“Бездомному предъявлено обвинение в убийстве трёх членов семьи в Нью-Джерси, Пенсильвания, после того, как он пресёк полицейское противостояние".
“Подозреваемый в убийстве полицейского, который остановился, чтобы помочь отремонтировать колесо, пойман”.
“Мама из Флориды попросила 500 долларов за своего 18-месячного ребёнка за пределами жилого квартала, но не нашла желающих и бросила ребёнка”.
“Иммигрант с Гаити обвиняется в изнасиловании 15-летней девочки в отеле для мигрантов”.
И это было всего лишь 5-минутное прочтение новостей несколько дней назад. Ситуация стала настолько плохой, и люди так напуганы и одиноки, что теперь обращаются за утешением к домашним камням, надеясь, что это их успокоит.
Нет, на самом деле этого не произойдёт.
Вам понадобится что-то ещё, чтобы разобраться со всей этой мерзостью в мире. Разобраться в этом непросто, о чём свидетельствуют все мыслители-тяжеловесы, которые приложили все усилия, чтобы объяснить это. Их усилия, как правило, сводятся к трём направлениям.
Первая - это гуманистическая модель. Это парадигма "без Бога", которая утверждает, что всё просто запутано из-за времени, материи и случайностей и, скорее всего, так и останется.
На мой взгляд, никто лучше атеиста Ричарда Докинза не сформулировал эту точку зрения, чем он, написавший: “Во вселенной электронов и эгоистичных генов, слепых физических сил и генетической репликации одним людям будет больно, другим повезёт, а вам - нет. Не находите в этом ни рифмы, ни смысла, никакой-либо справедливости. Вселенная, которую мы наблюдаем, обладает именно теми свойствами, которых мы должны ожидать, если в её основе нет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра, ничего, кроме слепого безжалостного безразличия”.
Если вы христианин, притворись на мгновение, что это не так, и спроси себя, соответствует ли это тому, что мы часто видим. С хорошими людьми плохо обращаются, плохие люди продвигаются вперёд, катастрофы, которые происходят из ниоткуда, поглощая, казалось бы, невинных людей, и всё это просто не имеет смысла. Если Бога не существует, что ещё у вас есть?
Конечно, загвоздка в том, что вы не можете назвать что-либо добром или злом; вещи просто есть.
Причина этого в том, что если существует такая вещь, как зло, вы должны предполагать, что существует и добро. Если вы предполагаете, что существует такая вещь, как добро, вы предполагаете, что существует и такой абсолютный и неизменный моральный закон, на основе которого можно отличить добро от зла. Если вы предполагаете, что существует такая вещь, как абсолютный моральный закон, вы должны предположить абсолютного морального законодателя, но это был бы Бог — тот, кого не существует. А теперь перемотаем назад: если нет морального законодателя, то нет и морального закона. Если нет морального закона, то нет и добра. Если нет добра, то нет и зла.
Вот почему Докинз говорит, что в его натуралистической модели “нет ни зла, ни добра”.
Следующие две распространённые точки зрения на зло включают Бога. Вторая во многом похожа на первую, но в ней Бог творит зло, а не наоборот. Вселенная только натуралистична. Это фаталистическая модель с довольно плохим, в основном деистическим Богом у руля и без какой-либо конечной цели, стоящей за всем этим. Ваша задача - снова проявить стоический подход, усмехнуться и вынести это.
Библия и люди, написавшие Вестминстерское исповедание, были не согласны с таким подходом, согласно которому Бог творит зло, и написали: “Бог от вечности действовал по самому мудрому и святому совету, по Своей собственной воле, свободно и неизменно предопределяя всё, что происходит; однако, таким образом, Бог не является автором от греха; и не совершается насилие по отношению к воле созданий, и свобода или случайность вторичных причин не устраняются, а скорее устанавливаются”.
Подробнее об этом чуть позже.
Третья модель - моралистическая, которая гласит, что если вам причиняют боль, значит, вы что-то натворили. Помните друзей Иова? Как они начинали с него? Говоря: “Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы? Как я видал, то оравшие нечестие и сеявшие зло пожинают его” (Иов 4:7-8).
Такое же мышление было распространено во времена Иисуса; например, пытаясь объяснить историю о человеке, который родился слепым, ученики спросили Христа: “Равви, кто согрешил, этот человек или его родители, что он родится слепым?” (Иоанна 9:2).
