Первый христианский император
|
"Я испытал это в других и в себе, ибо не ходил путём праведности. … Но Всемогущий Бог, сидящий в Небесном суде, даровал мне то, чего я не заслуживал".
Первая «Жизнь Константина» описывает её субъект как "блистающий всякой добродетелью, которую дарует благочестие". Эта хвалебная биография была написана рукой Евсевия, епископа Кесарии в Палестине и, возможно, величайшего поклонника Константина. Это классический образ, господствовавший в восточном христианстве более тысячи лет.
Историки сейчас спорят, был ли "первый христианский император" вообще христианином. Некоторые считают его беспринципным искателем власти. Многие утверждают, что его религия была в лучшем случае смесью язычества и христианства в чисто политических целях.
Конечно, Константин придерживался идеалов, которые мы больше не разделяем. Он ничего не знал ни о религии без политики, ни о политике без религии. И всё же он явно верил, что он христианин, и вспоминал битву у Мильвийского моста, сразу за стенами Рима, как решающий час в своей вновь обретённой вере.
Видение на поле
О ранних годах Константина мы знаем только то, что он родился в Иллирии, регионе на Балканах. Его отец, Констанций Хлор, уже был римским чиновником на подъёме. Елена, дочь трактирщика и жена Констанция, родила Константина около 280 года в Наиссе, к югу от Дуная. К тому времени, когда Константину исполнился 31 год, он был в очереди на то, чтобы стать императором Западной империи — и даже больше.
248 |
Киприан избран епископом Карфагенским |
250 |
Деций отдает приказ о преследовании по всей империи |
270 |
Антоний начинает жизнь в одиночестве |
280 |
Константин родился |
337 |
Константин умирает |
381 |
Христианство стало государственной религией Римской Империи |
Весной 311 года, имея за спиной 40 000 солдат, Константин поскакал в Рим, чтобы противостоять врагу, численность которого в четыре раза превышала его собственную. Максенций, соперничая за господство на Западе, ждал в Риме со своими итальянскими войсками и элитной преторианской гвардией, уверенный, что никто не сможет успешно вторгнуться в город. Но армия Константина уже подавляла его врагов в Италии, когда он шёл к столице.
Максенций обратился к языческим оракулам, найдя пророчество о том, что "враг римлян" погибнет. Но Константин всё ещё был далеко. Итак, подкреплённый пророчеством, Максенций покинул город, чтобы встретиться со своим врагом.
Тем временем Константин увидел в послеполуденном небе видение: яркий крест с надписью "этим знаком победи". Как гласит история, Сам Христос во сне велел Константину взять крест в битву в качестве своего знамени.
Хотя рассказы разнятся, Константин, по-видимому, верил, что предзнаменование было словом от Бога. Проснувшись рано утром, молодой военачальник подчинился посланию и приказал своим солдатам пометить щиты теперь уже знаменитым Чи-Ро.
Войска Максенция в беспорядке бежали к вздымающемуся Тибру. Будущий император попытался бежать по деревянному мосту, воздвигнутому над рекой, но его собственная армия, превратившаяся в толпу, протиснувшуюся через узкий проход, столкнула его в реку, где он утонул под тяжестью своих доспехов.
Константин вступил в Рим бесспорным правителем Запада, первым римским императором с крестом в диадеме.
Колеблющийся верующий
Став верховным на Западе, Константин встретился с Лицинием, правителем Балканских провинций, и издал знаменитый Миланский эдикт, который дал христианам свободу вероисповедания и предписал губернаторам восстановить всё имущество, захваченное во время жестоких гонений Диоклетиана.
Евсевий в своей «Церковной истории» записал христианское ликование: "весь род человеческий освободился от гнёта тиранов. Особенно мы, уповавшие на Христа Божия, имели радость неизречённую".
Вера Константина всё ещё была непрочной, но мало кто сомневался в её подлинности. В 314 году Константин направил послание собравшимся на Арльском соборе епископам. Он писал о том, что Бог не позволяет людям "блуждать в тени", но открывает им спасение: "я испытал это в других и в себе, ибо не ходил путём праведности. … Но Всемогущий Бог, сидящий в Небесном суде, даровал мне то, чего я не заслуживал".
Однако в течение десяти лет он колебался. Например, на арке Константина, которая празднует победу на Мильвийском мосту, языческие жертвоприношения, обычно изображаемые на римских памятниках, отсутствуют. С другой стороны, нет и христианских символов, а Победа и бог Солнца почитаются.
У него не было никакого желания навязывать свою новообретённую веру в качестве государственной религии. "Борьба за бессмертие", - сказал он, "должна быть свободной". Казалось, он начал с того, на чём остановился его отец: более или менее монотеист, противостоящий идолам, и более или менее дружелюбный к христианам. Только с годами его христианские убеждения росли.
Эксперт по связям с общественностью
В 323 году Константин одержал победу над Лицинием и стал единоличным правителем римского мира. Победа позволила Константину перенести резиденцию правительства на Восток, в древнегреческий город Византию (ныне Стамбул). Он расширил и обогатил город за огромные деньги и построил великолепные церкви по всему Востоку. Новая столица была названа новым Римом, но вскоре все стали называть город Константинополем.
Христиане были более многочисленны и заметны на Востоке, чем в Риме, поэтому в течение последних 14 лет своего правления "Бычья голова" мог открыто объявить себя христианином. Он приступил к созданию условий, которые мы называем "государством-церковью", и завещал этот идеал христианам более тысячи лет.
В 325 году арианская полемика грозила расколоть новую объединённую империю. Чтобы решить этот вопрос, Константин созвал собор епископов в Никее, городе недалеко от столицы. Он сам руководил собранием.
"Вы епископы, чья юрисдикция находится в пределах церкви", - сказал он им. "Но я также епископ, поставленный Богом надзирать за теми, кто вне церкви".
Председательствуя на Соборе, Константин был великолепен: устраивал сложные церемонии, драматические входы и шествия, великолепные службы. Он также был одарённым посредником, теперь привнося своё мастерство в области связей с общественностью в управление церковными делами.
К сожалению, он не мог следить за абстрактными аргументами или тонкими вопросами и часто оказывался в очень невыгодном положении на этих советах.
Отложенное крещение
Константин ждал, пока смерть приблизится, чтобы креститься как христианин. Его решение не было чем-то необычным в тот день, когда многие христиане верили, что после крещения человек не может быть прощён. Поскольку грехи мирских людей, особенно тех, кто исполнял общественные обязанности, считались несовместимыми с христианской добродетелью, некоторые церковные лидеры откладывали крещение таких людей до самой смерти.
Он дал своим сыновьям ортодоксальное христианское образование, и его отношения с матерью были в целом счастливыми, но он продолжал действовать как типичный римский император. Он приказал казнить своего старшего сына, вторую жену и мужа любимой сестры. Никто, кажется, не в состоянии полностью объяснить его причины.
Хотя многие его поступки не могут быть оправданы, он простился со старыми римскими богами и сделал крест символом Победы в мире.
|