Подборка экстатических переживаний, описанных в разные эпохи истории церкви |
РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ
Климент Римский (умер около 96) и Игнатий (ок.35-ок.107) свидетельствуют о продолжающемся действии духовных дарований среди обычных христиан.
Ириней Лионский (ок. 130-202) описывает харизматические дары, особенно пророчества, в своей церкви в Южной Галлии (современная Франция), предостерегая от гностиков, которые выдумывают эти дары, чтобы завоевать наивных.
Тертуллиан (ок.160-ок.225) и монтанистские "новые пророки" (чьё осуждение как еретиков недавно было поставлено под сомнение) практиковали исцеление, пророчество и использование языков. Тертуллиан отделяет "апостолов", которые полностью обладают Духом, от "верующих", которые обладают им частично.
Антоний Египетский (251?-356), как говорят, практиковал исцеление и различение духов, а также совершал знамения и чудеса.
Еретики мессалиане (ок.360-800) учат, что каждый человек с рождения одержим личным бесом, изгоняемым только молитвой и принятием Святого Духа. Они практикуют возложение рук для этого духовного крещения и ожидают наглядного доказательства изгнания беса.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Августин (354-430) заявляет (как и Иоанн Златоуст на Востоке), что глоссолалия прекратилась, но также сообщает о многочисленных божественных исцелениях.
Симеон Новый Богослов (949-1022), восточный мистик, рассказывает о своих самых сокровенных духовных переживаниях, включая "крещение Святым Духом", отличное от тех милостей, которые он получал в таинствах. Это духовное крещение сопровождается раскаянием (осознанием своей вины перед Богом), обильными слезами и усиленным осознанием Троицы как света, пребывающего внутри.
Хильдегарда Бингенская (1098-1179) переживает экстатические видения, дары слёз и раскаяния, мудрости, знания и пророчества. Ей приписываются многочисленные чудеса. Говорят также, что она давала "концерты" в Духе и писала целые книги на неизвестных языках.
Катары (ок. 1140-1300), самые радикальные еретики на Западе, заменили все католические таинства consolamentum — крещением огнём и Святым Духом. Ожидается, что прихожане будут вести суровый аскетический образ жизни, направленный на достижение совершенства.
Григорий Палама (1296-1359) подчёркивает важность возложения рук для получения даров исцеления, чудес, предвидения, неопровержимой мудрости, различных языков и истолкования иных наречий.
РЕФОРМАЦИЯ И ПОСЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД
Томас Мюнцер (1490-1525), радикальный немецкий реформатор, подчёркивал важность "внутреннего слова" и крещения Святым Духом, прямого откровения в видениях и снах, обладанием Святым Духом и Его руководства, а также радикальных социальных реформ и скорого возвращения Христа.
Игнатий Лойола (1491-1556), основатель "Общества Иисуса" (иезуитов), часто получал божественные послания в виде видений, дара слез и локелы (певческой глоссолалии).
Хотя основатель движения Джордж Фокс (1624-1691) не одобрял говорение на языках, некоторые квакеры это делают. В ранней квакерской литературе также упоминаются видения, исцеления и пророчества, которые приравниваются ко дню Пятидесятницы.
Янсенисты, радикальное августинское движение в Римско-католической церкви, существовавшее с 1640 по 1801 год, прославились своими знамениями и чудесами, духовными танцами, исцелениями и пророческими речами. Некоторые из них, как сообщается, говорили на незнакомых языках и понимали иностранные языки, на которых к ним обращались.
Слёзы, дрожь, стоны, громкие возгласы, религиозный "шум" и экстаз знаменуют первое Великое Пробуждение, хотя Джонатан Эдвардс (1703-1758) говорит, что эти признаки не обязательно свидетельствуют о действии Духа.
Stanley M. Burgess - профессор религиоведения в Юго-Западном университете штата Миссури и соредактор "Словаря пятидесятнических и харизматических движений" (Zondervan, 1988).
|