Новое и старое.
Часть 1. Картина.
Записные слова могут создавать картину или изображение в нашем сознании. Это происходит с любым словом несущим для нашего разума какую либо информацию, которую мы в состоянии понять. Те слова, которые мы не знаем, мы не можем увидеть в своем сознании, следовательно они не могут принести нам пользы.
Истинные слова пришедшие от Бога создают истинную картину происходящего, эти слова пришедшие от Него всегда так или иначе будут связаны с Его Сыном Иисусом Христом, потому что Он есть Слово, Слово от Бога приходящее с неба, к людям находящимся на земле. Эта картина приносит свет и жизнь, для всех кто в состоянии услышать и увидеть это Слово.
Есть ложные слова приходящие от врага, также те что происходят от человеческого заблуждения, которые несут ложное изображение происходящего или несут в себе искажения, обман, и в конечном итоге приносят внутреннее разрушение и ведут к погибели.
Писание, это повествование которое содержит в себе записанные Божьи слова, а также слова нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Когда мы читаем писание, нам важно увидеть картину которую Он написал для нас. От того как мы увидим или поймем эти слова, зависит то как мы будем их применять. Если мы поймем их правильно то они смогут высвободить в нашу жизнь силы царства, силы нашего Бога, Который стоит за этим словом. Что принесет свободу и преобразование нашему внутреннему человеку, а также внутренние силы и способности для всякой праведности. Это будет происходить из за того, что наша связь с Господом жива, потому что Он есть главный источник всякой силы и способностей, приходящих от Бога, подобно главному ключу открывающему и активирующему все, что находиться в царстве и являться его частью.
Если мы сможем сохранять, полученное правильное понимание Его слов, от искажений, то они будут продолжать оказывать влияние на нашего внутреннего человека, на столько на сколько наша связь с Господом остаётся живой. Если мы попытаемся сохранить Его слова от искажений, без живой продолжающейся связи с Ним, эти слова утратят свою силу, на столько, на сколько это произойдет.
Если мы применяем слова человеческие, поставив их на один уровень с Его словом или на один уровень с заповедью Божьей, то они не принесут нам никакой пользы. Потому что Бог их не произносил, Он не даст им Своей силы, они не принесут какое либо хорошее влияние, за сохранение и исполнение их не будет никакой награды. Есть то, что от Бога и от Господа, что буквально не упоминается в написанном слове. Признаком такого слова, что оно истинное, является то, что оно не вступает в противоречие с написанным, не прибавляет и убавляет от него. А также, что немаловажно, несет в себе Его силу и помазание Духа Святого для жизни и строительства единой церкви.
Подобно художнику Бог пишет картину происходящего Своими словами постоянно, в сердцах людей. Есть то, что Он пишет продолжая произносить все то, что уже было нарисовано в Его записанном слове, а также словами сообразными с ним, произносимыми в проповеди, через учения и другие источники. Все это является тем, что верующему необходимо открывать и обнаруживать постоянно. Важно то, что Он сказал на протяжении прошлых веков. Не менее важно, а во многом еще более важно, что Он продолжает говорит сегодня. Когда верующий открывает и обнаруживает новое и прибавляет его к старому, уже найденному, тогда картина происходящего перед Богом, увиденная им, будет все больше расширяться, увеличиваться, уточнятся в деталях.
Сегодня церковь восстановила очень многое в этом многовековом изображении. Восстановлены многие забытые истины и некоторые духовные практики. Это привело церковь к восстановлению, большей близости с Богом и с Христом, высвободило в ее жизнь больше Его силы. Часто эта Божья картина в сознании верующих не целостна и разрознена. Это происходит, когда делается чрезмерное ударение на том или ином учении. Поступающие так, склонны видеть только одну, свою часть и становятся закрыты для других частей. Или склонны все истолковывать, во всей картине, имеющей разлитые изображения, исходя только из одной части, которая ими была открыта.
Есть части в этой картине Божьей, которые все еще потеряны и не восстановлены. Что приводит к некоторым ограничениям в близости к Богу, к недостаткам в явлении Его сил, по сравнению с тем, что церковь имела в начале. Бог и Его Сын Иисус являются источниками всего. Господь сделал все на кресте чтобы мы могли иметь свободу приблизиться к Нему и познавать Его в любое время. Доступ к этому нам открыт постоянно благодаря Его благодати. Но одной благодати не достаточно, этот путь к Нему должна подготавливать и устраивать истина.
