Было допущено много ошибок, прежде чем церковь придумала, как лучше всего описать Иисуса Христа.
Вскоре после начала второго века Плиний Младший, губернатор Вифинии в Малой Азии, проконсультировался с императором Траяном по поводу быстро распространяющегося христианского "суеверия" в его округе, спросив его, что ему следует с этим делать. Расспросив нескольких человек, Плиний узнал, что "в назначенный день" христиане обычно собирались до рассвета и читали "гимн Христу, как богу".
Эти гимны, восходящие к самым ранним дням христианства, резко противоречат распространенному мнению о том, что доктрина Воплощения - всего лишь детище теологов четвертого века, играющих в неуместные словесные игры. Задолго до того, как христианские императоры созвали свои торжественные собрания, тысячи христиан на богослужениях пели хвалу Святому Младенцу из Вифлеема.
Это одна из причин, по которой ортодоксальная партия в конечном итоге одержала победу в споре с арианами: Афанасий просто теологически доказывал то, что церковь пела в течение двух столетий. Но если арианский спор разрешил вопрос о полной божественности и человечности Христа, он не разрешил вопрос о том, как именно божественный Христос стал человеком. Эта забота была оставлена на усмотрение более поздних теологов.
Христос без человеческой души
С обращением императора Константина в христианство (312 год н.э.) церковь ознаменовала новый этап своего триумфального расширения. Почти в одночасье в это стало модно верить. В результате церкви были переполнены, как сказал профессор Алан Ричардсон, "наполовину обращёнными, социально амбициозными и плохо обученными". Греческая идея Бога как совершенно трансцендентного вновь с новой силой проявилась среди исповедующих христианство — со смешанными результатами.
В четвёртом веке две теологические школы предлагали противоположные толкования библейских отрывков, говорящих о Воплощении. Одна из них находилась в Александрии, другая - в Антиохии. Александрийцы сильно подчеркивали божественную природу; антиохийцы - человеческую. Одна начала с небес и перешла на землю; другая начала с земли и посмотрела на небеса.
Первое изощренное объяснение Воплощения пришло с александрийской стороны дебатов, от некоего Аполлинария (ок. 310 - ок. 392), пожилого пастора из Лаодикии, который очень восхищался Афанасием, лидером александрийской школы. Мы можем быть склонны думать обо всех еретиках как о тёмных, зловещих фигурах, стремящихся ниспровергнуть христианскую истину, но впадение Аполлинария в ересь произошло только после того, как ему перевалило за 60. До тех пор он пользовался репутацией столпа ортодоксии. Церкви по всей империи испытали только шок, когда впервые услышали, что достопочтенный епископ впал в заблуждение.
Вторя Афанасию, Аполлинарий начал своё обоснование Воплощения с полной божественности Христа: только Бог мог спасти мир, и, если Христос - Спаситель, Он должен быть божественным. Но вопрос в том, как?
Старому учёному пришла в голову идея подойти к вопросу с психологической точки зрения. Он чувствовал, что человеческая природа охватывает тело и душу. Но при Воплощении Божественное Слово заменило одушевляющую и разумную душу в человеческом теле, создав "единство природы" между Словом и Его телом. Человеческое, по его мнению, было сферой, а не инструментом спасения — просто местом, где произошло спасение, а не средством спасения. Следовательно, у Христа была только одна природа: Аполлинарий говорил о "единой воплощенной природе божественного Слова". Александрийский акцент на божественности Христа сохраняется, но единственной человеческой чертой во Христе было Его физическое тело.
Аполлинарий, какой бы определённой ни была его ересь, заслуживает нашей похвалы за новаторские усилия, которые заставили церковь глубже задуматься о Христе. Его вина заключается в его неспособности глубже проникнуть в суть истины. Широкое уважение, которое Аполлинарий приобрёл за эти годы, объясняет, почему он никогда не был изгнан — хотя, как еретику, ему было запрещено поклоняться в католической церкви. Он умер в возрасте восьмидесяти лет, оставаясь учёным и писателем до конца.
Возражения против аполлинаризма возникли быстро. Разве изображение Иисуса в Евангелиях не отражает нормальную человеческую психологию, показывая Христа с человеческим разумом и человеческими эмоциями? И если Слово вытеснило разумную человеческую душу с её способностью выбора и греха, как мог Христос быть полностью человеком, и, следовательно, как могли человеческие существа быть полностью искуплены? Если Слово не объединило всё человеческое с самим собой, то как мы можем надеяться на спасение?
В этой атмосфере Константинопольский собор (381) фактически заставил замолчать учение Аполлинария. Это просто не было адекватным описанием Воплощения.
Матерь Божья?
