Прошёл год с тех пор, как излияние Святого Духа в Кентукки привлекло внимание всего мира. Многие церковные лидеры со всего мира посетили Университет Эсбери, и среди них был ‘прирождённый скептик’ Эл Гордон. Он рассказывает историю о том, что сделал Бог, как это изменило его жизнь и почему он верит, что пробуждение не просто возможно, но и необходимо |
8 февраля 2023 года служение в университетской часовне в Эсбери, штат Кентукки, завершилась простой молитвой: “Иисус, сотвори что-то новое среди нас, оживи нас Своей любовью”. Встреча, казалось, закончилась ничем не примечательным. Большинство из нескольких сотен студентов, посетивших обязательное служение, разошлись по своим общежитиям и классным комнатам. Но 19 молодых людей остались, продолжая молиться. Они задержались, ожидая и поклоняясь. А затем небеса, казалось, разверзлись. В течение следующего часа огромное пространство аудитории Хьюза наполнилось глубоким, осязаемым ощущением присутствия Бога.
Спонтанно студенты по всему кампусу начали покидать свои аудитории и стекаться в часовню. Слухи распространились быстро. Сначала это был ручеек, затем большой поток. Поколение Z, характеризуемое как наименее религиозное поколение в истории, сбежалось: циничные, по-видимому, жаждущие настоящего. В течение нескольких часов зал был полон заплаканных лиц, нежно встречающихся с Иисусом. Никаких знаменитостей-христиан, вершащих суд, никакого маркетинга или манипуляций. Просто молодые люди с сокрушенным сердцем, опустошенные пандемией и разочарованные культурными войнами и токсичной церковью, падающие в объятия Иисуса. Дети перетаскивали свои матрасы в святилище и спали на полу. День и ночь, ночь и ещё один день, время, казалось, остановилось. Старая ограда алтаря в передней части была заполнена студентами, которые каялись, примирялись, брали на себя обязательство следовать за Христом. Преподаватели факультета стали пасторами, с благоговением наблюдая, как огромная волна возрождающейся любви неожиданно обрушилась на их студентов.
В течение следующих чудесных 16 дней и ночей Эсбери превратился в место столпотворения. Пришли более 70 000 человек, заполнив аккуратные лужайки, огороженные штакетником, и переполнили соседние часовни и залы. Они стояли в очереди день и ночь: любопытные, циничные, голодные, полные надежд. TikTok взорвался, когда сотни тысяч молодых людей присоединились к нему через свои смартфоны. Репортеры транслировали свидетельства с автостоянки, и “Нью-Йорк таймс” объявила это "первым великим религиозным пробуждением 21 века".
В конце концов, местным властям пришлось закрыть город, на дорогах мигали аварийные знаки: "Трафик превышает пропускную способность". Но, честно говоря, то, что началось в Эсбери, невозможно было остановить, потому что для этих молодых людей ничто уже никогда не будет прежним. Поколение Z почувствовало, что есть нечто большее. Один из студентов завершил заключительную встречу словами: “Я приветствую вас, чтобы остаток вашей жизни вы провели во Христе”.
Я прирождённый скептик. Я не склонен прыгать по самолетам или гоняться за слухами о пробуждении. Но название "Эсбери" привлекло моё внимание: я посещал Эсбери в середине 2000-х, чтобы помочь с Альфа-конференцией. Это не то кричащее место, где можно ожидать пробуждения. Представьте себе крошечный студенческий городок с аккуратными лужайками, одной кофейней и продуктовым магазином. В городе есть семинария, и я сохранил связь с друзьями, которые там живут. Эти люди - здравомыслящие ученые, не склонные к религиозной мании. Поэтому, когда я услышал слухи об излиянии, я был заинтригован.
Несколько дней спустя я обнаружил, что паркую взятую напрокат в аэропорту машину напротив Hughes Auditorium. Я вышел из машины, закрыл дверь и замер, застыв на лётном поле. В воздухе повисла тяжесть. Я мог это почувствовать. Явное присутствие Бога больше не было теорией: меня охватило всепоглощающее чувство, что я должен примириться с Иисусом. Страх Господень. Прежде чем я вошёл в часовню, я взывал к покаянию, исповедуя свою гордыню, смиряя себя перед Богом.