Вспомните, как вы пришли к Богу, это произошло благодаря истине которая стала доступной и которой вы воспользовались. Вспомните о том что поощряет, вдохновляет, утешает, открывает новое, еще не изведанное в Боге. Все это делает не только благодать, а благодать вместе с истиной. Истина открывает доступ к большему приближению и к более близким отношениям с Ним. Ее недостаток и ошибочные мнения, приносят ограничения.
Одна из таких частей, нуждающихся сегодня в восстановлении, это наследие вверенное Израильскому народу, которая относится к старому изображению. Которое важно увидеть из перспективы новых изменившихся условий. Во многом церковь уже имеет виденье фрагментов этой части, существует множество великих откровений и толкований, взятых и принесенных из этих древних, великих сокровищниц Божьего слова. Но так обстоит дело не со всеми фрагментами этой части. Довольно часто, когда заходит речь о завете, о заповедях, о законе, появляться туман, в котором одни говорят одно, а друге другое, не редко противоречивые вещи. В такой неразберихе порой трудно понять, что то на самом деле нарисовал Бог или ответить на вопрос: почему в первой церкви, такой неразберихи не было?
Часто, это происходит потому что церковь не умеет правильно соединять и отделять, новое и старое, в соответствии с ориентирами установленными первыми поколениями верующих и утвержденными на уровне писаний. Как говорил в своем учении Господь, новое всегда отсеяться новым и старое всегда отсеяться старым, оно не смешивается на уровне буквы. И то, и другое принадлежит Христу, и в Нем открывается доступ к здравому и чистому использованию того и другого. Как было написано:
«Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». (Матф.13:52)
«Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, чтобы все небесное и земное соединить под главою Христом». (Еф.1:9-12)
Под главою Христа соединяется все: небесное и земное, новое и старое. Только тогда когда мы увидели картину представленную в Его записанном слове, с Его точки зрения, только тогда мы получаем истину, которая делает нас свободными. Когда некоторые сегодня говорят, что Бог отменил что то из старого, то они на самом деле ошибаются. Ниже будет сказано, более подробно, в каких случаях и в каком значении, это слово все таки можно употребить. Но сегодня, к сожалению, в большинстве случаев, в слово «отменил» вкладывается смысл - сделал недействительным, ненужным, неприменимым.
Логика такого утверждений вполне проста. Раз Христос умер и принес совершенную жертву за все человечество, то зачем тогда все те жертвы которые приносились Израильским народом по закону, после Его воскресения. Зачем это старое, если как утверждает новый завет, оно не способно сделать человека совершенным? И пожалуй не менее важный и не менее противоречивый вопрос, который искренних верующий ставит в тупик, когда соблюдение евреями закона, становиться для них очевидным фактом, упомянутым в новом завете. Зачем апостолы и другие верующие из обращенных Израильтян продолжали соблюдать все это? Не противоречит ли это истинам нового завета, представленным в их же посланиях?
Ответ на этот вопрос звучит довольно просто, но он не прост. Он не прост в первую очередь потому, что картина рисуемая современным учением для многих кажется вполне логичной и заершенной, хотя на самом деле она часто поверхностна и часто вступает в противоречием с новым заветом. Закон по утверждению Самого Господа, это самая сложная часть духовного наследия от Бога. Это означает, что ее не получиться понять быстро с наскока, прочитав пару мест. А потом в свете этих мест, истолковав все остальное. Это означает, что нам понадобиться больше смирения и терпения, чтобы правильно оценивать и взвешивать различные места; больше зависимости от благодати Его понимания, которая обещана смиренным.
Образно говоря, понимание и толкование этой части, это тонкий лед ступая по которому можно легко провалится, сказать то, что будет являться торопливыми выводами, из написанного в новом завете. Будь то закон уже не нужен или он отменен. Пробоины в таких утверждениях находятся в самом новом завете, где говориться о его доброте, святости, как о источнике знаний от Бога и другие. Я не буду останавливаться на ошибочности, торопливой человеческой логики, часто применяемой при толковании мест о законе. Потому что об этом, уже говорилось в одном из прошлых номеров, где также было дано толкование трудных для понимания мест.
Церкви необходимо открыть свое сердце для всего наследия Христа, и нового, и старого, чтобы получить благодать и мудрость пользоваться всем этим в границах здравого смысла. Когда наши утверждения не вступают в противоречием с Его написанным словом, не вырывают семя Его слова даже тогда, когда мы не понимаем для чего оно было посажено.
