«Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречётся в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное»
Это, несомненно, бескомпромиссное утверждение вечной силы закона Моисея. Ни малейшая его часть не должна быть отменена — ни малейшая буква, ни малейший росчерк пера. "Йуд" - самая маленькая буква еврейского алфавита; "Йота" - самая маленькая буква греческого алфавита. "Титл" или “черта” была очень маленьким знаком, прикреплённым к букве, возможно, чтобы отличить её от другой, похожую на неё, как в английском алфавите G отличается от C, или Q от O.
Что же трудного в этом бескомпромиссном утверждении? Для некоторых читателей трудность заключается в том, что трудно распознать в этом ораторе Христа, который, по словам Павла, “конец закона — Христос, к праведности всякого верующего” (Римлянам 10:4).
Другим нетрудно предположить, что представление Павла об Иисусе радикально отличалось от изложения Его характера и учения в евангелиях. На деле высказывается мнение (не так часто, как в прежние времена), что Павел - это человек, который "нарушает одну из этих заповедей и учит других поступать так же". Это означает, что это высказывание исходит не от Иисуса, а от группы в ранней Церкви, которая не любила Павла. Даже там, где ссылка на Павла не была бы воспринята, многие считают, что эти слова исходят от группы в ранней церкви, которая хотела сохранить полную власть закона для христиан. Это высказывание, по словам Рудольфа Бультмана, "отражает отношение консервативной палестинской общины в отличие от эллинистов". [Rudolf Bultmann, The History of the Synoptic Tradition (Oxford: Oxford University Press, 1963), стр. 138].
Вероятно, до появления собственно евангелий в обращении находилось несколько избранных высказываний Иисуса, и одно из них, которое предпочитали более строгие иудейские христиане, по-видимому, использовалось наряду с другими евангелиями Матфеем. Такая подборка высказываний могла бы быть составлена в соответствии с мировоззрением тех, кто её составлял; высказывания, которые сами по себе, казалось бы, поддерживали это мировоззрение, были бы включены, в то время как другие, которые, казалось бы, противоречили ему, были бы опущены. Учение Иисуса было гораздо более разнообразным, чем любая пристрастная подборка Его высказываний
будет указывать. Не ограничиваясь каким-либо одним выбором, Матфей даёт всестороннюю картину учения. Высказывание, подобное только что процитированному, имело три последовательные жизненные установки: свою жизненную установку в историческом служении Иисуса, свою установку в ограниченном выборе высказываний Иисуса и свою установку в евангелии от Матфея. Нам непосредственно доступно только его изложение в евангелии от Матфея. (В дополнение к этим трём установкам, конечно, оно могло приобрести последующие жизненные установки в течение истории Церкви и в процессе толкования. Утверждение "не нарушить пришел Я, но исполнить" использовалось, например, для представления Евангелия как венца исполнения индуизма [например, J. N. Farquhar, The Crown of Hinduism (Oxford: Oxford University Press, 1913); сравните с E. J. Sharpe, Not to Destroy But to Fulfil (Lund: Gleerup, 1965)], но такое его использование не имеет никакого отношения к намерениям Иисуса или евангелиста).
К замечанию, что это высказывание непосредственно доступно нам только в его изложении в евангелии от Матфея, есть частичное исключение. Часть из него встречается в другом контексте в евангелии от Луки. В евангелии от Луки 16:16-17 Иисус говорит: "Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадёт". Второе из этих двух предложений параллельно (но не тождественно) Матфея 5:18.
