Христиане справедливо писали и пели о крови Иисуса, ибо Его искупление занимает центральное место в вере. Но в 1 Иоанна 5:6-8 мы обнаруживаем, что есть не только кровь, но и вода; а у нас нет песен о воде. Что значит “пришедший водою и кровию”? Почему они помещены рядом с Духом в качестве свидетелей? И как неодушевленные предметы могут свидетельствовать?
Исторически существовало три различных типа ответов на эти вопросы. Во-первых, некоторые отцы церкви связывали воду и кровь с “кровью и водою”, которые вышли из бока Иисуса, когда Он был пронзён копьём (Ин. 19:34). Однако суть креста заключалась не в том, что текла вода, а в том, что проливалась кровь. На самом деле, ни в одном другом тексте Нового Завета вода не упоминается в связи с крестом. Во время удара копьём Иисус был уже мёртв; это только доказывало, что Он действительно был мёртв. Наконец, порядок слов в Иоанна 19 отличается от порядка в Иоанна 5:6-8, что указывает на то, что автор не думал об этом отрывке из Евангелия, когда писал.
Во-вторых, другие видели здесь сакраментальный акцент. Кровь символизирует Вечерю Господню или Евхаристию, вода - крещение, а Дух - принятие Святого Духа при христианском посвящении. В этом случае частью предыстории было бы Иоанна 3:5, рождение от воды (крещение) и Духа, а частью - Иоанна 6:53-56, вкушение плоти и питье крови Сына Человеческого. Это толкование лучше соответствует 1 Иоанна 5:8, чем 1 Иоанна 5:6, поскольку глагол здесь указывает на завершенное действие, а не на повторяющееся таинство, в то время как в 1 Иоанна 5:8 речь идёт о продолжающемся свидетельствовании в настоящем времени. Однако даже там порядок трех слагаемых отличается от порядка обычного христианского посвящения, при котором крещение (вода) предшествует как Евхаристии (кровь), так и принятию Духа. Порядок также не такой, как в Иоанна 3:5. Наконец, было бы уникально найти единственный термин “кровь”, обозначающий Евхаристию. Даже в Иоанна 6 упоминаются как плоть, так и кровь. В то же время, поскольку писания Иоанна полны двойных значений, вполне возможно, что это вторичный смысл, подразумеваемый автором, а именно, что в христианских обрядах мы размышляем об исторических событиях из жизни Христа.
В-третьих, и, вероятно, правильно, учёные считают, что вода символизирует крещение Иисуса, а кровь - Его смерть на кресте. Эти два события знаменуют соответственно начало и конец Его служения. Контекст 1 Иоанна утверждает, что “Иисус есть Сын Божий” (1 Ин 5:5). Иоанн говорит о том, что Иисус-человек на самом деле является божественным, предсуществующим Сыном. Этот самый Сын - тот, чьё реальное человеческое существование было отмечено крещением и крестом. Он - Иисус Христос, то есть одновременно и человек и божественный Спаситель. Этот акцент является разумным перед лицом ереси, которую опровергал Иоанн, отрицавшей, что “Иисус Христос пришел во плоти” (1 Ин 4:2). Иоанн утверждает, что Он действительно был человеком, потому что Он был крещён, получил Духа и приступил к служению, открытому для всеобщего обозрения, и Он умер настоящей смертью, отмеченной настоящей кровью. Вся эта история жизни Иисуса опровергает утверждения еретиков.
Как же тогда эти неодушевленные элементы свидетельствуют? Очевидно, что Дух является центральным свидетелем этой троицы и тем, на кого Иоанн больше всего обращает внимание. Его постоянное свидетельство в сердцах верующих ясно прослеживается на протяжении всего 1 Иоанна. Два других - исторические события, но они остаются тем, что произошло, молчаливым свидетельством для всех, кто примет их свидетельство. Отрицать реальность человечности Иисуса - значит бросать вызов историческим данным. Они действуют как свидетели точно так же, как груды камней и другие неодушевленные предметы могли бы действовать подобным образом в Ветхом Завете (см. И. Навин 22:27). Их важность заключается в том, что Дух свидетельствует о чём-то реальном — о реальных исторических событиях, - а не о чём-то, что происходило только в надисторической сфере.
Читатели Синодальной Библии и версии короля Иакова заметят, что в NIV и других современных переводах 1 Иоанна 5:7 не упоминаются трое, которые “свидетельствуют на небе: Отец Слово и Святый Дух”. Причина этого упущения довольно проста. Это предложение встречается в поздних рукописях латинской вульгаты, а не в ранних. А в греческих рукописях оно появляется не ранее шестнадцатого века. В результате учёные единодушно приходят к выводу, что в первоначальном тексте 1 Иоанна не было этого утверждения, которое, вероятно, было добавлено благочестивым переписчиком на полях в более позднее время как “Хвала Господу” и было скопировано в текст ещё более поздним переписчиком (несомненно, думая, что первый переписчик помещал на полях что-то, что он случайно пропустил).
Таким образом, эти стихи подчеркивают важность реальной исторической природы жизни и смерти Иисуса. Христиане не верят, что спасение приходит через действия, которые имели место только в сфере идей или духовного мира. Иисус также пришёл не просто как открыватель истины, и Его деяния не были случайными. Скорее, Иисус пришёл, чтобы сделать что-то как реальный человек в пространстве, времени и истории. Он прожил настоящую жизнь, совершил настоящее служение и умер настоящей смертью. Знаки воды Его крещения и крови с Его креста указывают на эту реальность. Об этом свидетельствует Дух. И, во вторичном смысле, совершение христианских таинств указывает на эту историческую основу.