Апокалипсис сегодня: как последние времена стали мейнстримом
Конец света пророчествует уже не только Церковь; учёные, академики и журналисты также предупреждают об угрозе существованию. Так как же христианам реагировать на широко распространенные светские страхи перед Армагеддоном?
В январе «Часы Судного дня» — названные так потому, что они отражают вероятность рукотворной глобальной катастрофы, — были установлены на «90 секунд до полуночи», что было самым близким к уничтожению с момента начала этого метафорического обратного отсчета в 1947 году.
Беспокойство по поводу российского вторжения в Украину и последовавшей за этим опосредованной войны между ядерными державами привело к широко распространенному пессимизму и страху перед неминуемой гибелью. Прибыв на полпути к пандемии, уничтожившей миллионы людей, неудивительно, что в воздухе витает экзистенциальная тревога.
КОНЕЦ БЛИЗОК
Провозглашение конца света в прошлом было прерогативой религиозных деятелей — шаблонного уличного проповедника с доской для сэндвичей, провозглашающего: «Покайтесь! Конец близок." (См. также безудержную популярность романов «Оставленные»). На протяжении многих лет было множество предположений о том, являются ли те или иные президенты или папы антихристом.
Но неминуемая гибель больше не является мнением меньшинства. На самом деле можно утверждать, что апокалиптические ожидания стали более распространенными вне Церкви, чем в ней. В 2015 году YouGov обнаружил, что четверть жителей Великобритании считают, что конец света наступит в течение их жизни: 37% считают, что это произойдёт из-за ядерной войны, а 13% заявили, что изменение климата положит конец жизни, какой мы её знаем. Вероятно, сегодня цифры будут выше. В Соединённых Штатах исследование Pew Research 2022 года показало, что 39% взрослых считают, что «мы живём в последние времена».
Культура одновременно отражала и подпитывала это предчувствие в таких фильмах, как «Не смотри наверх», в котором два астронома пытаются предупредить мировых лидеров о том, что комета вот-вот упадёт на Землю. Но в то время, как количество людей, строящих бункеры в своих садах, остается низким, некоторые «выживальщики», как их называют, активно готовятся к катастрофе, живя сами по себе и выращивая себе еду.
Некоторые говорят о «конце», как будто он неизбежен, необходим или даже желателен. — «Где астероид?» теперь является мемом в социальных сетях, часто публикуемым в ответ на новый рубеж в быстром нарушении социальных норм. Например, на той неделе, когда я писала эту статью, это была обычная реакция в социальных сетях на ряд странных событий: от шокирующе сексуально откровенного нового музыкального клипа певца Сэма Смита до предложения использовать женщин с мёртвым мозгом на аппарате жизнеобеспечения в качестве суррогатных матерей. Связанные мемы включают: «Иисус, надень сандалии и спускайся сюда. Это срочно".
Они должны быть забавными, но такой чёрный юмор выдает глубокий пессимизм, что мир, в котором мы живём, не стоит спасать. Многие люди, похоже, согласны с самыми мрачными предвестниками гибели, которых Церковь производила на протяжении веков. Но почему мы так зациклены на последних временах?
«КОНЕЦ ВРЕМЁН» СКВОЗЬ ВЕКА
Ранняя церковь
В первые дни существования Церкви многие христиане ожидали, что «конец» наступит в любой момент, особенно во времена великих лишений и преследований (например, разграбление Рима в 410 году нашей эры). Однако, когда их худшие опасения не оправдались, апокалиптических убеждений стало меньше – до следующего кризиса.
Средние века
Популярность апокалиптических идей пошла на убыль, когда после Константина христианство стало мейнстримом из-за более скептического отношения к Августину. Однако во времена войны и чумы, понятное дело, люди были более склонны пророчествовать о суде и расплате. Уничтожение Черной смертью трети населения Европы в 1340-х годах вызвало ревностный приступ религиозных спекуляций и беспокойства.
Реформация
Мартин Лютер думал, что конец близок (хотя некоторые завистливые католики считали, что он или его потенциальные потомки на самом деле были антихристами). Кальвин был менее уверен. Перевороты, происходившие в Европе в этот период, по-прежнему вызывали множество спекуляций — не в последнюю очередь со стороны известного оккультиста Нострадамуса.