Подборка высказываний, которая, как предполагается, была составлена в более правомыслящем христианском кругу и которую Матфей широко использовал в качестве одного из своих источников, часто обозначается буквой М (потому что она представлена только в евангелии от Матфея). Другая, более полная выборка, на которую, как считается, опирались и Матфей, и Лука, обычно называется Q. Таким образом, возможно, что форма высказывания “ни одна йота или ни одна черта”, найденная в евангелии от Матфея 5:18, является формой M, в то время как форма, найденная в евангелии от Луки 16:17, является формой Q. Т. У. Мэнсон был одним из учёных, который верил, что это так, и он предложил своим читателям иметь в виду две возможности. Первая возможность состояла в том, что форма высказывания Луки ближе к первоначальной формулировке и что форма в евангелии от Матфея “является пересмотром его, чтобы привести его явно в соответствие с раввинской доктриной. Другая возможность, вытекающая из этой, заключалась в том, что "изречение в своей первоначальной форме утверждает не вечность закона, а непреклонный консерватизм книжников", что оно не должно быть "здравой раввинской догмой, но горькой иронией". - То есть Иисус обращается к книжникам и говорит: "Мир придёт к концу прежде, чем ты откажешься от своей традиционной интерпретации закона". [T. W. Manson, The Sayings of Jesus (reprint; Grand Rapids, Mich.: Эрдманс, 1979), стр. 135].
Очевидно, что Иисус не принял раввинского толкования закона. Действительно, Он обвинил книжников, признанных учеников и учителей Закона, в том, что они "преступают заповедь Божию ради предания вашего" (так формулировка звучит в Мф 15:3, в отрывке, основанном на Мк. 7:9). Он сказал, что, применяя закон, “связывают бремена тяжёлые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям” (Мф. 23:4); напротив, Он предложил: “возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, … ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко” (Мф. 11:29-30).
Но Он не ослаблял требований закона Божьего как такового и не рекомендовал более низкого уровня праведности, чем того требовали “фарисеи и учителя закона”. Напротив, Он настаивал на том, что вступление в Царство Небесное требует праведности, превышающей праведность книжников и фарисеев. Это последнее утверждение, содержащееся в евангелии от Матфея 5:20, служит введением к следующим параграфам, в которых рассказ Иисуса о том, что подразумевает послушание Закону, даётся в последовательности жестких высказываний, которые мы рассмотрим один за другим. Но на данный момент мы можем упомянуть два принципа, по которым Он толковал и применял закон.
Во-первых, Он утверждал, что правильным способом соблюдения любой заповеди является выполнение цели, для которой она была дана. Он сделал это в отношении закона брака; Он сделал это также в отношении закона субботы. В день субботний, говорит четвёртая заповедь, "Не делай никакой работы". В глазах некоторых блюстителей закона это требовало тщательного определения того, что представляет собой “работа”, чтобы люди могли точно знать, что можно и чего нельзя делать в этот день. Обстоятельства могут изменить ситуацию: акт исцеления, например, был допустим, если речь шла о жизни и смерти, но если лечение можно было отложить на следующий день без какой-либо опасности или ущерба для пациента, это было бы лучше. Именно по этому вопросу Иисус неоднократно сталкивался с книжниками и их сподвижниками. Его критерием соблюдения этого закона было выяснение, с какой целью была установлена суббота. Он полагал, что это было сделано для того, чтобы дать отдых и облегчение людям: они не были созданы ради субботы, но суббота была дана ради них. Поэтому любые действия, способствующие их отдыху, облегчению и общему благополучию, были допустимы в субботу. Это было не просто допустимо в субботу: суббота была наиболее подходящим днём для её исполнения, потому что её исполнение значительно способствовало Божьему замыслу в установлении субботы. Иисус, по-видимому, исцелял людей предпочтительно в день субботний, потому что такое действие почитало этот день.
Он не отменил четвёртую заповедь; Он истолковал её иначе, чем нынешнее толкование. Неужели Его принцип толкования “превзошёл праведность фарисеев и учителей Закона"? Возможно, так оно и было. Есть люди, которым легче иметь набор правил. Когда возникает практическая проблема, они могут проконсультироваться с правилами и знать, что делать. Но они должны решить, какое действие лучше всего соответствует цели закона. Это предполагает размышление, а размышление такого рода с сопутствующей ему личной ответственностью является для них трудным упражнением.
