Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
Каждый оставайся в том звании, в котором призван. |
Трудность, с которой мы сталкиваемся в 1 Коринфянам 7:17 и 20, возникает главным образом из окружающих стихов в этом абзаце (1 Коринфянам 7:17-24). В 1 Коринфянам 7:21 в качестве иллюстрации выбрана ситуация рабства. В 1 Коринфянам 7:17 различные ситуации, в которых оказались люди, когда они были призваны к вере во Христа, понимаются как назначенные или распределённые Господом, и им сказано оставаться в этих ситуациях. Этому наставлению придается дополнительный вес в предложении “Так я повелеваю по всем церквам” (1 Кор. 7:17).
В свете этих заявлений Павла часто обвиняли не только в неспособности осудить порочную систему рабства, но и в подстрекательстве к сохранению статус-кво. Эти обвинения могут быть доказаны как несостоятельные, если рассматривать абзац, содержащий этот текст, в общем контексте 1 Коринфянам 7 и в свете исторической ситуации, как её воспринимал Павел.
В 1 Коринфянам 7 Павел рассматривает вопросы о браке, подходящем способе для сексуального самовыражения, проблеме развода и повторного вступления в брак, и всё это в ответ на распространённое в церкви мнение, которое отвергало или принижало физическое измерение отношений мужчины и женщины. В непосредственно предшествующем абзаце (1 Кор. 7:12-16) совет Павла верующим, состоящим в браке с неверующими, двоякий: (1) Если неверующий партнёр желает остаться в браке, верующий не должен разводиться (и, таким образом, отвергать) неверующего партнёра; ибо готовность этого человека жить с верующим может открыть его или её для освящающей силы Божьей благодати через верующего партнёра (1 Кор. 7:12-14). (2) Если неверующий не хочет оставаться в браке, он или она должны быть расторгнуты. Хотя партнёр может быть освящён жизнью и свидетельством верующего, уверенности нет, особенно когда неверующий желает разлуки (1 Кор. 7:15-16).
Признав возможность и, возможно, желательность этого исключения из своего общего совета против разводов, Павел подтверждает то, что он считает нормой (“Так я повелеваю по всем церквам”): человек должен оставаться в той жизненной ситуации, которую определил Господь и в которой он был призванный к вере (1 Кор. 7:17). В свете исключений из общих норм, встречающихся в этой главе, вероятно, неразумно воспринимать фразу “как Бог ему определил” слишком буквально и юридически, как если бы социальное, экономическое или семейное положение каждого человека было предопределено Богом. Скорее, точка зрения Павла, по-видимому, схожа с той, которую придерживается Иисус в отношении ситуации слепого человека в Евангелии от Иоанна 9. Его ученики задаются вопросом о причинах: слеп ли человек потому, что он согрешил, или потому, что согрешили его родители (Ин. 9:2)? Ответ Иисуса, по сути, заключается в том, что слепота человека является, в рамках общих целей Бога, поводом для проявления Божьей работы (Ин. 9:3).
Для Павла жизненные ситуации, с которыми люди сталкиваются по Божьей благодати и приходят к вере, - это ситуации, которые, по Божьему провидению, могут быть преобразованы и через которые Евангелие может влиять на других (например, на неверующих партнёров).
Принцип “оставайся в ситуации” теперь получил более широкое применение к человеческим реалиям и ситуациям, выходящим за рамки брака. В первую очередь речь идёт о евреях и язычниках (1 Кор. 7:18-19). Внешние обстоятельства, утверждает Павел, не имеют большого значения (“Обрезание ничто и необрезание ничто”). Они не добавляют и не умаляют призвания человека к отношениям с Богом, и поэтому статус человека как еврея или нееврея не должен изменяться. (Здесь следует отметить, что под давлением эллинизации некоторые евреи в греческом мире стремились отменить своё обрезание [1 Маккавеи 1:15]. И мы знаем как из Деяний, так и из Послания к Галатам, что христиане-евреи призывали к обрезанию христиан-язычников).
Ещё раз ясно, что общая норма оставаться в ситуации "как Бог … определил" не является абсолютным законом. Таким образом, мы читаем в Деяниях 16:3, что Павел, в свете миссионерских потребностей и стратегии, сделал Тимофею обрезание, хотя Тимофей уже был верующим. Практика Павла в этом случае была бы прямым нарушением правила, которое он установил для всех церквей (1 Кор. 7:17-18), но только в том случае, если бы это правило было задумано как абсолютное.