Апостолы и другие верующие из Израильтян, продолжали соблюдать древние постановления, пока это было возможно в полной мере, потому что все это продолжало оставаться заповедью данной им от Бога, а не от человека. Следовательно человек отменить этого не может, даже используя самую убедительную логику. Это все еще слова от Бога, несущие в себе Его представительство. Можно до конца не понимать, как это продолжает работать, но наше непонимание не является критерием определяющим, что нужно для Его царства, а что нет. Говорить, что Бог отменил закон все равно что сказать, что Он отказался от Своих слов, что являться очевидным заблуждением.
Сегодня у верующих Израильтян также есть неразбериха в использовании этого древнего наследия вверенного им(Рим.3:2). Есть несколько движений верующих в Иисуса евреев которые придерживаются разных точек зрений. И каждое из этих движений дошли до определенной, своей границы. Использование и понимание закона было на самом деле непросто для всех и во все времена, и Господу это известно. Как Он сказал в евангелии:
Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим назовется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим назовётся в Царстве Небесном.(Матф.5:19)
На самом деле, пока Христос не займет достойного места в сердцах и в душах верующих, а также в жизни, в служении, в работе, церковь не увидит правильное место этого древнего наследия, в эти времена нового завета, а также всего остального. Без этого евреи, призванные этим пользоваться, не смогут этого делать, в границах дарованных благодатью, так чтобы не сходить с основного пути веры в Господа и оправдания по благодати. А представители остальных народов, освобождённые от этого бремени, не смогут в полной мере черпать сокровища истины, мудрости, знаний, из этой Божьей сокровищницы, для того чтобы расширять границы своего спасения.
Божья картина, которая продолжает писаться.
Возможно у кого-то появиться вопрос. А как же быть с местами нового завета, где прямо говориться об отмене старого? В таких местах многое зависит от перевода и от того какой смысл мы вкладываем в слово отменил.
Студент может получить не очень высокую оценку на экзамене. В некоторых учебных заведениях разрешается ее исправить на более лучшую. Если это произойдет, то студент отменит свою старую оценку более высокой. Хотя старая оценка не была очень высокой, она все же позволяла ему продолжить свое обучение, но он решил воспользоваться доступной ему возможностью и отменил ее получив лучшую. В этом случае отменил не значит, что возможность получить опять старую оценку перестала существовать. В продолжении учебы, он все еще может ее получить вновь, многое будет зависть от него самого.
Вот, также, одно из таких мест в писании: потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.(Евр.10:9)
В этом месте, греческое слово переведенное как «отменяет», если перевести буквально, то более точное слово для перевода было бы «убивает». Если перевести таким образом, то для многих это будет слишком непривычно, а также для уровня современного учения, это будет слишком трудно для понимания. Поэтому переводчик применил более мягкое и лаконичное слово, которое при определенном понимании не противоречит общему смыслу.
Новый завет не отменил старый, в том смысле что старый перестал существовать. Он все еще содержит в себе слова от Бога, со всеми относящимися к этому положениями и последствиями за непослушание. Потому что иначе, это означало бы не верность Божью в Своем слове и в завете с Израильским народом, что само по себе невозможно. Бог всегда остается верен, даже если мы не верны. Это место говорит о том, что старый завет вместе с законом заповедей, был убит или перестал существовать, лишь в том духовном положении в котором он находился до распятия и воскресения Иисуса Христа, о чем говорят и другие места писаний(Кол.2:14).
Еще один из возможных переводов этого слова «забрал себе». Христос забрал себе все старое, чтобы в Нем оно получило новое: положение, дыхание, обновление, понимание, согласно с новыми изменившимися условиями. Чтобы оно также получило новую более взвешенную оценку, в перспективе Христа и сделанного Им, что являлось главной частью Божьего плана спасения для всего человечества.
Позднее, после воскресения Господа, когда сошел Дух Святой и церковь стала расти в откровении благой вести, в пониманию новых изменившихся условий, произошло разделение уровня пользования старым. Апостолы и старейшины по благодати дарованной им в Духе Святом установили границу, которая заключалась в том, что верующие из других народов освобождались от бремени буквального соблюдения обрядов, законов, постановлений, вверенных Израильскому народу, связанных с избранием по плоти, как потомков Авраама. Верующие из других народов могут использовать это слово как дополнительный строительный материал, учитывая его для построения отношений с Богом и с другими людьми, но не пересекая черту вступления в этот древний завет.