Век разума?
С более рациональным (якобы) взглядом на Библию в 19 веке пришла мода более скептически относиться к нашей приближающейся гибели. В 1925 году немецкий теолог Вильгельм Буссе сказал, что веру в антихриста «сейчас можно найти только среди низших классов христианского общества, среди сект, эксцентричных индивидуалистов и фанатиков».
Евангелисты 20 века
Ожидание «конца» было важной частью евангелизма 20-го века — от телевизионного проповедника Пэта Робертсона и его романа «Конец века» до широко уважаемого учения Билли Грэма. Тем не менее, всеми любимый профессор и исследователь Нового Завета Том Райт может быть одной из причин, по которой он вышел из моды. В своей книге «Удивлённые надеждой» он подвергает сомнению библейские основания многих разглагольствований евангеликов о гибели и утверждает, что мы должны стремиться к лучшему миру, а не желать уничтожить его.
АПОКАЛИПСИС НА ЭКРАНЕ
Нити (1984)
После кубинского ракетного кризиса 1962 года и в разгар холодной войны атомные бомбы представляли реальную угрозу. Этот фильм изображал ужасающую ядерную зиму в Шеффилде и наводил ужас на телезрителей. Спецэффекты, такие же изощрённые, как томатный кетчуп и рисовые чипсы, изображающие лучевые ожоги третьей степени, тем не менее оставили свой след. Питер Брэдшоу сказал в The Guardian, что этот фильм заставил его «покрыться холодным, дрожащим потом и держать меня в таком состоянии в течение 20 минут, после чего последовали недели депрессии и беспокойства».
Послезавтра (2004)
По мере того, как страхи перед глобальным потеплением усиливались, Голливуд решил усилить драму: от людей, превращающихся в мгновенное фруктовое мороженое из-за внезапных перепадов температуры до -150°C, до огромных цунами, пронёсшихся по Нью-Йорку. Учёные не одобряли сенсационность фильма, но он имел кассовые сборы.
Безумный Макс: Дорога ярости (2015)
Режиссер Джордж Миллер назвал ключевой темой «Безумного Макса» выживание — попытку сохранить человечество перед лицом апокалиптических событий. Поскольку мир превратился в пустыню после общественного коллапса и войны за ресурсы, выживший по имени Макс Рокатански схвачен и заключен в тюрьму. Остальная часть фильма посвящена его побегу и возможному свержению виновного жестокого деспота.
Не смотри наверх (2021)
Этот сатирический взгляд на современную политическую культуру исследует слабую реакцию на надвигающуюся комету, которая уничтожит Землю. Комета — которая, вероятно, является метафорой угрозы изменения климата или Covid-19 — провоцирует инерцию, фейковые новости и теории заговора, пока не стало слишком поздно.
Стук в хижине (2023)
Этот новый и ужасающий фильм заимствует идеи из книги Откровения, но добавляет несколько надуманных деталей. Бог не упоминается – предполагается, но не описывается невидимая сила, вызывающая опустошение. Но почему они решили (осторожно, спойлер) сделать разрушение мира зависимым от небольшой семьи из двух отцов-геев и их приёмного ребёнка, убивающего одного из своих отцов? Неправдоподобно, но всё же пугающе.
ПЛОХИЕ НОВОСТИ
Согласно исследованию Адама К. Феттермана, психолога из Хьюстонского университета, вера в то, что скоро наступит конец света, связана с угрожающими мировыми событиями, а также чувством неуверенности, негативным жизненным опытом и отсутствием стабильности.
Мы подвержены шквалу негативных новостей в СМИ, что может привести нас в отчаяние от состояния человечества. Каждый день мы видим истории о самых отвратительных деяниях: от жестокого обращения с детьми и пыток, до торговли людьми. Мы хотим, чтобы такие зверства прекратились, и мы отчаянно нуждаемся в лучшем мире; это то, что мы все разделяем, христиане или нет. Мысли об Армагеддоне, возможно, являются выходом для нашего общего разочарования.
ВОЗМОЖНОСТЬ?