Войдя в помещение для собраний, я почувствовал происходящее одновременно успокаивающе знакомым и слегка обескураживающим. Одни и те же песни, которые мы все поём по воскресеньям, слегка натянутое ПА, без изящной постановки или слов для песен. Студенты, которые в основном вели собрание, были неловкими. Наступило восхитительно неловкое молчание. Но чем дольше я был там, тем больше ощущал тяжесть славы. Часы, проведённые в поклонении, казались минутами. В присутствии Бога была глубина и ясность, которые трудно описать словами. Простое Евангельское послание, чтение Писаний и люди вокруг меня, отдающие свои жизни, бегущие ко кресту в покаянии.
Это было похоже на то, что мы стояли в горниле святой любви, и всё же мы не сгорели. Это было не для утончённых учёных мужей и профессиональных священников. Это было для голодных, разбитых, пустых сосудов. Это было для отчаявшихся. Мне вспомнилось, как Иисус исцелил человека, которого его друзья спустили с потолка. Было много пыли, но это было по-настоящему.
Тем не менее, в происходящем также была легкость. Один студент выразил это так: “Мы признаём, что это не потому, что это какая-то сверхдуховная среда, но Дух сошёл на нас просто потому, что Он этого захотел”. Было ощущение радостного удивления, лёгкости в излиянии; это было похоже на то, какой должна быть церковь, и каким раем однажды станет.
Я проплакал всю дорогу домой в самолете через Атлантику: “Господи, не проходи мимо нас”. Наивно, я написал список дел из всего, что нам нужно сделать по-другому. Милостиво, я почувствовал, как Святой Дух прошептал: “Не меняй ничего, кроме своего сердца”. В течение нескольких месяцев я не мог говорить о том, что я пережил с Иисусом, не разрыдавшись. Я всё ещё плачу, когда пишу это год спустя.
ИЗМЕНЕНЫ ИИСУСОМ
Что произошло за год после Эсбери? В последующие месяцы наша маленькая церковная община в Лондоне пережила период мягкого излияния. Чем ниже мы учимся опускаться, тем больше, кажется, растёт присутствие Иисуса среди нас. Мы многому учимся. Мы слышим так много замечательных историй об Иисусе в действии. Мы вводим в норму новый способ работы в церкви: терпеливо задерживаться во время богослужения, оставляя место для глубокой работы покаяния, примирения разрушенных отношений.
И вот плоды: люди приходят в Царство Божье. Среди сотен людей, которые, как мы видели, взяли на себя обязательство следовать за Иисусом после Эсбери, больше всего трогает сокрушенность молодежи. Я думаю о 20-летнем кокаиновом наркомане, который успешно избавился от своей зависимости, или о молодом медике, который случайно зашёл в церковь, ощутил присутствие Бога и радикально освободился от порнографии и таблеток.
Многое из того, чему мы учимся, неприглядно, невидимо и сокрыто: превращение "зелёных комнат" за кулисами в "комнаты посвящения", стремление вести себя по-другому, глубокая работа с отношениями. Неуклюжее обучение борьбе в молитве. И, прежде всего, эта влюблённость в Иисуса опять в тайной комнате наших личных молитв.
И затем возникает новый вид единства: мы перешагнули через ограды, чтобы помолиться с парой других церквей в нашем городе. Эти совместные молитвенные собрания были такими особенными, когда сотни, в основном молодых людей, молились всю ночь, взывая о пробуждении. Вы могли бы поджечь воздух спичкой. Мы обязались продолжать, пока не увидим пробуждение в нашем городе. В то время как новостные заголовки сообщают о разделении, упадке и обречённости, разворачивается другая история: глубокая духовная открытость и голод, особенно среди невоцерковленной молодежи.
ПАДЕНИЕ ИДОЛОВ
Оглядываясь назад, становится ясно, что Эсбери был таким, словно мы увидели новую операционную систему, тонко настроенную небесами, чтобы соответствовать сердцам поколения Z и Alpha. Ключевые особенности? Возможно, это отход от церквей, построенных на парадигме мирской власти, к акценту на святом присутствии. Приоритет примиряющих отношений перед впечатляющими личностями. Лидеры, которые учатся искать Его лицо, прежде чем мы увидим Его руку в действии. Возвращение к простой личной святости и обязательству быть с сокрушенным сердцем. Упрямство в том, чтобы держаться Божьих обетований, чтобы Он мог расторгнуть небеса и спуститься вниз.