Вторая "ересь" была связана с именем Нестория, знаменитого проповедника в Антиохии, который в 428 году был назначен архиепископом Константинополя. В тени императорского дворца Несторий проявил себя набожным монахом с благими намерениями, но резким, бестактным проповедником. На улицах из-за своего агрессивного характера он получил прозвище "Головорез". Вскоре после вступления в свои обязанности в столице он начал проповедническую атаку на популярный термин "Теотокос", или "Богородицу", как титул для Девы Марии. Обычные церковные люди предполагали, что их новый проповедник рассматривал Спасителя как вдохновенного человека, не более того.
На самом деле Несторий не имел в виду ничего подобного. Он подумал, что этот термин может означать, что младенец, рождённый Марией, был не человеком, а только Богом, что, по его мнению, было еще одной формой аполлинарианской ереси. Он предложил в качестве альтернативы титул Христотокос, "Мать Христа". Но его неосторожная риторика заставила некоторых подумать, что он верил, что у Христа не только две природы, но и две воли, что, так сказать, было два Христа, один божественный, другой человеческий, существующие в одном теле. Поскольку это, по-видимому, опровергало евангельский портрет Иисуса как целостной личности, в воздухе разлились споры; обвинения звучали с кафедр. Кирилл, архиепископ Александрийский, призвал Нестория отречься.
Чтобы унять негодование, император принял освященную веками политику созыва общего совета. Оно собралось в Эфесе летом 431 года. Несторий отказался присутствовать, но император, который когда-то поддерживал Нестория, согласился с требованиями Кирилла и сместил зачинщика. Отвергнутый, Несторий оказался сосланным в свой бывший монастырь в Антиохии, даже когда новый епископ занял его кафедру в Константинополе. Последователи Нестория также были изгнаны из церкви и вскоре основали несторианские сирийские церкви Ближнего и Дальнего Востока, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Несторий прожил до конца 451 года, достаточно долго, чтобы приветствовать доктринальное послание папы Льва (или "Фолиант") и "определение" ортодоксии, объявленное на Халкидонском соборе. Он воспринял выводы совета как свои собственные. "Я перенёс муки своей жизни", - сказал он незадолго до смерти на границах империи. "Каждый день я умоляю Бога завершить моё исчезновение, чьи глаза видели спасение Божье".
Прекрасные слова от оклеветанного человека. Но несторианский спор действительно служил одной высокой цели. Наиболее радикальные представители антиохийской школы ясно дали понять необходимость говорить о божестве и человечности Христа в убедительных выражениях, особенно в терминах, описывающих соединение того и другого в одном человеке.
"Совет разбойников"
Вскоре после Эфесского собора третье позорное дело, названное евтихианством, вызвало споры по всему Востоку. Из монастыря близ Константинополя пожилой, но необразованный монах по имени Евтихий (ок. 378-454) начал защищать божество Христа, учение, иногда называемое монофизитством (от греческого, что означает "единая природа"). Он учил, что человечность Христа была поглощена Его божеством, точно так же, "как капля мёда, упавшая в море, растворяется в нём". Это было фактически повторением аполлинаризма, а до этого докетизма (учения о том, что Христос только казался человеком).
Константинопольский патриарх Флавиан объявил монаха еретиком. Однако в Александрии Диоскор, патриарх города, стремился утвердить свою власть в Константинополе. По его просьбе император вновь созвал "императорский совет". Этот случай в Эфесе (449) позволил Диоскору реабилитировать Евтихия, но остальная церковь видела политику насквозь. Папа Лев отверг это как "совет разбойников" и присоединился к императору Флавиану, попросив императора о новом совете. Таков был теневой фон исторического собора в Халкидоне, городе недалеко от Константинополя.
В 451 году почти 400 епископов быстро обвинили Диоскора в его действиях на "совете разбойников", а затем сформулировали определение, ставшее классическим в ортодоксии. Халкидон великолепно утверждает, чем не является Христос.
Против более раннего еретика Ария собрание подтвердило, что Иисус был истинным Богом, а против Аполлинария - что Он был истинным человеком. Против Евтихия признавалось, что божество и человечность Иисуса не были изменены во что-то другое, а против несториан - что Иисус не был разделён, а был одной личностью.
Чтобы отрицать греческую концепцию Бога как далекого и незаинтересованного, но в то же время быть верным Писанию, Халкидон не предлагает никакого "объяснения" тайны Иисуса. Отцы совета знали, что Иисус не подходит ни к какому классу. Он абсолютно уникален. Халкидон оставил тайну нетронутой; церковь оставалась поклоняющейся общиной.
Но это утверждение также позволило рассказать историю Иисуса как Благую весть. Поскольку Иисус был нормальным человеческим существом, Он мог выполнить любое требование Божьего праведного закона, и Он мог страдать и умереть настоящей смертью. Поскольку Он был истинным Богом, Его смерть была способна удовлетворить божественное правосудие. Сам Бог, по Своей милости, предусмотрел эту жертву.