1 Тимофея 2:13-15. Спасение через рождение ребёнка?
Когда автор Второго Послания Петра утверждает, что в писаниях Павла есть некоторые отрывки, которые “неудобовразумительные” (2 Петра 3:16), легко предположить, что он имел в виду 1 Тимофею 2:13-15. Этот отрывок обсуждался и анализировался более интенсивно, чем почти любой другой текст в Библии.1 Вместо того чтобы рассматривать все предложения и возможности, я постараюсь сосредоточиться на центральных вопросах и попытаюсь понять суть отрывка в рамках ситуации, о которой говорит Павел.
Поскольку 1 Тимофею 2:13 начинается с соединительной частицы “ибо...”, ясно, что следующие предложения являются продолжением предыдущих. Таким образом, этот текст содержит библейские размышления Павла, которые дают обоснование его запрету на преподавание женщинам и узурпацию власти в церкви (1 Тим. 2:11-12), рассмотренному в предыдущей главе.
Результатом этой дискуссии стало то, что Павел обращался к проблемам ереси в церкви в Эфесе и что женщины в этом собрании были сильно увлечены этими лжеучениями или были их ярыми сторонницами. Их учение привело к тому, что они подвергли сомнению и отвержению общепринятых в культуре норм и ролей мужчин и женщин, что создало трудности для этой молодой общины в её социальном контексте. Павел обеспокоен тем, что это подрывает их свидетельство об истине Евангелия. Он заботится о “благочестии” (1 Тим. 2:9, 15), то есть о социально приемлемом поведении; с возможностью впасть в “нарекание” в глазах посторонних (1 Тим. 3:7); и не давать “никакого повода к злоречию” (1 Тим. 5:14; 6:1).
Ограничительные наставления Павла в отношении женщин следует понимать в контексте данной конкретной исторической ситуации. Поэтому их не следует понимать как божественные императивы, применимые повсеместно ко всем женщинам во всех культурных контекстах и исторических обстоятельствах. Скорее, это авторитетный апостольский совет, данный для исправление злоупотреблений в конкретной ситуации, которые угрожали истине Евангелия и жизнеспособности молодой церкви в антагонистической среде. Трансцендентный принцип, стоящий за конкретными наставлениями Павла, - это евангельский императив (применимый во всех культурных контекстах), а именно Божье намерение “чтобы все люди спаслись” (1 Тим. 2:4; см. также 1 Кор. 10:33).
В той мере, в какой конкретные проявления их новой свободы во Христе приводили к подрыву социальных условностей (например, отказ от брака и домашних обязанностей), к подрыву истины (например, к преподаванию ложных доктрин) и к доминированию (например, к узурпации власти назначенных руководителей церкви), женщины угрожали авторитету церкви и, следовательно, её миссионерской эффективности. Вот почему Павел устанавливает ограничения.
Но почему Павел обосновывает всё это в Писании? Зачем отстаивать приоритет мужчины на основании Книги Бытия 2? Почему он связывает участие женщины в Грехопадении (Бытие 3) с ограниченной ролью, отведённой ей в церкви? И, наконец, в чём смысл того, что женщины спасаются через деторождение?
Ответы на эти вопросы начинают появляться, когда мы осознаём важную истину о жизни Павла: он был раввином, который превратился в последователя Христа. Будучи квалифицированным раввином, он стал учеником Иисуса и апостолом язычников. Его образование раввина, полученное в качестве ученика Гамалиила, одного из величайших учителей-раввинов в Палестине первого века (Деяния 22:3), было использовано для толкования и изложения Евангелия. Таким образом, писания Павла насквозь пронизаны цитатами из Писаний или аллюзиями.
Одной из главных функций раввинской традиции было решение широкого круга проблем, волнующих представителей религиозной общины, от самых незначительных аспектов повседневной жизни до глубочайших теологических проблем. За сотни лет таких раввинских размышлений над библейским текстом (нашим Ветхим Заветом) накопилось огромное количество библейских толкований. Некоторые из этих материалов нашли отражение в еврейской межзаветной литературе, включая Апокрифы, группу произведений, которые были частью греческого Ветхого Завета, читавшегося ранней церковью. Павел был продолжателем этой традиции.
В критические моменты, когда на карту были поставлены суть и целостность Евангелия, Павел бескомпромиссно порывал с этой традицией, как это делал его Господь во время Своей земной жизни.2 Но в вопросах, которые не лежали в основе Евангелия, или когда он давал указания для конкретных ситуаций, он иногда использовал толкования текстов Ветхого Завета, которые были знакомы ему по этой традиции.
Когда мы читаем 1 Тимофею 2:13-14, мы сразу же осознаём две вещи. Во-первых, Павел не цитирует библейские отрывки напрямую. Он даёт нам довольно конкретное и неполное представление о значении этих отрывков. Во-вторых, ситуация, о которой он говорит, носит ограниченный, локальный характер и требует ограниченного, частичного использования библейского материала.
