Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Действительно ли мы любим Закон Божий?

John Goldingay
Ветхий Завет не противоречит этике Нового Завета.

У христиан есть проблема. Мы знаем, что должны основывать свою этику на Библии, но иногда Библия расплывчата в вопросах этики, которые, как нам кажется, должны быть прямыми.

Например, Новый Завет не ставит никаких вопросов о рабстве. Павел наставляет рабов: "повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Ефесянам 6:5). Подобные тексты использовались на протяжении всей христианской истории для оправдания ужасных актов дегуманизации христианами, которые верили, что Библия была “на их стороне”.

Но Ветхий Завет вряд ли умалчивает о рабстве. В нём говорится, что рабов следует освобождать через шесть лет. Почему Новый Завет не ссылается на это правило? Во-первых, это реалистично, учитывая человеческую жестокость сердец, которая была больше в контексте Римской империи, чем в Израиле. В отличие от этого, Ветхий Завет устанавливает ограничения на нахождение в рабстве, которые настолько ограничительны, что они исключают фактическое рабство для других израильтян (вводит в заблуждение тот факт, что в последних переводах используется слово “раб” в Ветхом Завете). Ветхий Завет предполагает, что труд вообще относится к сфере общественных отношений, и он устанавливает чёткие границы рабства. Израильтяне никогда не “принадлежат” друг другу, вся их работа носит временный характер и каким-то образом компенсируется, и существуют строгие правила, гарантирующие, что к иностранным слугам (которые были собственностью) относятся с уважением и состраданием.

Хотя я подозреваю, что большинство из нас верит в то, что Ветхий Завет - это вдохновенное Слово Божье, мы часто поступаем иначе. Отчасти это может быть связано с тем, что часть того, что мы находим в Ветхом Завете, кажется нам неприятным или даже ужасным. Но чаще всего мы просто не думаем обращаться к нему за советом. Согласно 2 Тимофею 3:16, Писания полезны для обучения, обличения, исправления и обучения правильной жизни, и таким образом они играют определенную роль в том, чтобы вооружить нас делать добрые дела. "Писания", о которых говорится в этом отрывке, — это то, что мы сегодня называем Ветхим Заветом, - Новый Завет всё ещё писался, когда Павел обращался к Тимофею. Поскольку мы верим, что Ветхозаветные Писания богодухновенны, и считаем этот факт важным, почему бы нам не обратиться к ним с этическими соображениями — с той целью, ради которой они обещаны нам? Что произойдёт, если мы это сделаем?

Ветхий Завет говорит сам за себя

Павел сказал римской церкви, что надлежащее требование Торы (еврейский термин, переведенный как “закон” в наших современных Библиях) исполняется в нас, когда мы живем согласно Духу (Римлянам 8:4). Давайте сопоставим это со строкой из 2 Тимофею: если мы хотим ходить по Духу, нам нужно знать, что говорится в Ветхозаветных Писаниях. Нам нужно понимание и знакомство с Ветхим Заветом, включая правила, которых многие из нас избегают при чтении Ветхого Завета. Без них мы упускаем Божьи идеалы и ожидания в отношении человеческого поведения, жизненно важную основу для понимания полных библейских ответов на некоторые из наших самых больших этических вопросов.

Когда мы думаем о Ветхом Завете и этике, мы склонны подходить к ним одним из двух способов. Один из способов - это поиск того, как Ветхий Завет может информировать нас и поддерживать нас по таким важным для нас вопросам, как справедливость или сохранение творения, однополые браки или забота о мигрантах. Другой - беспокоиться о проблемах, которые Ветхий Завет, по-видимому, ставит перед нами, таких как многоженство или уничтожение хананеев. В первом случае мы определили повестку дня, и мы стремимся позволить Ветхому Завету сказать что-то о том, что важно для нас. ("Видишь? Ветхий Завет имеет значение!") Во-вторых, мы думаем, что знаем, что правильно, и стремимся сбросить Ветхий Завет со счетов, когда он не соответствует нашему пониманию. ("На самом деле всё не так плохо, как кажется").

Но что, если мы обратим внимание на собственный взгляд Ветхого Завета на этику, чтобы увидеть, как там поднимаются проблемы, на которые мы должны реагировать? Вместо того чтобы приспособить Ветхий Завет к нашим нуждам, что, если мы позволим ему формировать наше понимание? Сделать это будет непросто, но это ценно и необходимо для того, чтобы жить в соответствии с христианской этикой.

Исполнение Торы

Одна из причин, по которой трудно понять значение Ветхозаветных Писаний в целом, заключается в том, что они не были написаны на одном дыхании. Они возникли в результате работы многих разных людей на протяжении большей части тысячи лет. Они происходят из культур, отличных от нашей западной жизни; таким образом, они могут казаться далекими. И они, кажется, могут принять то, чего мы не ожидаем от Бога. Писания обращались к ситуациям, очень отличных от наших, и Бог нуждался в том, чтобы они говорили по-разному в разных контекстах.