Во-вторых, Иисус утверждал, что послушание или непослушание закону начинается внутри, в человеческом сердце. Недостаточно было привести свои внешние действия и слова в соответствие с тем, что требовал закон; прежде всего нужно было привести в соответствие с ним свою мыслительную жизнь. Один из ветхозаветных псалмопевцев выразил свои чувства так: "я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце" (Пс. 39:9). Этот псалом не цитируется Иисусом в евангелиях, но в другом месте Нового Завета его язык применяется к нему (Евр. 10:7, 9). Он действительно очень хорошо выражает отношение самого Иисуса и то отношение, которое Он рекомендовал Своим слушателям. Там, где ум и воля настроены исполнять волю Божью, слова и действия не будут отклоняться от неё.
Кроме того, там, где это так, акцент будет сделан на внутренних духовных аспектах этики и религии, а не на внешних и материальных аспектах. Идея о том, что религиозный долг может быть превыше долга перед родителями, не вызывала у Иисуса сочувствия (см. Мк. 7:10-13). Эта идея была одобрена некоторыми представителями закона в Его время, но в целом еврейское учение здесь с Ним согласилось. Опять же, Иисус очень мало внимания уделял деталям ритуального очищения или правилам питания, потому что они не имели этического содержания. Марк заходит так далеко, что говорит: в Своих высказываниях по этим последним вопросам Он “объявил все продукты "чистыми"” (Мк. 7:19). Если Матфей не воспроизводит этих слов Марка, то он воспроизводит высказывания Иисуса, которые так толкует Марк (Мф. 15:17-20).
Но разве ритуальные омовения и ограничения в еде не относятся к сфере действия закона? Не следует ли их причислить, по самой низкой оценке, к “наименьшим из этих заповедей”? Возможно, так оно и было, но в глазах Иисуса “справедливость, милосердие и верность” имели гораздо большее значение (Мф. 23:23). А как насчёт жертвенных церемоний? Конечно, они были включены в закон, но отношение Иисуса к таким вещам суммируется в Его цитате из великого ветхозаветного пророка: “Ибо Я милости хочу, а не жертвы” (Осия 6:6). Именно Матфей, и только Матфей среди евангелистов, записывает, что Иисус цитировал эти слова, и он записывает, что Он использовал их дважды (Мф. 9:13; 12:7). Закон исполняется этически, а не церемониально. Иисус подтвердил настойчивое утверждение великих пророков о том, что аккуратность в церемониальных обрядах хуже, чем бесполезность, когда люди пренебрегают “действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим” (Михей 6:8). Дело в людях, а не в неодушевленных предметах.
Закон для Иисуса был выражением Божьей воли. Воля Божья вечна и неизменна. Иисус пришёл не для того, чтобы изменить волю Божью; Он исполнил её. Стандарт послушания той воле, который Он установил Своим примером и Своим учением, является более строгим, чем стандарт, установленный писаным законом. Он настаивал на том, что воля Божья должна исполняться от всего сердца. Но, настаивая на этом, Он предусмотрел средства, с помощью которых исполнение воли Божьей от сердца не должно быть недостижимым идеалом. Если Павла можно привлечь к толкованию учения Иисуса здесь, то апостол, утверждавший, что мужчины и женщины оправдываются перед Богом через веру в Иисуса, а не через соблюдение закона, также утверждал, что те, кто имеет веру в Иисуса, получают Его Дух, чтобы “оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу” (Рим 8:4). Евангелие требует большего, чем закон, но даёт силу для этого. Кто-то облёк это в стих с такими строчками:
Работать и работать закон повелевает,
При этом не даёт мне ни ног, ни рук;
Но Евангелие лучшие вести приносит:
Оно приглашает меня летать и даёт мне крылья.
См. также комментарий к Римлянам 10:4.
Hard Sayings of the Bible
|