В прошлых главах этой книги мы научились от Иисуса выявлять и отвергать духовное насилие. А эта глава может помочь нам распознать хорошее лидерство. Если мы перевернём негативные высказывания Иисуса о лидерах насильниках в положительные, мы начнём определять лидерство, которое является здоровым и ненасильным.
Лидеры насильники, согласно Иисусу, берут себе власть и силу, основываясь на позиции и должности (Матфея 23:2, 7). В противовес, здоровые лидеры избегают ужасных титулов и эффективны в заботе о Божьем народе. Через служащее лидерство ненасилующий лидер имеет влияние.
Лидеры насильники подавляют и манипулируют мужчинами и женщинами, возлагая на них бремена (Матфея 23:4). Они умножают правила и установки, чтобы усилить чувство вина и стыда в своих последователях, чтобы мочь контролировать их. Ненасилующие лидеры избавляют от этих бремён, направляя своих последователей к Иисусу Христу за покоем и за «игом», которое легко и подходит (Матфея 11:28-30).
Насилующие лидеры делают всё напоказ (Матфея 23:5). Они присваивают себе возвышенные титулы, требуют особенных привилегий и позволяют себе играть по другим правилам (Матфея 23:6-7). Они демонстрируют внешние символы духовности, но внутри они духовно мертвы. Они используют прельщающие слова для самопродвижения. Для них важнее выглядеть как муж/жена Божьи, чем быть на самом деле мужем/женой Божьим (Матфея 23:16-22).
Здоровые лидеры, наоборот, не тратят время или энергию на свой образ. Они живут просто и открыто перед людьми. Они говорят, что имеют ввиду и имеют ввиду то, что говорят (Матфея 5:37).
Насилующие лидеры извращают духовные ценности; они предают значение второстепенным вещам, при этом игнорируют серьёзные проблемы людей. Они скрупулёзно исполняют религиозные дела, в то же время пренебрегают справедливостью и милостью (Матфея 23:23-24). Ненасилующие лидеры, с другой стороны, готовы избавиться от религиозного протокола, когда они противоречит реальным человеческим нуждам. Они придают значение значимым вещам (Матфея 12:9-13).
Насилующие лидеры закрывают двери царства Божьего пред лицом мужчин и женщин (Матфея 23:13), отрицая полное мессианское служение Иисуса или уча о дополнительной цене. В противовес этому, здоровые лидеры широко распахивают двери царства, провозглашая, что всё бесплатно через благодать по вере в Царя.
<2>
Итак, разбор негативных характеристик насилующих лидеров даёт нам начало в определении атрибутов здоровых лидеров. Теперь давайте расширим наш взгляд на учение Нового Завета о лидерстве.
Лидерство Нового Завета
<1>
Структура управления и лидерства ранней церкви не была жестко определена и стандартизована. Одно ясно, однако, что церковь в Новозаветной эре отвергла иерархию как основу управленческой структуры. В Матфея 20:25 Иисус сказал Своим последователям: «князья народов господствуют над ними». То есть, мировые структуры базируются на иерархии, с теми, кто правит и кем правят. Он продолжил: «но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (стих 26). То есть, хорошо желать величия, но в церкви величие является наградой эффективного служения.
<1>
Книга Деяний и Послания показывают, что ранняя церковь воплотила идеалы равноправия Иисуса. В Новом Завете лидеры находились среди людей и служили им. В течение лет, однако, первичная церковь постепенно стала иерархической структурой, которую Иисус осуждал. Со временем старый способ управления людьми вновь стал нормой.
Церковная иерархия (тогда и сейчас) основана на резком разделении между клиром и мирянами. Профессиональные служителя (клир) существуют в отрыве от людей (мирян). Клир играет по другим правилам. У них другие привилегии и они судятся по другим стандартам.
Считается, что клир имеет привилегированный доступ к высшей Божьей мудрости. Хотя духовные лидеры протестуют против таких предположений, несказанные сигналы зачастую противоречат их словам. Мирянам может надобиться посредническая деятельность под ярлыком «служение». Но настоящее «служение» зачастую неистово защищено и сурово охраняется.
Эта разница даёт лидерам почву для церковной иерархии и автоматически вручает им власть манипулировать и контролировать находящихся под ними. Отличие клир-миряне является сутью иерархической конструкции, которая зачастую становится насилующей.
<1>
Если это различие между лидером и ведомым исчезает, то это создаёт атмосферу, в которой духовное насилие не может процветать. Правильный и самый эффективный способ создания этого – это просто читать Новый Завет и позволить ему говорить за себя. Становится ясным, что в ранней церкви не было никакой иерархии.
Равенство в Духе
Отсутствие иерархических структур в новозаветной церкви является радикальным отличием не только от этого мира, но также от того, как Божий народ был организован в Ветхом Завете. В Ветхом Завете народ Божий был выстроен в иерархию с мужским элитным лидерством наверху (пророк, священник, царь и т.п.). Эти лидеры существовали вне народа со своим набором правил, привилегий и ожиданий. Определяющим знаком этих лидеров пророков-священников-царей было помазание Святого Духа. Фактически, наибольшие святые Ветхого Завета не имели Святого Духа. Святой Дух был дан лишь немногим мужчинам лидерам. Так что в ветхозаветные времена это привилегированное взаимоотношение со Святым Духом выделяло лидеров от народа.
В День Пятидесятницы ветхозаветное (клир-миряне) различие исчезло, когда Святой Дух был излит на весь Божий народ. Это событие было предсказано в Иоиля 2:28-29, и Пётр распознал, что это пятидесятническое излияние и было исполнением пророчества Иоиля:
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать» (Деяния 2:17-18).
В Ветхом Завете были только помазанные Духом пророки, которые могли пророчествовать, но в Новом Завете различие пророки-люди исчезло. Теперь, с тех пор как весь Божий народ обрёл Святого Духа, все могут пророчествовать.
<1>
В Новом Завете лидерские должности не наследуются и не являются достоянием членов особенного класса людей. Служительская функция больше не является иерархической, но харизматической (основанной на даре). Святой Дух Нового Завета – это Дух пророчества Иоиля, который даёт служебные и лидерские функции тем, кого избирает. Дух не обращает внимание на возраст, расу, пол или ранг. Он даёт дары тем, кому желает, ради общего блага (1 Коринфянам 12:7-11). Теперь лидерские роли не отмечаются специальным классом, но особенной ролью служения. Поэтому-то лидеры «трудятся среди вас», как обычно говорил Павел.
Отсутствие иерархических лидеров в поместных церквях, основанных Павлом, показано тем, как он писал свои послания к церквам. Прежде всего, Павел не ссылается лидеров, но пишет напрямую к церкви как целому. Когда он хочет скорректировать какую часть служения, он обращается не к лидеру служения, а к церкви. Когда он выражает обеспокоенность по пасторским вопросам, он обращается не к пасторам, но к людям. Когда он имеет дело с административными проблемами, он направляет свои слова не к администрации, но ко всей общине. Павел никогда не выделял класс клириков, считая их подотчётными за дела церкви, ни делал их ответственными за соблюдение его апостольских директив.
Когда Павел говорит о духовных дарах внутри тела (что включает лидерские дары), он настаивает на абсолютном равноправии между ними (1 Коринфянам 12:12-26). Когда он ссылается на тех, кто имеет дар лидерства, такие как апостолы и пророки, он говорит о них как слугах среди людей (Ефесянам 4611-13), а не как о правителях.