Эта граница все еще есть и отменить ее никто не может, потому что она была утверждена на уровне писаний(Матф.18:18). Можно заметить, что лишь во время ее установления и в последующее время, открылся доступ к строительству церкви на новом уровне, который до этого был не доступен, на уровне апостольских посланий. И во всех из них она сохранена, не позволяя проваливаться или слишком погружаться в закон евреям, соблюдающим его (Рим.2:13; 2:25; 3:31; Фил.3:3). И удерживая верующих из других народов от вступления в древний завет. Чтобы и те и другие в основе своего хождения с Богом, сохраняли веру в Иисуса Христа, со всеми вытекающими из ней делами праведности.
Верующий в Иисуса Христа еврей, живущий по новому завету и оставивший второй завет, который Господь заключил с Авраамом и всем потомством его по плоти, находиться в нечестии перед Богом. Верующий в Иисуса Христа из других народов, живущий по новому завету и пытающийся соблюдать этот второй завет, несет бремя которое Бог на него не возлагал и следовательно подвергнется осуждению. А вступающий в него, приводит себя к духовной катастрофе (Гал.5:2-4; Фил.3:2).
Божья картина.
История Израильского народа и великое духовное наследие, которое было доверено этому народу на протяжении многих веков, стали элементами подтверждающими новый замет. А также проливающими свет на многие его детали и в некоторых случаях добавляя некоторые детали. Новый завет без старого невозможен. Он добавляет некоторые детали в общую, новую картину написанную Богом, вводит некоторые оттенки, что делает общую картину нового времени более сочной, изысканной, гениальной, привлекательной, мудрой, восхитительной. В этой картине нет противоречий, хотя писалась она на протяжении многих веков. Краски в ней нисколько не потускнели, напротив с каждым дуновением Духа Святого, они оживают с новой свежестью, переливаются глубиной и разнообразием оттенков.
В этой картине уже было написано много: персонажей, событий, явных и скрытых посланий. Но с каждым новым поколением, Он продолжает добавлять в нее новое, в сочетании с старым. В начале просто наброски, очертания будущих героев, которые отдаленно напоминают победителей, но потом постепенно становиться виден фон и вводиться цвет, в них вырисовывается силуэт Христа, все больше становиться видно Его славы.
Это картина пишется для вечности, эта картина в сердце Отца. Главным ее персонажем и центральной личностью, является Его Сын. Если на ней мы не заметили Его Сына, потому что нас кто-то или что-то отвлекает или мы пропустили Его по каким-то другим причинам, это значит мы пропустили самое главное. Так или иначе, черты Его Сына можно обнаружить везде, во всех изображенных и во всем. Вся композиция, весь замысел художника, выстраиваться вокруг Его Личности. Это Божья мечта, это Его желание, чтобы все кто нарисован на этой картине и получил в ней вечное, неотменяемое место, носил Его черты, был похож на Него во всем, на сколько это только возможно.
Эта картина была начата в самом начале, когда Бог сотворил небо и землю. Подобно тому как художник берет чистое полотно или чистый лист бумаги, чтобы начать писать. Подобно тому, как представитель других видов искусства или других творческих профессий, берет материал, на котором он собирается начать творить, запечатлеть свой шедевр. Так и Бог в начале сотворил небо и землю, которая до дней творения оставалась безвидна и пуста. Она как чистое полотно, на котором еще не было ничего видно, ожидала руку Творца. Что бы Он произнёс слово, вложив в него Свое творчество и мудрость, создал живой, не умирающий пейзаж.
Главным вдохновителем и содержанием этой ожившей картины был Сын. Он был главным на Кого смотрел Отец, Кем был движим и для Кого творил. Вошедший грех и смерть принесли в некоторые ее места грязь, изображения трагедий и катастроф, но не надолго. Сын согласился все исправить, Сын согласился умереть за падшее творении, чтобы оно получило новую жизнь.
Эта картина продолжает писаться, время от времени приоткрывается завеса и мы видим некоторые смелые, пророческие мазки, некоторых, еще не исполнившиеся изображений будущего. Затем мы видим поколения мужчин и женщин, детей и стариков, кто вписываться в эти изображения в своем настоящем, получая место в вечной истории Бога и Его людей.
Анатолий Дубров.
|