"Когда мы говорим об истине, жизни и искуплении, мы говорим о Христе".
"Когда мы говорим о мудрости, мы говорим о Христе. Когда мы говорим о добродетели, мы говорим о Христе. Когда мы говорим о справедливости, мы говорим о Христе. Когда мы говорим об истине, жизни и искуплении, мы говорим о Христе". Так писал Амвросий, епископ Миланский, библейский экзегет, политический теоретик, мастер латинского красноречия, музыкант и учитель; во всех этих ролях он говорил о Христе.
Арестован ради карьеры
Первый латинский отец церкви из христианской семьи, Амвросий также родился у власти, входя в Римскую семью Аврелия. Папа и церковные сановники посещали дом его родителей, когда он был ребёнком, и он был губернатором в северных провинциях Италии до 30 лет. Когда его послали, префект дал ему пророческий совет: "Иди, веди себя не как судья, а как епископ".
В самом деле, даже будучи губернатором, он имел дело с церковными проблемами. Ортодоксальные христиане и ариане в то время практически воевали. Амвросий не был другом ариан, но его так уважали, что обе стороны поддерживали его. Когда епископ миланский (арианин) умер, Амвросий присутствовал на собрании, чтобы избрать замену, надеясь, что его присутствие предотвратит насилие между сторонами. К его большому удивлению, обе стороны выкрикнули своё желание, чтобы он стал их заменой.
Амвросий действительно не хотел быть церковным лидером; он вполне преуспевал как политический. А ведь он ещё даже не крестился! Но народ написал императору Валентиану, прося его скрепить их приговор печатью. Амброза поместили под арест до тех пор, пока он не согласился служить.
Златоуст рукоположен во епископа Константинопольского
Если Ариане надеялись получить благосклонность, поддержав Амвросия в качестве епископа, их надежды вскоре рухнули. Новый епископ был настолько ортодоксален, насколько это было возможно, и вскоре он воспротивился арианам. Он отказался отдать церковь в пользование арианам и написал против них несколько сочинений, в том числе «О вере», «Тайне воплощения Господа» и «О Святом Духе».
Получив образование в области риторики и права и изучив греческий язык, Амвросий стал известен своим знанием новейших греческих писаний, как христианских, так и языческих. В дополнение к Филону, Оригену и Василию Кесарийскому он даже цитировал в своих проповедях неоплатоника Плотина. Его считали превосходным проповедником.
Во многих из этих проповедей Амвросий разъяснял добродетели аскетизма. Он был настолько убедителен, что знатные семьи иногда запрещали своим дочерям посещать его проповеди, опасаясь, что они променяют свой брачный статус на жизнь в строгой девственности.
Один из его пастырских советов до сих пор широко известен: "когда вы в Риме, живите по-римски; когда вы в другом месте, живите так, как они живут в другом месте".
Амвросий также ввёл церковное пение, и его обвинили в том, что он "околдовал" Милан, введя восточные мелодии в написанные им гимны. Благодаря его влиянию пение гимнов стало важной частью западной литургии.
Император кается
Однако наиболее значительный вклад Амвросия был сделан в области церковно-государственных отношений. Он боролся с тремя императорами - и каждый раз побеждал. Его отношения с Феодосием, первым императором, пытавшимся сделать Рим христианским государством - самый известный пример.
В 390 году местные власти заключили в тюрьму фессалоникийского возничего за гомосексуализм. К несчастью, возничий был одним из любимцев города, и когда губернатор отказался отпустить его, начались беспорядки. Правитель и ещё несколько человек были убиты в схватке, а возница был освобождён.
Кипя от злости, Феодосий отомстил. Он объявил ещё одну гонку колесниц, но после того, как толпа прибыла, ворота были заперты, и горожане были убиты солдатами императора. За три часа погибло 7000 человек.
Амвросий пришёл в ужас. Он написал Феодосию гневное письмо с требованием покаяния. "Я увещеваю, я прошу, я умоляю, я убеждаю вас, потому что это горе для меня, что гибель стольких невинных не является горем для вас", - писал он. - А теперь я призываю вас покаяться". Он запретил императору присутствовать на богослужении, пока тот не падёт ниц перед алтарем.
Феодосий повиновался, впервые отметив торжество церкви над государством.
В этом случае Амвросий ввёл средневековую концепцию христианского императора как послушного "сына церкви, служащего по приказу Христа". В течение следующей тысячи лет светские и религиозные правители боролись за то, чтобы определить, кто является сувереном в различных сферах жизни.
Хотя есть некоторые сомнения в историчности знаменитого высказывания Феодосия: "я не знаю епископа, достойного этого имени, кроме Амвросия", - император продолжал высоко ценить епископа и умер у него на руках.
"Признаюсь, я любил его и в глубине души чувствовал скорбь о его смерти", - произнёс Амвросий.
Два года спустя сам Амвросий тяжело заболел. Беспокойство страны выразил один писатель: "когда Амвросий умрёт, мы увидим разорение Италии". В канун Пасхи 397 года человек, который был епископом Милана более 23 лет, наконец, умер.
Только одно имя связано с Амвросием больше, чем имя Феодосия, и только один ученик затмил этого учителя: Августин. Скептически настроенный профессор риторики отправился в Милан в 384 году, чтобы послушать знаменитую аллегорическую проповедь епископа. К тому времени, когда он ушёл четыре года спустя, он был крещён Амвросием и получил философскую основу, которую он будет использовать для преобразования христианской теологии.
Категория: История |
Просмотров: 631 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/1 |
| ИСТОЧНИК |