Теперь Павел повторяет правило “каждый оставайся в том звании, в котором призван” (1 Кор. 7:20), и применяет его ещё к одной ситуации, а именно к ситуации раба. Павел не просто описывает гипотетическую ситуацию, поскольку ранняя церковь привлекала значительное число людей из низших слоев общества (см. 1 Кор. 1:26-27). Итак, Павел обращается к отдельным членам собрания, которые принадлежали к многочисленному классу рабов, существовавшему во всём древнем мире: “рабом ли ты призван” (то есть, когда ты стал христианином). Следующие слова: “не смущайся” подтверждают, что подлинность новой жизни человека и его нового статуса “свободного” Господа (1 Кор. 7:21-22) не может быть унижена и обесценена внешними обстоятельствами, такими как социальный статус.
Как и в предыдущих случаях применения нормы (“как Бог … определил”), Павел немедленно допускает нарушение нормы; более того, он, кажется, поощряет это: “но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся” (1 Кор 7:21; обратите внимание на перевод RSV: “воспользуйтесь возможностью”). Как
сноски в некоторых современных переводах указывают (TEV, RSV), что стих 21 на греческом можно перевести как “вместо этого используй своё нынешнее состояние”, что означает, что раб не должен пользоваться этой возможностью, а скорее жить как преображённый человек в контексте продолжающегося рабства. Некоторые учёные поддерживают этот перевод, поскольку он ясно иллюстрирует норму, изложенную в предыдущем стихе. Однако мы уже отмечали, что Павел предусматривает непредвиденные обстоятельства для большей части своих наставлений в главе 7, и нет веских оснований сомневаться в том, что Павел поддерживал различные средства освобождения отдельных рабов, которые были доступны в греко-римском мире.
И всё же Павел делает акцент во всей главе, как и в настоящем отрывке, на своей убеждённости в том, что наиболее важным вопросом в человеческой жизни, отношениях и институтах является преобразование жизни людей по Божьему призванию. Внешние обстоятельства не могут ни отнять, ни добавить к этой реальности. Указание оставаться в ситуации, в которой человек призван к вере (которое Павел повторяет ещё несколько раз, в 1 Кор. 7:24, 26, 40, и для которого он также предоставляет непредвиденные обстоятельства, в 1 Кор. 7:28, 36, 38) может быть понято как миссиологический принцип. Пребывание в различных ситуациях, о которых говорит Павел, даёт возможность для беспрепятственной преданности и служения Господу (1 Кор. 7:32-35), или преображающего свидетельства по отношению к неверующему партнёру по браку (1 Кор. 7:12-16), или нового способа присутствия в контексте рабства как того, кто свободен во Христе (1 Кор. 7:22-23).
На преобразующие возможности этой последней ситуации намекается в другом месте писаний Павла. Хозяева, ставшие верующими, призваны относиться к своим рабам по-доброму и помнить, что Хозяин, который стоит над ними обоими, видит в них равных (Еф. 6:9). Семена освобождающего Евангелия мягко посеяны в жесткую почву рабства. Они принесли плоды в жизни Онисима, беглого раба, и Филимона, его хозяина. Раб возвращается к господину, уже не как раб, а как “брат в Господе” (Филим 15-16).
Обратите также внимание на то, что три сферы взаимоотношений, к которым обращается Павел в 1 Коринфянам 7 — мужчина-женщина, еврей-язычник (грек), раб-свободный — объединены в этой высшей точке понимания Павлом преобразующей реальности бытия во Христе: “Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал 3:28). Будучи раввином, Павел ежедневно благодарил Бога, как часть восемнадцати благословений, за то, что он не родился язычником, рабом или женщиной. Именно его опыт общения со Христом привёл его к осознанию того, что эти различия между высшими и низшими были отменены в новом порядке вещей, установленном Христом. Несомненно, в этом видении были посеяны семена для окончательного уничтожения рабства и всех других форм неволи.
Наконец, понимание Павлом исторической ситуации, в которой оказались он и церковь, даёт ещё один ключ к его наставлениям о том, что верующие должны оставаться в том, где они есть. Он, как и большинство других христиан, был убеждён, что эсхатон, кульминационный момент Божьего искупительного вмешательства, очень близок. Утверждения в 1 Кор. 7:26 (“по настоящей нужде”) и 1 Кор. 7:29 (“время уже коротко”) подчеркивают это убеждение. Эта вера придала миссионерской деятельности огромную актуальность. Благая весть должна была распространиться, чтобы как можно больше людей ещё могли спастись (см. 1 Кор. 10:33). Это ожидание неминуемого конца, несомненно, было важным фактором для нормы Павла “как Бог … определил”.
Смотрите также комментарий к Исходу 21:2-11; Ефесянам 6:5-8.
Hard Sayings of the Bible
|