Давая нам руководство о том, что правильно, Ветхий Завет не систематизирован, и он не организован по темам. Отчасти сложность и богатство Ветхого Завета заключается в его красочном разнообразии. Однако со временем эти труды стали одной книгой. Так как же они могут стать для нас ресурсом? Иисус даёт нам некоторые указания для ответа на этот вопрос.

Одна из первых вещей, которую Иисус говорит в Нагорной проповеди, заключается в том, что Он пришёл не для того, чтобы отменить Тору и пророков, а чтобы исполнить их (Матфея 5:17). "Исполнить" звучит как технический термин, но Матфей использует обычное слово, которое означает "заполнить". Иисус пришел, чтобы наполнить их, чтобы заполнить их. Как Ему это удалось? Когда Он продолжает говорить: "Вы слышали, как это было сказано . . . но Я говорю вам…" Он приводит ряд примеров такого заполнения. Например, можно цепляться за заповедь, запрещающую убийство, и игнорировать предупреждения Ветхого Завета о гневе. Иисус не говорит ничего нового, как будто Ветхий Завет не понимал, что гнева следует избегать. Притчи делают этот момент ясным. Скорее, Иисус исполняет Тору и пророков, указывая на то, что говорит Ветхий Завет, и то, что Он подразумевает, что люди могут быть склонны избегать. Он раскрывает всё значение Писаний.

В другом примере Тора говорит: "Возлюби ближнего твоего" (Левит 19:18). Контекст ясно показывает, что Левит имеет в виду соседа, с которым вы не ладите, соседа, который является вашим врагом. Возможно, Иисус знал людей, которые думали, что пока вы любите своего доброго соседа, вы можете ненавидеть своего соседа, который является вашим врагом. Но Ветхий Завет никогда не говорит, что вы можете кого-то ненавидеть, как и другие еврейские Писания. Сама книга Левит подразумевает, что вы должны любить своего врага, но вы можете пропустить этот вывод. Итак, в одном случае такого “заполнения” Иисус рассказывает притчу о добром самарянине, выполняя Тору, раскрывая её смысл: ваш ближний может быть не тем, кто вам нравится, но вы всё равно должны любить его.

Справедливость и праведность?

Один мой друг предположил мне, что христианская этика относится в первую очередь к принципам, широким чувствам, как я стою с Иисусом на стороне любви, справедливости и освобождения. Мы предполагаем, что очевидно, что такое любовь, справедливость и освобождение. Но риск состоит в том, что реализация этих принципов происходит главным образом в принятии и поощрении обязательств других прогрессивных или консервативных людей. И опасность заключается в том, что наше мышление и жизнь в значительной степени определяются нашей культурой, нашим социальным контекстом. Заманчиво предположить, что наш образ мышления должен быть в целом правильным — в конце концов, мы христиане и привержены Писаниям, не так ли? Но нам, возможно, придется столкнуться с нашим пониманием или, по крайней мере, изменить его.

Возьмем, к примеру, то, как мы думаем о справедливости. Легко предположить, что в общем смысле все согласны с тем, что такое справедливость. Однако определения понятия "справедливость" различаются в разных культурах. Есть Ветхозаветная фраза, которая переводится как "справедливость и праведность". Это было справедливо описано как ветхозаветное выражение для "социальной справедливости". Но это не означает социальной справедливости в том смысле, который мы обычно вкладываем в эту фразу. По отдельности эти два еврейских слова не переводятся как "справедливость" или "праведность" со значением, которое мы придаем этим словам в нашем языке. Слово, переведенное как справедливость (мишпат), означает что-то вроде надлежащего осуществления власти. И слово, переведённое как праведность (седака), означает что-то вроде верности, делать правильные вещи в отношениях с людьми в своей общине, тогда как современное слово "праведность" означает жить достойной индивидуальной жизнью.

Для нас забота о справедливости может в основном означать защиту того, что правильно. В Ветхом Завете "справедливость и праведность" относились, по крайней мере, столько же к тому, что вы делали, как и тому, что вы отстаивали. Это было практично и приземлено, лично и дорого. Речь шла о том, чтобы делать то, что вы имели власть делать от имени людей, которые жили поблизости. Для глав домашних хозяйств это означало, что ресурсы семьи делятся с нуждающимися людьми вне семьи и что семья не эксплуатирует людей, которым она предоставляет работу. Для нас это не просто вопрос о том, что город должен делать с бездомными. Речь идёт о том, чтобы я увидел, что я могу сделать, чтобы дать бездомному человеку на моей улице приют и необходимую помощь. Речь идёт не только о лоббировании правительства или бизнеса, чтобы сделать что-то с охраной природы. Речь идёт о том, чтобы я меньше совершал длительных, загрязняющих воздух полётов через Атлантику.

Самое главное

Хотя чтение Ветхого Завета в широком смысле необходимо для христианской этики, если бы мы должны были свести его к одной вещи, какая была бы самая важная заповедь в Торе? Ответ Иисуса на этот ключевой вопрос даёт жизненно важное руководство для понимания библейской этики (Матфея 22:36–40). Иудейские богословы любили спорить о том, какая заповедь является наиболее важной, хотя на самом деле не было никаких сомнений в ответе: любить Бога сердцем, душой, разумом и силой (Второзаконие 6:5). Как и некоторые другие еврейские учителя, Иисус дополняет эту заповедь другой из Торы, заповедью о любви к ближнему, и Он учит, что она заслуживает того, чтобы быть поставленной рядом с любовью к Богу.

