Библия не даёт нам простых ответов, которых мы жаждем, особенно когда речь идёт о ⚔ на Украине. Так что же она говорит? Преподобный Марк Вудс рассматривает три сложных отрывка из Ветхого Завета
|
Украина подвергается ➠, в сценах, которые напоминают поля сражений 1944 года. Во время войны инстинкт христиан заключается в том, чтобы обратиться к Библии за ответами на некоторые глубокие вопросы. Почему это происходит? Что нам делать? Как мы должны молиться?
Мы знаем, что война ужасна и неправильна, но большинство из нас думает, что если наша страна подвергнется вторжению, мы должны сопротивляться. Если боевые действия происходят в чьей-то далекой стране, мы менее вовлечены, но, возможно, более конфликтны. Мы пролистываем ленты новостей, чувствуя себя виноватыми из-за того, что были очарованы и напуганы. Благодаря мгновенным социальным сетям мы узнаем, что означает «сопротивление», а вид раненых детей отчасти лишает блеска эту благородную концепцию.
И Библия не такая немедленная помощь, как нам хотелось бы.
В Библии война совершенно нормальна: «в то время, когда выходят цари в походы», — говорится во 2 Царств 11:1. Иногда дело доходит до крайностей, как, например, при завоевании Ханаана. Книга Наума содержит одни из самых волнующих стихов в Ветхом Завете, и это победная песнь, которая открыто радуется истреблению большого числа врагов Израиля. «Господь муж брани», — прямо говорится в Исходе 15:3.
Библия повелевает нам не убивать, но она не говорит нам, что война — это всегда худший вариант. И да, однажды люди превратят свои танки в тракторы (см. Исайя 2:4), но этот день ещё не настал. А между тем, что Библия говорит нам сегодня?
Во-первых, Библия просвещает нас. Он раскрывает наши глубочайшие мотивы и болезни, лежащие в основе культур и цивилизаций. В книге Судей 11 Иеффай — могучий воин, изгнанный сын проститутки и глава банды разбойников, к которому обращаются старейшины Галаада, чтобы избавить их от аммонитян. Он делает это должным образом и обещает пожертвовать первым, кто выйдет из его дома, чтобы встретить его после его победоносного возвращения. Это его дочь, и он держит свою клятву: ей дают два месяца «бродить по горам» с подругами, а потом он её убивает.
Без единого слова прямого осуждения Библия предлагает нам задаться вопросом, почему он это делает. «Я отверз о тебе уста мои пред Господом и не могу отречься», — говорит он (ст. 35). Но почему нет? Возможно, его суровые люди больше не будут уважать его, если он это сделает. Возможно, его авторитет будет скомпрометирован. Возможно, он застрял в шаблоне поведения, который не может сломать. Возможно, он делает это не из ложного чувства долга, а из-за извращенной тяги к власти и боязни её потерять. Совершенно невинная жертва приносится в жертву из корыстных побуждений под прикрытием священного долга (в то время как Бог, конечно, потрясен тем, что делается от Его имени). И, конечно же, когда такая жертва принесена, признать, что она была ненужной, невыносимо; таким образом, этот богохульный экстремизм глубоко укоренился в психике и культуре.
Параллели с тем, что происходит в Украине, не точны – и, может быть, отчасти в этом дело. Библия призывает нас действовать с осмотрительностью. В данном случае это ставит перед президентом П и его сторонниками задачу изучить свои мотивы и аргументацию. Их жертвы - целая страна. Это не должно быть так.
Во-вторых, Библия предупреждает нас. Она глубоко осознаёт себя и хочет, чтобы мы были такими же. Псалом 136 содержит два стиха, которые почти невозможно прочитать: «Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!»
Это ветхозаветное блаженство обещает блаженство тем, кто убивает детей в отместку за убитых детей. Если мы в ужасе отшатываемся от такого текста, то это потому, что мы далеки от тех событий. Но для тех, кто пережил пекло ⚔ на Украине, или войны в Йемене, или долгого убожества конфликтов в Конго, эти слова понятны мгновенно. Когда то, что мы больше всего любим, отнимается у нас с жестокостью или случайностью, желание отомстить возрастает почти неудержимо. Мы хотим, чтобы другие страдали так же, как страдали мы, а в войне потенциал спирали мести почти безграничен. Всего в нескольких словах Библия показывает нам, как мы рискуем скатиться в моральную бездну. В опасности здесь не только русские, но и украинцы.
В-третьих, Библия чтит миротворцев. Следующая история из 1 Паралипоменон показывает нам больше о сердце Бога к насилию.
Когда царь Давид хочет построить храм, Господь говорит ему: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицом Моим». (1 Паралипоменон 22:8). Вместо него храм построит его сын Соломон, человек мирный.
В этих словах есть вызывающий реализм. Войны Давида могли быть необходимы; но они были необходимым злом. Зримый знак присутствия Бога в мире строить приходится не воинам, а миротворцам.
ОСПАРИВАЕТСЯ СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ
Все эти истории сложны. Иеффай побуждает нас исследовать мотивы насилия — и мы сильно ошибаемся, если думаем, что можем предположить, что исследовать нужно только мотивы наших врагов. Псалом 136 предупреждает нас о последствиях уступки нашим самым тёмным инстинктам. Паралипоменон напоминает нам, что Царство Божие не строится насилием, и что блаженными называются миротворцы.
И Библия, как мы видели, гораздо больше, чем свод правил с мгновенным решением для каждой дилеммы. Читая эти истории, мы можем увидеть истину Евреям 4:12: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные».
Преподобный Mark Woods — редактор Библейского общества.
|