был ковчег, асколонитяне возопили: «отошлите ковчег Бога Израилева; пусть он возвратится в своё место, чтобы не умертвил он нас и народа нашего». Вся группа почувствовала, что они разделяют вину того, что сделали их лидеры, захватив ковчег Божий.
Второе, иногда единственная фигура представляет собой всю группу. Кто-то, кто включает психологию группы, один, как страдающий Слуга Господень, предстоящий за многих.
Третий фактор – это колебания от индивидуума к группе, и наоборот. Классический пример появляется в И. Навине 7:11, когда Господь утверждает, что «Израиль согрешил», хотя признался Ахан: «я согрешил» (И. Навин 7:20).
Каждая ситуация должна быть расценена, чтобы понять где применяется принцип человеческого суда, а где Божественная прерогатива окончательного суда или случай корпоративной солидарности. Мы на западе до сих пор понимаем, что один предатель может подвести всю армию, но мы не всегда понимаем, как действия одного переносится на Божественную арену или имеет множественные последствия. Писания имеет дело со всеми тремя одновременно.
В случае с Давидом и Вирсавией ясно, что потеря ребёнка была связана с тем фактом, что Давид прелюбодействовал с женой Урии, хотя Урия верно служил Давиду на войне. Здесь не был вовлечён человеческий суд, но это дело было Божьей прерогативой.
История о семи внуках Саула переносит нас в область общенародной вины. Саул нарушил договор, заключённый с гаваонитянами во имя Господа (И. Навин 9:3-15). Весь народ был связан этим договором, сделанным во дни Иисуса Навина. Таким образом, когда Саул, как глава народа, совершил злодеяние против гаваонитян, это был поступок против Бога и это вовлекло весь народ. Богом инициированный голод опустошал землю, пока требование о справедливости не было исполнено. Когда Давид вопросил о причине голода, Бог ответил: «это ради Саула и кровожадного дома его, за то, что он умертвил гаваонитян» (2 Царств 21:1).
Саул и его сыновья уже пали в битве на горе Гелвуе, но его дом разделил позор. Только Бог знал, почему эти семь внуков разделили вину; это не оговаривается в тексте. По-видимому, они имели некоторую степень соучастия в этом. Поскольку только Бог знал, то это было дело Бога, а не человеческого суда, чтобы разрешить эти случаи.
Что касается повеления, что грехи отцов влияют на детей до третьего и четвертого поколения, мы можем видеть, что этот текст ясно учит, что это происходит, когда дети повторяют мотив, который вызывал грех их родителей – то есть, они тоже ненавидят Бога. Но когда дети любят Бога, эффект – это благословение на тысячи поколений!
Об индивидуальной ответственности и групповой или общественной ответственности говорится в Писании. Мы должны тщательно определять эти типы ответственности. Но ни в одном случае принцип судов не должен обвинять детей за неправильные дела предков. И если Бог настаивает на этом принципе как основе для справедливости в человеческом правлении, должны ли мы думать, что Он сделает что-то меньше в Своём собственном правлении?
Никто никогда не потеряет вечную жизнь из-за того что его/её предки сделали или не сделали. Каждый будет вечно жить или страдать за свои собственные дела (Иезекииль 18). Наш стандарт о справедливости коренится в характере Самого Бога.
Благость Бога и Его стремление прощать и забывать грех видна в Исходе 34:6-7. Тема этих стихов повторяется в Числах 14:18, 2 Паралипоменон 30:9, Неемия 9:17, Псалом 85:15, 102:8, 110:4, 115:5, 144:8, Иоиль 2:13, Иона 4:2 и Наум 1:3.
Но Божья благодать сбалансирована прошлой частью Исхода 34:7, которая предупреждает, что «[Бог] сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». Это оборотная сторона монеты, которая говорит, что Божья милость и Его любовь говорит о Его справедливости и праведности. Злых людей, которые своими действиями склонны к предыдущим делам отцов, продолжают грешить против Бога, как и их отцы, без покаяния, этот текст вновь предупреждает, что наказание Божье падёт до «третьего и четвертого рода». Однако следует помнить, что полная формулировка включает в себя важный фактор «тех, кто ненавидит Меня». Но там где есть любовь, эффект распространяется на тысячи поколений!
В этой связи важно отметить, как 2 Царств 12:14 заявляет о грехе Давида и Вирсавии: «но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын». Хотя верно то, что Давид был полностью прощён за свой грех блуда и убийства (см. Псалом 31 и 50), последствия за его грех не возможно было отменить, потому что они следуют также неизбежно, как день следует за ночью. Иначе говоря, просто потому, что Бог знает, что грабитель примет Его как Спасителя через несколько лет после ограбления, Бог, таким образом, не изменяет структуру биты, используемой в грабеже, и которая теперь опускается на голову невинной жертвы, в мягкое спагетти; она остаётся твёрдой, чтобы повредить череп ничего не подозревающей жертвы. Случай Давида и Вирсавии подобен: последствия греха также реальны как творение новой жизни, которое исходит от сексуальной связи. Этот случай дал врагам Божьим бахвалиться и продемонстрировать ещё большее презрение к Богу, Его народу и их стилю жизни. По этой причине Бог исполнил суд над Давидом: «умрёт родившийся у тебя сын».
См. также комментарии на И. Навина 7:1, 10-11; 2 Царств 21:1-9, Иезекииль 21:4, Римлянам 5:12.
Hard Sayings of the Bible
|