Наводящее на размышления замечание, которое затем добавляет Иисус, состоит в том, что вся Тора и пророки зависят от этих двух заповедей. Это поразительное утверждение, и оно является центральным для понимания этики Ветхого Завета. Когда вы задаетесь вопросом о сути отдельного правила в Торе или когда вы думаете, что какая-то конкретная заповедь кажется странной для Бога, всегда стоит спросить: “как эта заповедь работает из любви к Богу или любви к ближнему (или из того и другого)?”

Рассмотрим пример: Ветхий Завет учит, что люди становились нечистыми, когда им приходилось хоронить умершего члена семьи, и что мужчина становился нечистым после семяизвержения. Как эти библейские правила о чистоте выражают любовь к Богу? Легко думать, что речь идёт о грехе, но это только часть того, что происходит. Правила о чистоте не касались греха, пока вы их не проигнорировали. Нет ничего морально плохого в похоронах или в сексе с подходящим человеком. Неправильно забывать, что Творец и Его творения очень разные.

Одним из основных положений правил о чистоте было это важное различие между людьми и Богом, которое отчасти имеет в виду Библия, когда говорит о святости. Правила признавали, что Бог в Своём собственном существе не имеет ничего общего ни со смертью, ни с сексом. Многие из нас живут в культурах, которые избегают думать о смерти и одержимы сексом. Правила из книги Левит напоминают нам, что смерть - это регулярная часть человеческого опыта, а также что она неестественна и является результатом грехопадения. Точно так же они напоминают нам, что секс - это просто что-то человеческое, и хотя это хорошо, оное не является чем-то божественным. Всё это служит ещё одной иллюстрацией того, что этика не является отдельной категорией в Ветхом Завете. То, кто мы есть и кто есть Бог, неразрывно связано с тем, что мы должны делать.

Благословляя наши жестокие сердца

Ветхий Завет признаёт разницу между идеалом и реальностью и говорит соответственно. Мы ясно видим это в беседе Иисуса с некоторыми фарисеями о разводе (Марка 10:1-12). Когда Его спрашивают, что Он думает об этом, Иисус поворачивает вопрос к ним: “что говорит Тора?” Они отмечают, что Тора допускает развод. Но Иисус указывает, что она позволяет разводиться, потому что израильтяне были жестокосердны. Если вы оглянетесь назад на то, как всё было при сотворении мира, когда Бог создал первых мужчину и женщину, вы не можете себе представить, что развод был задуман как часть картины. Но, вводя правила Второзакония, Бог признаёт, что некоторые мужчины бросают своих жён, поэтому Он даёт правило, которое регулирует то, как происходит это мрачное событие, и Он предлагает жене некоторую защиту. Как и в вопросе о рабстве, здесь Тора одновременно излагает идеал и видение Божьего творения и учитывает тот факт, что мы не живём в соответствии с Ним. Этот образец никоим образом не умаляет Божью праведность; скорее, он подчеркивает Его милосердие к нам.

Итак, как же мы сегодня применяем Ветхозаветные Писания и этику, которую они описывают? Как христианин может повиноваться Писаниям, которые апостолы и первые христиане ценили как “полезные для обучения, обличения, исправления и воспитания в праведности”? Усердно изучая Ветхий Завет и стремясь жить в соответствии с Божьим откровением, мы можем задать три вопроса: как нужно “заполнять” смыслы Ветхозаветного учения? Как Ветхозаветное учение выражает любовь к Богу и любовь к ближнему? И, наконец, насколько Ветхий Завет излагает идеалы творения и насколько он учитывает нашу жестокосердность?

Безусловно, существует серьезная проблема в том, чтобы следовать идеалу созидания, а не просто соглашаться на компромисс. Но этика Ветхого Завета лежит в основе учения Иисуса, и Он дал нам инструменты, необходимые для их осуществления. Если Ветхий Завет был так важен для Иисуса, то истинный вопрос не в том, "как мы, христиане, можем применить этику Ветхого Завета к нашей жизни?" но скорее “как мы можем не делать этого?" Иисус уже сделал это возможным для нас, и через смерть и воскресение Он уже покрыл нас, когда мы этого не делаем.

Джон Голдингей - профессор Ветхого Завета в Теологической Семинарии Фуллера. Эта статья адаптирована из его книги "Ветхозаветная этика: экскурсия с гидом" (IVP Academic).
Категория: Статьи | Просмотров: 961 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Новый Завет, богословие, библия, Иисус, Учение, Ветхий Завет, этика, заповеди, бог
         
     
Книги [2423]
Видео [982]
Аудио [335]
Статьи [2713]
Разное [700]
Библия [334]
Израиль [301]
Новости [590]
История [755]
Картинки [396]
MorningStar [1286]
Популярное [207]
Пророчества [1159]
Пробуждение [399]
Прославление [1013]
Миссионерство [331]
It's Supernatural! [781]
У вас работает Youtube?
Всего ответов: 47
500

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024