Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Бернард Клервоский
Средневековый реформатор и мистик
Трудно понять, как охарактеризовать Бернарда Клервоского. С одной стороны, его называют "мёдоточивым доктором" за его красноречивые труды о любви к Богу. С другой стороны, он сплотил солдат, чтобы убивать мусульман. Он красноречиво писал о смирении; с другой стороны, он любил быть рядом с центром власти и был советником пяти пап.

Ясно одно: спустя 400 лет после его смерти его по-прежнему широко цитировали католики и протестанты, заявляя о его поддержке. Жан Кальвин считал его главным свидетелем истины между Григорием Великим и 1500-ми годами. И сегодня его труды по-прежнему направляют духовную жизнь не только ордена, который он прославил, цистерцианцев, но и мужчин и женщин во всех сферах жизни.

Суровый лидер

Бернар родился на окраине Дижона в Бургундии в семье низшего дворянства. Оба его родителя были образцами добродетели, но именно мать оказала на него наибольшее влияние (некоторые полагают, что она уступала только тому, что Моника сделала для Августина Гиппонского). Её смерть в 1107 году ознаменовала для Бернарда начало его "долгого пути к полному обращению".

Бернард обратился за советом к настоятелю Сито Стивену Хардингу и решил вступить в свою маленькую новую общину под названием цистерцианцы. Орден был создан в 1098 году, чтобы восстановить монашество бенедиктинцев до более примитивного и сурового состояния. Бернард был настолько увлечён орденом, что убедил не только своих братьев, но и ещё около 25 человек присоединиться к нему в Сито в 1112 году.

Здесь он начал практиковать пожизненные аскетические дисциплины (строгий пост, лишение сна и т. д.), что серьезно ухудшило его здоровье — всю жизнь его мучили анемия, мигрени, гастрит, гипертония и атрофированное чувство вкуса.

Через три года после вступления в орден он был назначен настоятелем третьего цистерцианского монастыря в Клерво. Там Бернард проявлял мало терпения к монахам, которые хотели, чтобы он ослабил свои стандарты. Насмехаясь над пищевыми привычками других монастырей, он писал: "Повара готовят всё с таким мастерством и хитростью, что четыре или пять уже съеденных блюд не являются помехой для того, что должно последовать, и аппетит не сдерживается сытостью".

В то же время он демонстрировал свою растущую духовную мудрость. Относительно опасности духовной гордыни он сказал: "Есть люди, которые ходят одетыми в туники и не имеют ничего общего с мехами, которым, тем не менее, не хватает смирения. Конечно, смирение в мехах лучше, чем гордость в туниках".

Несмотря на возражения некоторых монахов, монастырь под его руководством процветал. К 1118 году Клерво смог основать свой первый дочерний дом — первый из примерно 70 цистерцианских монастырей, основанных Бернаром (который, в свою очередь, основал ещё 100 монастырей при жизни Бернара).
1054 Раскол между Востоком и Западом
1066 Завоевание Англии Вильгельмом, герцогом Нормандским
1077 Император подчиняется папе над инвеститурой
1090 Бернард Клервоский родился
1153 Бернард Клервоский умирает
1173 Начинается вальденсовское движение


Монах мирового масштаба

По мере роста ордена росло влияние и ответственность Бернарда. Хотя он страстно желал вернуться к уединенной жизни (какое-то время он был отшельником), он был выброшен в мир на многие оставшиеся годы.

У Бернарда были теплые отношения с другими реформаторскими орденами своего времени, такими как картезианцы и премонстранты. Он также написал “Правило” для нового ордена, известного как рыцари-тамплиеры, ордена людей, которые приняли монашеские обеты и поклялись защищать Святую Землю военным способом.

Когда влиятельный и противоречивый парижский богослов Питер Абеляр написал: "Сомневаясь, мы приходим к вопрошанию, и вопрошая, мы достигаем истины", и предположил, что Христос умер не для того, чтобы заплатить наказание, а просто чтобы продемонстрировать Божью любовь, Бернар был шокирован. В 1139 году он написал длинное письмо папе, опровергающее Абеляра. Он назвал парижанина "сыном погибели", который "презирает и насмехается" над смертью Христа: "Я стал грешником, унаследовав своё существо от Адама; я стал омытым в крови Христа, а не "словами и примером Христа".

Из-за письма Бернарда и политического влияния (папа Иннокентий III был обязан своим положением, отчасти, общественной поддержке Бернарда) учение Абеляра было осуждено, и он был вынужден удалиться в монастырь.

Неофициальное политическое влияние Бернарда ещё более усилилось с избранием папы Евгения III, одного из бывших учеников Бернарда. Бернард высоко ценил папство и называл папу "уникальным наместником Христа, который руководит не одним народом, а всеми". В то же время он предупредил Евгения: "Тебе доверено управлять миром, а не владеть им. ... Нет яда более опасного для тебя, нет меча более смертоносного, чем страсть править". В общем, он пользовался таким влиянием на Евгения III, что Евгений однажды пожаловался Бернарду: "Говорят, что это ты папа, а не я".

Когда Евгений призвал ко Второму крестовому походу, он завербовал Бернарда в качестве главного организатора крестового похода. Бернард путешествовал по Европе, призывая людей присоединиться к "делу Христа". В одной проповеди он умолял: "Я прошу вас и советую вам не ставить свои собственные дела выше дел Христа".

Однако из-за препирательств и неэффективного руководства крестовый поход обернулся катастрофой, закончившейся позорным отступлением, и репутация Бернарда пострадала в последние четыре года его жизни. Тем не менее, спустя чуть более 20 лет после его смерти, он был достаточно почитаем, чтобы быть канонизированным.

Мистическое перо

Сегодня Бернарда помнят не только за его реформаторское рвение и проповеди крестового похода, но и за его мистические труды. Его самая известная работа “О любви к Богу”, в которой он в начале излагает свою цель: "Вы хотите, чтобы я сказал вам, почему и как Бога следует любить. Мой ответ заключается в том, что сам Бог является причиной того, что Его нужно любить".

Другое его великое литературное наследие “Проповеди о Песне Песней”, 86 проповедей о духовной жизни, которые, по сути, лишь косвенно касаются библейского текста. Один отрывок, в частности, точно говорит о страстном желании Бернарда познать Бога на протяжении всей его жизни (и, вероятно, об искушениях, которые его беспокоили):

Есть те, кто жаждет знать с единственной целью - знать, и это постыдное любопытство; есть те, кто жаждет знать, чтобы стать известным, и это постыдное тщеславие. … Есть ещё другие, которые жаждут знания, чтобы продать его плоды за деньги или почести, и это постыдная спекуляция; есть и другие, которые жаждут знания, чтобы быть полезными, и это благотворительность. Наконец, есть те, кто жаждет знать, чтобы принести пользу себе, и это благоразумие.
Категория: История | Просмотров: 431 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 0.0/0 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Монашество, католицизм, любовь к Богу
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [328]
Статьи [2578]
Разное [634]
Библия [301]
Израиль [301]
Новости [574]
История [711]
Картинки [383]
MorningStar [1233]
Популярное [198]
Пророчества [1155]
Пробуждение [398]
Прославление [872]
Миссионерство [324]
It's Supernatural! [748]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 43
500

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024