Причина, по которой он призывает женщин молчать, не поучать и не присваивать себе власть над мужчинами (1 Тим. 2:12), заключается в том, что Адам был создан раньше Евы (1 Тим. 2:13). Здесь, конечно же, упоминается повествование о сотворении мира из главы 2 книги Бытия. В синагоге, которая служила образцом для жизни и структуры ранней церкви, доминирование мужчин традиционно подтверждалось прочтением хронологической последовательности главы 2 Книги Бытия с точки зрения мужского приоритета.
Очевидно, что Павел не намеревался, чтобы это толкование главы 2 книги Бытия, которое он использует здесь для придания авторитета своим указаниям, применялось повсеместно. Ибо в 1 Коринфянам 11, где Павел приводит доводы в пользу того, чтобы женщины покрывали голову, также основываясь на хронологической последовательности в Книге Бытия 2 (1 Кор. 11:8-9), он затем продолжает увещевать своих читателей, что происхождение как мужского, так и женского пола - от Бога, и что с момента сотворения мира каждый мужское начало возникает из женского, и, следовательно, ему предшествует женское (1 Кор. 11:12). В этом аргументе Павел выходит за рамки традиционной раввинистической интерпретации, основанной на хронологическом приоритете, и обращается к сути повествования в Книге Бытия 2. Поскольку основное внимание в нём уделяется тому факту, что мужчина в своём хронологическом приоритете произносится как “не хорошо” (Быт. 2:18). Именно сотворение женщины, “соответствующей ему”, спасает мужчину от его одиночества.3
Таким образом, традиционное толкование Книги Бытия 2 относится к конкретной, ограниченной ситуации. И оно является авторитетным в первую очередь для этой ситуации. Если женщины сеяли хаос в собрании, отвергая принятые в обществе роли, и стремились к власти, особенно те, кто распространял еретические учения, то для Павла было естественно подчеркивать важность библейских текстов и толкований, которые подтверждали общепринятые в культуре и религии взгляды на роль женщин.
Ещё один аргумент в пользу ограниченного места женщин, приведённый в 1 Тимофею 2:14, заключается в том, что Ева была обманута и стала грешницей, в то время как Адам не был обманут. Здесь, как и в приведённом выше обращении к Книге Бытия 2, Павел ссылается на истину, изложенную в Книге Бытия, на этот раз в истории Грехопадения в книге Бытия 3. В Книге Бытия 3:13 Ева говорит, что “змей обольстил меня, и я ела”. Из этого раввинистическая традиция сделала вывод, что женщины по своей природе более уязвимы для обмана, чем мужчины. Такой взгляд на женственность был широко распространён в иудаизме. Филон, выдающийся александрийский иудейский учёный, современник Павла, высказал мнение, что, поскольку женщина “более привычна к обману, чем мужчина”, и “уступает и поддаётся на правдоподобную ложь, которая похожа на правду”, правильное отношение жены к мужу воплощено в глаголе “служить в качестве раба”.4 В апокрифическом труде “Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахов” (25:24) автор приходит к выводу, что "грех начался с женщины, и из-за неё мы все умираем".
Однако наряду с этим в еврейской традиции подчеркивалось признание полной ответственности Адама. Во 2 Ездре 7:118 есть жалоба: “О Адам, что ты наделал? Ибо, хотя именно ты согрешил, падение было не только твоим”. Павел также знал эту часть традиции, поскольку в Римлянам 5:12-14 и 1 Коринфянам 15:21-22 он возлагает ответственность за совершение греха на Адама, а не на Еву. Основанием для такого акцента в толковании, конечно же, является материал из Книги Бытия 3, где Адам находится с Евой в роковой момент (Быт. 3:6), где Бог возлагает на него ответственность за то, что он вышел за пределы своих возможностей (Быт. 3:11), и где он, как и Ева, был обманут в нарушении Божьего повеления (Быт. 3:17).
В свете приведенных выше данных как из 3-й главы Бытия, так и из других текстов Павла, фраза в 1 Тимофею 2:14 “не Адам прельщён” особенно проблематична. Поскольку ясно, что он действительно был обманут, как и Ева. Некоторые толкователи пришли к выводу, что Павел здесь просто вернулся к доминирующей раввинской интерпретации, которая фокусируется на обмане женщины, позволяющем мужчине сорваться с крючка. Но это противопоставляет Павла-раввина Павлу-христианину; я не думаю, что это законно или необходимо.
Павел всегда остаётся раввином, который был крещён во Христа. И в его общении со Христом его знания раввина также находят своё воплощение. Таким образом, они используются в его миссионерской работе. И это евангельское произведение определяет то, как он использует раввинские толкования материала Ветхого Завета.