Возможно, нам не следует удивляться тому, что мы наблюдаем массовое свержение идолов, которыми так легко впечатлить современную Церковь и которыми она одержима: знаменитости, сцена, влияние и иерархия. Идёт постепенная реформация, которая уводит нас от священства пастора обратно к священству всех верующих. Простота, подлинность и появление надежды превыше шумихи. Близость превыше деятельности. И куда бы мы ни посмотрели, мы видим признаки присутствия Божьего, заполняющего брешь, которая образуется, когда люди опускаются, смиряют себя и освобождают место.
ПРИГОТОВЬТЕСЬ
Сейчас этот момент ощущается как сезон подготовки. Разговор, который я почти ежедневно веду с молодыми лидерами, заключается в следующем: что, если подобное излияние посетит нас завтра? Будем ли мы готовы? И как мы можем позиционировать себя и наши сообщества для пробуждения?
Кажется, возникают три темы.
Во-первых, призыв к посвящению. Как пишет псалмопевец, те, кто хочет взойти на гору Господню, должны прийти с “неповинными руками” и “чистым сердцем” (Псалом 23:4). Этот призыв к святости, не заслуженный, а полученный, лежит в основе личного обновления и является отличительной чертой каждого действия Божьего. И подготовка пути для Господа, как знал Иоанн Креститель, предполагает смирение в покаянии и хождение в прощении. Радикальное смирение - это канал, по которому течёт река славы.
Во-вторых, призыв к непрестанной молитве. Существует поза отчаянной настойчивости, которая проявляется в молитве до пришествия Господа. Именно эта золотая нить, которая, кажется, проходит через молитвы обычных святых, лежит в основе каждого великого действия Божьего. Глубокий вопль, стенание о том, чтобы Бог двинулся. Подготовка пути для Господа будет означать срочное восстановление этого пробуждающего зова.
В-третьих, призыв к общению. Духовное общение и взаимоотношения с Иисусом и друг с другом. Крайне важно, чтобы мы разрешили нашу боль в отношениях. Нерешенные конфликты, сохраняющиеся в командах руководителей, должны быть урегулированы. Мы должны проделать тяжелую работу, чтобы вместе прийти ко кресту, искренне любить, свободно прощать. Правильные взаимоотношения - это основа, на которой держится вес славы. Эта работа неизбежна при подготовке к пробуждению.
ПРОБУЖДЕНИЕ НЕОБХОДИМО
История церкви - это история пробуждения. Представьте себе Британию в 18 веке, опьяненную джином, столкнувшуюся с ужасной светской революцией, охватившей континент. Посещаемость церкви сокращается до минимума. А затем огни великого пробуждения были зажжены Уэсли, Уайтфилдом и многими другими, формируя духовный характер страны для будущих поколений. Рассмотрим Африку за прошедшее столетие: 100 лет назад каждый десятый африканец следовал за Иисусом; сейчас это каждый второй. Или пробуждение в Уэллсе, охватившее долины. Мы и сегодня поём ‘Хлеб небесный’ на спортивных стадионах. Затем следует излияние, начавшееся на Азуза-стрит в 1906 году, когда огонь с небес упал на маленькую церковь перед магазином в бедном районе. Чёрные и белые, молодые и старые, богатые и бедные объединяются в молитве, которая положила начало пятидесятническому движению, насчитывающему сегодня миллиард человек. Или Пробуждение Льюиса, начавшееся в 1940-х годах на Внешних Гебридах, где вся община была описана как “пропитанная Богом”.
Излияние в Эсбери пробудило нас к осознанию реальности того, что пробуждение не просто возможно в наше время, оно на самом деле необходимо Церкви этого поколения. Мы срочно нуждаемся, цитируя Джонатана Эдвардса: “в интенсификации и ускорении нормальной работы Святого Духа”. На самом деле плана Б нет: пробуждение - единственная жизнеспособная стратегия. Как молится Аввакум: “Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости” (Аввакум 3:2).
Бог ближе, чем мы думаем, и более готов к движению, чем часто позволяет наша вера. Потолок тоньше, чем могут видеть наши глаза, и в какой-то момент он проломится. Так что сейчас самое время молиться, исправляться, смиряться, обращаться всем сердцем и взывать к Богу. Потому что, в отличие от Вегаса, то, что произошло в Эсбери, в Эсбери не осталось. Это излияние только начинается…
Al Gordon, пастор церкви SAINT в восточном Лондоне.
|