Одна из самых известных строк в Писании также является одной из самых загадочных. Мы все знаем, что Иисус, умирая, произнёс торжествующие слово: “совершилось” (Иоанна 19:30). Мы цитируем его всё время. Мы празднуем это в наших песнях и проповедях. У некоторых на теле вытатуировано древнегреческое слово "ετέλεσται". Но если бы кто-то попросил нас точно сказать, что это значит — определить “это”, то есть “совершенное”, - нам, возможно, пришлось бы остановиться и подумать некоторое время. Говорит ли Иисус, что Его жизнь и миссия свершилась? Что сила греха сломлена? Что царству смерти пришёл конец? Всё вышеперечисленное?
С теологической точки зрения мы могли бы защищать каждое толкование. Но интересно, что Иоанн, единственный евангелист, записавший эту фразу, не упоминает ни одного из них. Вместо этого он связывает его с несколькими другими темами, используя шквал похожих терминов в одном абзаце. Всего в трёх стихах он использует слово "исполнить" или "наполнить" пять раз, причём предсмертный крик Иисуса является кульминационным примером.
Если бы мы вновь перевели это, то получили бы примерно следующее: “После этого Иисус, зная, что теперь всё исполнилось, сказал (чтобы исполнить Писание): ‘Я жажду’. Там стоял кувшин, наполненный кислым вином, поэтому они положили губку, наполненную кислого вина, на ветку иссопа и поднесли её к его рту. Когда Иисус принял кислое вино, Он сказал: "свершилось", - и Он склонил голову и испустил дух Свой” (19: 28-30, ESV, здесь и далее - курсив мой). Иоанн, по-видимому, хочет, чтобы мы видели смерть Христа не только как завершение, но и как кульминацию.
Каждое из этих пяти слов стоит обдумать, поскольку они помогают нам увидеть связи, которые делает Иоанн. Первое отсылает нас к предыдущему абзацу: “после этого, Иисус, зная, что теперь всё исполнилось ...” после чего? В этом случае после того, как Его мать была принята в дом Его друга (ст. 26-27). Для Иоанна это критический момент. У подножия креста находятся пять человек, в том числе мать Христа (Мария), первый свидетель Воскресения (Мария Магдалина) и сам Иоанн. Смерть Иисуса соединяет их вместе, объединяя людей из разных семей в один дом. В некотором смысле этот момент знаменует начало церкви. Миссия выполнена.
Следующий пример приходит сразу же после того, как Иисус упоминает о Cвоей жажде, которая, как говорят, “исполняет Писание.” (Он, вероятно, имеет в виду Псалом 68:22: “И дали Мне в пищу желчь, и в жажде Моей напоили меня уксусом”). Читая в этом свете, крик триумфа Иисуса не просто означает, что долг греха отменён. Это значит, что история Писания достигла своего апогея на кресте. Все обетования, данные Богом пророкам, исполнились, став "да" и "аминь" во Христе.
Далее мы подходим к кувшину и губке “полной” вина. Какое отношение всё это может иметь к исполнению, достигнутому смертью Господа? Это звучит странно, пока мы не вспомним, что история креста началась с того, что Иисус настаивал на том, чтобы Ему пить из чаши, которую дал Отец” (см. Иоанна 18:11). Иоанн оформил всю историю креста как ту, в которой Иисус осушает чашу вина Божьего суда до дна, как кульминационную сцену Гарри Поттера с Дамблдором в пещере Хоркрукса, и теперь он заканчивает тем, что Иисус пьёт полный кувшин вина через полную губку. Сакраментальные обертоны вина и ветви иссопа (Исход 12:22) делают эту связь ещё более выразительной.
Поэтому, когда мы наконец услышим это знаменитое слово "ετέλεσται", мы сможем установить, по крайней мере, три связи. Иисус “завершил” основание церкви. Он “исполнил” обетования Писания. Он “допил” чашу вина Божьего суда над грехом. Теперь Ему ничего не остаётся делать, кроме как склонить голову и, в последнем повороте, “[отдать] Свой дух” — тот самый Дух, который Он обещал на протяжении всего Евангелия от Иоанна.
Предсмертные слова известны не просто так. Будда, например, резюмировал своё учение: “трудитесь усердно, чтобы обрести своё собственное спасение”. Но Христос предлагает прямо противоположное: утверждение, что спасение достигается не нашей работой, а Его. Божья церковь основана. Божьи обетования исполняются. Божий суд окончен. Народ Божий свободен.