Его интерпретационный метод и его применение в конкретной ситуации в Эфесе не означают, что он разделял мнение раввинской традиции о том, что женщины по своей природе более подвержены обману. Это подтверждается тем фактом, что Павел использует обман Евы в 2 Коринфянам 11:3-4 как иллюстрацию возможности того, что все верующие в Коринфе, как мужчины, так и женщины, могут быть обмануты и уведены от веры во Христа. Таким образом, мы видим, что Павел использует традицию о Еве по-разному, в зависимости от рассматриваемой проблемы.
И снова становится очевидным, что ситуация в Эфесе диктовала Павлу необходимость использовать различные аспекты библейской традиции, которая в целом считалась авторитетной. Поскольку женщины в собрании Тимофея, по-видимому, были заметны среди тех, кто “отступил” от веры и её надлежащего выражения в жизни (1 Тим. 1:3-7), или тех, кто “совратились вслед сатаны” (1 Тим. 5:15), или “утопающих во грехах, водимых различными похотями” (2 Тим. 3:6), то частичное использование Павлом материала книги Бытия и его применение к данной конкретной ситуации вполне объяснимо.
Последней трудностью этого текста является утверждение, что “спасётся через чадородие” (1 Тим. 2:15).5 В чём смысл этого утверждения и как оно функционирует в контексте всего отрывка?
Во-первых, если и есть какая-то истина, которую Павел на протяжении всего своего служения доводил до сведения своих слушателей и читателей, так это то, что спасение достигается не выполнением функций и обязанностей или исполнением определенных ролей, а верой в Иисуса Христа. Поэтому невозможно сделать вывод, что Павел говорит о личном спасении. То есть женщины спасаются не иначе, как мужчинами.
Во-вторых, 1 Тимофею 2:15 является заключением ко всему абзацу. В 1 Тимофею 2:9-14 содержатся конкретные указания для женщин, которые носят ограничительный и негативный характер. Стих 15 начинается со слова “впрочем” (или, лучше, “при этом”), и сказанное, по-видимому, предназначено для позитивного подтверждения. Различные ограничения, налагаемые на женщин, теперь носят ограничительный характер. Это не абсолютные нормы, а существенные условия, определяемые полом. Скорее, это необходимые коррективы в свете исторической ситуации, в которой на карту была поставлена миссионерская эффективность молодых церквей.
В ситуации Тимофеем еретическое учение подрывало законность брака. Нам не говорят, почему. Но на основании 1 Коринфянам, 7-й главы, где брак, по-видимому, отвергается сверхдуховниками, презирающими физическую реальность, мы можем заключить, что еретическое учение рассматривало брак и его конкретное выражение в деторождении как нечто негативное или недостойное тех, кто был по-настоящему духовен и являлся членами церкви. новое сообщество “спасённых” людей. В противовес этому еретическому учению Павел, возможно, утверждает, что деторождение, которое является естественной функцией женщины, способствующей продолжению рода и дающей жизнь, на самом деле не препятствует её полноценному участию в сообществе спасённых.
Таким образом, женщины есть и будут спасены, даже если они будут выполнять те домашние и материнские функции, которые ожидаются от женщин в социально-историческом контексте, но отвергаются учителями-еретиками. Вполне возможно, что учителя-еретики и женщины, которые были ими обмануты, рассматривали отказ от обычных домашних и материнских обязанностей как свидетельство того, что они действительно спасены и духовны. Такая ситуация делает строгие и трудные ограничительные предписания Павла женщинам в Эфесе абсолютно необходимыми, поскольку еретическое учение и его последствия представляли собой полное непонимание и отрицание Евангелия.
[1] Дополнительную информацию о литературе, посвященной 1 Тимофею 2:11-15 и связанным с ними библейским текстам, см. в Alvera Mickelsen, ed., Women, Authority & the Bible (Даунерс-Гроув, Иллинойс.: Издательство InterVarsity Press, 1986).
[2] Примерами являются (1) неприятие Иисусом правил раввинов относительно соблюдения субботы, которые были основаны на четвёртой заповеди (Исх. 20:8-11) — сосредоточившись на сострадании Бога к сокрушенному человечеству (Мк. 3:1-6; Ин. 5:2-18) и (2) неприятие Павлом попытки иудео-христиан навязать новообращенным язычникам ритуальные требования, такие как обрезание, утверждая, что спасение происходит исключительно по Божьей благодати и ответу веры (Гал. 2:11-16).
[3] См. примечание 1 в комментарии к 1 Тимофею 2:11-12, где обсуждаются значения важных еврейских слов в этом стихе.
[4] Philo Questions on Genesis 1.33 (Классическая библиотека Леба).
[5] В сноске NIV правильно указано, что греческий текст гласит: “Она будет спасена через деторождение”. В предыдущем стихе речь идет о Еве, единственном числе, представительнице женственности. Это подлежащее единственного числа определяет личное местоимение в 1 Тимофею 2:15: “впрочем спасётся”. Однако предложение продолжается во множественном числе: “если они пребудут в вере”. Таким образом, ясно, что Павел рассматривает Еву как представительницу всех женщин.