Некоторые христиане могут увидеть в возобновившемся светском интересе к апокалипсису возможность предупредить других о срочности принятия Христа до Его возвращения. В конце концов, это то, о чём предупреждали старые сэндвич-доски. Это даже то, что Иисус, казалось, сказал Своим последователям в притче о десяти подружках невесты: «Так и вы должны бодрствовать! Ибо вы не знаете ни дня, ни часа Моего возвращения» (Матфея 25:13, NLT). Исторически Церковь активизировала свои апокалиптические спекуляции во времена больших трудностей, перемен и боли.
Но если есть искушение злорадствовать по поводу того, что мир принимает то, о чём всё время говорили христиане, — сопротивляйтесь. Любое апокалиптическое событие повлекло бы за собой отчаянные человеческие страдания, и никто не должен желать этого, если в их сердцах есть хоть немного любви.
Радоваться времени смерти и разрушения — нехорошо. В конце концов, это то, что в настоящее время высмеивают продюсеры популярной комедии от Channel 4 «Все остальные сгорят» — обманутые религиозные люди, у которых течёт слюна при мысли об уничтожении всех «других».
НЕДОСТАЮЩИЙ КУСОК
Есть очень важное различие между озабоченностью мира последними временами и заботой христиан. Христианский апокалипсис обнадеживает — или должен обнадеживать. Если мы жаждем конца этого мира, то это должно быть только по одной причине: потому что он будет предвестником гораздо лучшего мира, где воля Божья наконец исполнится в Своей совершенной благости и любви.
Светский мир всегда пропускает эту часть истории. Когда Голливуд, например, заимствует из книги Откровения для изображения будущей трагедии, это создаёт ужасное антиутопическое будущее, которого очень опасаются. При этом упускаются самые славные обетования нового неба и новой земли. В Откровении 21:4 говорится: «Он отрёт всякую слезу с их глаз, и не будет более ни смерти, ни печали, ни плача, ни боли. Всё это ушло навсегда» (NLT).
Какими бы ужасными ни были времена и какой бы реальной ни казалась экзистенциальная угроза, Библия обещает, что в конце концов добро восторжествует. «Конечно, теоретически возможно, что нынешний мир может быть разрушен либо ядерной катастрофой, либо столкновением с гигантским метеоритом, либо ускорением изменения климата», — говорит эксперт по Новому Завету профессор Том Райт . «Но христианин, держащийся за воскресение Иисуса и действие Духа, утверждает вместе с Павлом в Римлянам 8, что нынешние беды следует рассматривать как родовые схватки нового мира, который творит Бог, которому, действительно, ожидается, что последователи Иисуса будут вносить свой вклад через молитвы, которые они возносят, поскольку они вовлечены в те же страдания».
Глен Скривенер, евангелист христианской благотворительной организации Speak Life, говорит, что мы должны указывать на свет: «Наша цивилизация движется к окончательному расплате. Это история, которую мы все знаем и которая находит отклик. С таким мышлением христианин может сказать: «Вы правы, гневаясь на угасание света. Тьма не побеждает — Свет определенно ярче. И он победит».
Такая светлая надежда не только на наше будущее – она на сегодня. Печальные и ужасные вещи, которые происходят в мире, не могут уничтожить добро и красоту, которые можно найти, а также любовь и радость, которые мы можем познать в наших сердцах через наши отношения с Богом и через искреннюю любовь к нашим ближним. «Свет во тьме светит, и тьма не может погасить его», — говорит нам Иоанна 1:5 (NLT). Мы можем работать над тем, чтобы жить этой истиной в нашей жизни сейчас и в любых возникающих трудностях.
Разговоры о «конце» могут привлечь толпу, но без твёрдой надежды на яркое новое творение Бога это всё равно, что глазеть на автомобильную аварию. Можем ли мы вместо этого наполнить наши умы и сердца добром и красотой обещанного нового мира и вдохновить других идти вместе с нами? Вместо того, чтобы глазеть на кровавую бойню, у Церкви есть потенциал стать спасательной службой.
Heather Tomlinson — независимая журналистка и постоянный автор журнала Premier Christian.