Чему именно учил Павел в Новом Завете и как христиане должны понимать и применять его учение сегодня? Дэвид Инстоун-Брюер проливает некоторый свет на этот глубоко спорный вопрос
|
Это острая тема, но неизбежный факт заключается в том, что Павел и другие авторы Нового Завета ясно говорят женщинам подчиняться своим мужьям. Сегодня учить подчинению жен чрезвычайно проблематично не только потому, что это может создать трудности в некоторых семейных отношениях – и даже привести к жестокому обращению, – но и потому, что это отвлекает людей от Евангелия.
Итак, христиане разделены. Некоторые решают делать то, что Библия велела делать древним верующим. Другие ищут причину, стоящую за этими заповедями, и размышляют о том, сказал бы Павел то же самое сегодня. Важно решить, какую политику принять, потому что и то, и другое имеет последствия.
ПОНИМАНИЕ ПОЧЕМУ
В своём письме Титу, молодому руководителю церкви, Павел объяснил, почему он хотел, чтобы жены подчинялись своим мужьям, а также почему он приказывал рабам подчиняться своим хозяевам – ещё одна явно неудобная тема.
Павел велел рабам выполнять свою работу с покорностью и стараться угодить своим хозяевам без вопросов (Титу 2:9). Применение этого к отношениям между работником и работодателем сегодня было бы трудно оправдать: когда сотрудники не жалуются и не говорят о неправильных вещах, это может привести к катастрофам в области PR и HR, возможно, с серьёзными последствиями для них самих, других или их работодателя.
Но во времена Павла это учение имело смысл из-за юридических отношений между хозяевами и рабами. Рабы были собственностью своего хозяина и, как таковые, должны были бездумно следовать инструкциям. Тот, кто поступил бы иначе, был бы расценён как мятежный и нелояльный, поэтому христианин, ведущий себя таким образом, навлёк бы на Евангелие дурную славу.
У жён и мужей также были другие юридические отношения по сравнению с сегодняшним днем. По закону муж несёт ответственность за действия всех членов своей семьи, поэтому, если его жена нарушит закон, он может быть привлечен к ответственности. Сегодня мы все несём индивидуальную ответственность за то, что мы делаем: если ваша жена или сотрудник нарушают закон, они несут юридическую ответственность, даже если они действовали по вашему приказу.
НЕТ ПРЕГРАДЫ ДЛЯ ЕВАНГЕЛИЯ
Павел ненавидел рабство и перечислил работорговцев наряду с теми, кто убивает своих родителей (1 Тимофею 1:9-10). И хотя он не начинал кампанию за прекращение рабства, он сказал, что христиане не должны считать рабов низшими. Мы “все одно во Христе Иисусе”, говорится в Галатам 3:28. Поэтому мы можем предположить, что верующие освободили бы всех рабов, которыми они владели, как только они достигли бы 30-летнего возраста, минимального законного возраста для освобождения. Предположительно, Онисиму было меньше 30 лет, потому что Павел отправил его обратно к своему хозяину, хотя и с письмом, рекомендующим проявлять к нему доброту и призывающим Филимона относиться к нему “больше не как к рабу, но...как дорогому брату” (Филимон 1:16).
Для рабов-христиан это была гораздо более серьёзная проблема. Павел велел им повиноваться своим господам и делать это “искренне” (Колоссянам 3:22), поэтому Тит, по понятным причинам, хотел знать, почему. Причина Павла была такова: “чтобы они всячески делали учение о Боге, нашем Спасителе, привлекательным” (Титу 2:10). Для него самым важным, что нужно было учитывать, был прогресс Евангелия.
Точно так же он привёл причину, по которой жены должны подчиняться своим мужьям, “чтобы никто не порочил слово Божье” (Титу 2:5). Его мотивом было не учить принципам успешных семейных отношений и не отражать подчинение Церкви Христу (как можно было бы сделать вывод из Ефесянам 5:22-24). Его главной заботой было сделать так, чтобы у неверующих не сложилось плохого впечатления о христианах. Сегодня это может показаться немного ироничным, учитывая, что многие неверующие оскорблены тем, что они считают порабощением женщин христианством, но в то время люди сочли бы непослушание жены своему мужу глубоко аморальным.
ОБНОВЛЁННЫЙ КОД
Римская мораль основывалась на знаменитых трёх принципах семейных отношений Аристотеля: дети подчиняются родителям, рабы подчиняются хозяевам, а жены подчиняются мужьям (Великая этика I.1194b.5-28, написанная учеником). Павел и Пётр также советовали христианам следовать этим принципам (см. Колоссянам 3:18-4:1; Ефесянам 5:22-6:9; 1 Тимофею 2:9-3:7; 6:1-2; Титу 2:3-10; 1 Петра 2:18-3:7) и еврейские писатели, такие как Иосиф Флавий и Филон, призывали евреев делать то же самое (Против Апиона 2.201-215; Гипотетика 7.3, 14). Однако Павел добавил несколько важных ограничений к этим языческим принципам. Он уравновесил наставление о том, что жены должны повиноваться своим мужьям, повелев мужьям жертвенно любить своих жен (Ефесянам 5:25), и он сказал хозяевам уважать рабов как равных перед Богом (Ефесянам 6:9). Оба в высшей степени контркультурные в своё время!
В римском мире существовало феминистское движение, которое выступало за равные права, и во времена Павла женщины получили право тратить свои собственные деньги. К сожалению, некоторые растратили их впустую, а другие завели любовников, чтобы показать, что у них есть права, равные правам мужчин. Как и ранние феминистки в нашем обществе, на них часто смотрели с подозрением и враждебностью. Многие считали, что их поведение порочит репутацию других женщин – как и жен, которые отказались подчиняться своим мужьям. Поэтому христианские жены были призваны подчиниться. Если бы они этого не сделали, нехристиане могли бы предположить, что эта новая религия также была сексуально разрешительной и морально развращенной.
Из этих стихов мы могли бы заключить, что Павла не заботили ни рабы, ни жены. Но, возможно, он больше заботился о вечной жизни для всех, чем об улучшении этой жизни для некоторых. На мой взгляд, рабы и жены, которые решили следовать римским домашним правилам, чтобы Евангелию не мешали, являются одними из истинных героев веры. Они позволили Евангелию распространиться достаточно далеко, чтобы достичь нас.
Вопрос в следующем: какой политике мы должны следовать, чтобы помочь Евангелию распространяться ещё дальше?
Преподобный доктор David Instone-Brewer является почетным старшим научным сотрудником Тиндейл-хауса, Кембридж. Он является автором нескольких книг о еврейском происхождении Нового Завета и является членом Комитета по переводу Библии (NIV). Он также является постоянным обозревателем журнала Premier Christianity.
|