Псалмы проклятий дают нам разрешение смело бороться со злом
На прошлой неделе я увидела фотографию, от которой не могу избавиться: украинский отец, сжимающий лицо безжизненного тела своего маленького сына, которое полностью покрыто окровавленной простыней, за исключением ореола светлых волос. Этот убитый горем отец прижимается лицом к волосам своего сына, цепляясь за него, отчаявшийся и сломленный. Я закрываю глаза, чтобы помолиться, и вижу этот образ.
Когда я думаю об этом, у меня разрывается сердце. Но я также чувствую гнев. Я сталкиваюсь с чем-то вроде материнского чувства ярости. Невинный ребёнок был жестоко убит, потому что российский лидер решил, что хочет, чтобы соседняя суверенная страна была его собственной.
Насилие в Украине заставляет меня, как и многих из нас, чувствовать себя беспомощными. Я беспомощно наблюдаю, как танки въезжают в города, как обстреливаются гражданские объекты, как жестоко обрываются жизни целых семей. Что мне делать с этим гневом и разбитым сердцем?
Как я недавно обсуждала с Дэвидом Френчем и Кертисом Чанем, я ловлю себя на том, что снова и снова обращаюсь к Псалмам проклятия. Каждое утро я молюсь по Псалму 7:15-17, имея в виду ...: “Вот, нечестивый человек зачинает зло, беременен нечестием и рождает ложь. Он делает яму, выкапывает её и падает в яму, которую он сделал. Его зло возвращается на его собственную голову, и на его собственный череп нисходит его насилие” (ESV).
Проклятие - это проклятие. Псалмы проклятия - это те, которые призывают к разрушению, бедствиям и Божьему суду над врагами. Честно говоря, обычно я не знаю, что с ними делать. Я молюсь по ним просто как заученная практика. Но я тяготею к более чётким обещаниям Божьего присутствия и милости. Мне часто бывает не по себе от насилия и самоуверенной праведности, которые можно найти в такого рода псалмах.
Но они были созданы для таких моментов, как этот.
В семинарии у меня был профессор из Северной Ирландии, который пережил трудности, 30-летнее этнонационалистическое насилие в Северной Ирландии. Он своими глазами видел насилие над невинными.
Когда он был моложе и сам был семинаристом, он переписал Псалом для классного задания. В нём он молился о том, чтобы любой террорист, создавший бомбу, взорвал её у себя под носом. Его американский профессор отвёл его в сторону, отчитал за использование такого жестокого образа и сказал, что ему нужно покаяться. Мой профессор, размышляя об этом воспоминании, сказал мне, что тогда он понял, что его американский профессор никогда не был свидетелем неспровоцированного насилия в отношении невинных людей и детей.
Эти псалмы выражают наше возмущение несправедливостью, обрушенной на других, и они призывают Бога что-то с этим сделать.
Я решительно склоняюсь к христианскому ненасилию и пацифизму. Но я признаю, что в прошлом были времена, когда призывы к миру основывались на наивном понимании человеческого зла.
В книге “Кого убил бы Иисус?” Марк Оллман резюмирует мнение теолога 20-го века Рейнхольда Нибура о том, что "христианские пацифисты чрезмерно уверены в человеческой доброте; они верят, что евангельского закона любви достаточно, чтобы избавить мир от насилия и зла".
“Для Нибура, - продолжает он, - такой подход не только наивен, но и еретичен”. Он основан на взгляде на человеческую природу, который в корне неверен: упрямое убеждение в том, что мы, люди, не так уж плохи и не способны на истинное зло и несправедливость.
Движение за мир 60’х годов часто воплощало эту наивность. Своим неприятием идеи греха и зла и призывом “заниматься любовью, а не войной” она часто закрывала глаза на глубину человеческой порочности в мире. Он предполагал, что человечество находится на восходящей дуге прогресса, которая заканчивается утопией. Но если мы наивны в отношении того, насколько темна человеческая тьма на самом деле, наши молитвы и надежды на мир в итоге оказываются ненадежными прикрытиями для коррупции и разрушения.
Псалмы проклятия называют зло. Они напоминают нам о том, что те, кто обладает огромной властью, способны разрушать жизни слабых с кажущейся безнаказанностью. Это мир, в котором мы живём. Мы не можем просто держаться за руки, петь “Кумбая” и надеяться на лучшее. Наши сердца взывают к осуждению зла, из-за которого отцы плачут в одиночестве над своими молчаливыми сыновьями. Нам нужны слова, чтобы выразить наше возмущение этим злом.
Те из нас, кто стремится к прочному миру, не могут основывать эту надежду на идее о том, что люди по своей сути добры и поэтому недостойны истинного суждения. Вместо этого мы находим нашу надежду в вере в то, что Бог действует в мире, и он так же реален — более реален — чем зло.
Мы надеемся, что Бог совершит истинный и окончательный суд. Мы надеемся на того, кто знает каждого украинца и русского по имени, кто любит их больше, чем я могу понять, и кто отомстит за зло и всё исправит.
Мы отказываемся от мести не потому, что считаем, что человеческое зло недостойно мести, а потому, что верим, что Бог - мститель. Мы надеемся на мир не потому, что возмущены несправедливым насилием, а потому, что верим, что Бог возмущён и Его суждению (а не нашему) можно доверять.
Псалом 34:6-8 просит самого Бога действовать: “Да будет путь их темен и скользок, и да преследует их ангел Господень. Ибо без причины они спрятали для меня свою сеть в яме. ...Пусть гибель настигнет его врасплох; и пусть его сеть, которую он спрятал, поймает его самого: в ту самую гибель пусть он попадёт” (KJV).
Очень часто в псалмах проклятий мы просим, чтобы злые поступки людей отражались рикошетом на них самих. Мы не молимся о том, чтобы насилие порождало ещё большее насилие или чтобы зло начинало цикл мести или возмездия. Но мы молимся о том, чтобы люди были уничтожены их собственными планами и, как молился мой профессор, чтобы бомбы взрывались перед лицами бомбистов.
Если вы похожи на меня и тяготеете к, казалось бы, более сострадательным, менее жестоким частям Писания, такие молитвы могут раздражать. Но мы, привилегированные люди, живущие вдали от войны и насилия, рискуем не воспринять зло и жестокость достаточно серьезно.
Я всё ещё молюсь, ежедневно и искренне, о покаянии Путина. Я молюсь, чтобы российские солдаты сложили оружие и бросили вызов своим лидерам. Но сейчас самое время также взяться за молитву с проклятиями. Это момент, когда я верю в Божью милость, но также и в Его праведный, любящий и защищающий гнев.