Конечно, моралистическая модель является фикцией — существует бесконечный список замечательных людей, которые пережили великие испытания, включая плотника-назарянина и большинство других выдающихся личностей, упоминаемых в Библии.
Итак, если вы делали заметки, то заметили, что, хотя гуманистический, фаталистический и моралистический подходы являются наиболее популярными в науке о зле, все они не подходят для его объяснения с библейской и реальной точек зрения. Что же нам теперь делать?
Давайте начнём с понимания того, что Библия недвусмысленно говорит нам о существовании всемогущего, всеблагого Бога. Она также не стесняется говорить о существовании зла. Таким образом, у вас остаётся только один вывод: Бог предопределил существование зла.
Я знаю, на первый взгляд это звучит не очень убедительно, но продолжайте читать.
Поскольку этот факт многих смущает, чтобы снять с Бога ответственность за зло, многие христиане выдвигают аргумент о свободе воли: Бог позволяет нам иметь свободу воли, но суть в том, что мы злоупотребили этой свободой и, таким образом, теперь совершаем зло. Некоторые авторитетные деятели придерживаются этой позиции (например, Августин), и, возможно, лучшим современным защитником схоластики является Элвин Плантинга (который всё ещё жив в свои 91 год!). Его аргументы в защиту свободы воли можно найти в его книге "Бог, свобода и зло".
То, что вы найдёте в книге Плантинги и других подобных ей, - это сильная философская защита аргумента о свободе воли, но практически нет явной библейской поддержки этому тезису. И это всегда беспокоило меня.
Итак, теперь давайте вернёмся к тому, что писали члены Вестминстерского исповедания о Боге и зле. Они мыслят в том же ключе, что и Джонатан Эдвардс, который в своей книге “Свобода воли" написал следующее: "Если под автором греха понимать грешника, исполнителя греха или того, кто совершает дурные поступки, то это было бы упрёком и богохульством, предполагать , что Бог является виновником греха … Но если под автором греха подразумевается тот, кто допускает грех, а не тот, кто препятствует ему; и, в то же время, распорядитель хода событий таким образом, для достижения мудрых, святых и самых возвышенных целей, что грех, если ему позволить или не препятствовать, непременно и безошибочно последует за ним … Я не отрицаю, что Бог является автором греха”.
Не сердитесь на заявление Эдварда — он не обвиняет Бога в грехе и зле, а скорее говорит, что Бог использует это в Своих суверенных целях, в первую очередь для двух целей.
Во-первых, для достижения “самых прекрасных целей”. Помните Иосифа, которого продали в рабство? Иосиф сказал своим братьям: “вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей” (Быт. 50:20).
Помните распятие Христа? Пётр сказал собравшейся перед ним толпе в книге Деяний: “Сего, по определённому совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили” (Деяния 2:23).
Да, речь идёт о “свободной” воле, но такой, которая согласуется с благими намерениями Бога, что лежит в основе фаталистической модели зла.
Во-вторых, Бог использует зло, чтобы продемонстрировать Свою праведность Своему творению. Помните фараона Египта? Павел говорит: “ Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Моё по всей земле" (Рим. 9:17).
Павел также прямо спрашивает: “Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем?” (Рим. 3:5). Другими словами, мы не поняли бы Божью праведность, если бы в мире не было неправедности. Это переворачивает моралистическую модель с ног на голову, чтобы показать, как плохие поступки человечества демонстрируют добрую мораль Творца.
Джон Макартур говорит об этом так: “Причина, по которой Бог творит зло, заключается в восхвалении Его славы. Позвольте мне задать вам простой вопрос, который поможет вам ответить на главный вопрос: является ли Бог более славным из-за существования греха или менее славным? На этот вопрос довольно легко ответить, не так ли? Это действительно главный вопрос. На протяжении всех эпох вечности будет ли Бог получать больше славы от Своих созданий из-за существования греха или меньше? И, друзья, это действительно всё, что имеет значение, - это вечная слава Божья”.
В конце концов, Н.Т. Райт прав, когда говорит: “Она [Библия] написана для того, чтобы рассказать историю о том, что Бог сделал, делает и будет делать со злом”. Писание говорит, что однажды Бог уничтожит зло, и хорошая новость для тех, кто доверяет Христу, заключается в том, что Он способен уничтожить наше зло, не уничтожая нас из-за креста.
Удивительно, правда?
|