«Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей»
|
В истории женщины с кровотечением мы находим этот стих (также встречается в Матфея 9:22 и Луки 8:48), который указывает на то, что её исцеление произошло благодаря её вере. Аналогичная фраза встречается в историях исцеления в евангелиях от Марка 10:52, от Луки 17:19 и от Луки 18:42, а также в истории прощения в Луки 7:50. Означает ли это, что ответ на наши молитвы определяется силой нашей веры?
Несомненно, вера присутствует в большинстве историй исцеления в Евангелиях. В приведённых выше случаях вера - это вера исцеляемого человека, но такие истории составляют лишь около трети историй исцеления в Евангелиях. В Марка 2:5 упоминается вера тех, кто приводит человека к Иисусу. В Марка 6:6 (и Матфея 13:58) именно общая атмосфера неверия, то есть отсутствие веры, в Назарете сделала Иисуса неспособным сделать что-либо большее, чем исцелить нескольких больных людей. В Марка 9:23-24 Иисус противостоит неверию и поощряет веру в отце бесноватого мальчика. Тем не менее, во многих случаях исцеления единственная вера, которая, по-видимому, присутствует, - это та, которая есть у Иисуса; например, при воскрешении человека в Наине (Лк. 7:11-16) напрасно искать веру в кого-либо, кроме Иисуса, как и в случае с Иоанном 11. Как нам собрать все эти данные воедино?
Во-первых, хотя Иисус может говорить о “великой вере” (в случае сотника, чей слуга был исцелен) или “малой вере” (в случае учеников в Марка), обычно имеет значение не количество веры, а то, присутствует она или нет. В Марка 11:23-24 мы читаем,
Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: «поднимись и ввергнись в море», и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, - будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.
Однако параллель в Луки 17:6 гласит,
если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас. (Сравните с Мф. 17:20).
Другими словами, ключевым элементом в молитве является не количество веры, а то, присутствует ли вера вообще.
Священное Писание применяет это к нескольким различным ситуациям. Во-первых, есть вера, которая ведёт к спасению. Помните, что в Новом Завете греческий термин, обозначающий веру (pistis) или верование (pisteuоμ), обычно означает доверие или приверженность какому-либо человеку. У женщины в Луки 7:50, возможно, были всевозможные странные представления об Иисусе; её не хвалят за её превосходное богословие. И всё же, каковы бы ни были её представления об Иисусе, в её сердце было что-то, что заставляло её выражать доверие или приверженность Иисусу. Эта вера, какой бы рудиментарной она ни была с теологической точки зрения, привела к её “спасению” от болезни (термин, переведённый как “исцелённый”, совпадает с тем, что часто переводится как “спасённый”). Женщина не искала избавления от греха, но тот же принцип действует во всём Новом Завете, ибо нас спасает не то, как много мы понимаем об Иисусе, а тот простой факт, что мы доверяем Ему. Например, мы не знаем, что филиппийский тюремщик в Деяниях 16 знал об Иисусе; конечно, этого было очень мало. Скорее всего, он только в ту ночь вообще услышал о Нём. И всё же его готовности доверять Иисусу было достаточно, чтобы спасти его. Спасительная вера - это преданность Иисусу, и она не зависит от нашего понимания того, как Он спасёт нас или даже того, что Он спасёт нас. Действительно, некоторые люди могут быть готовы повиноваться Иисусу как царю Божьему (то есть исповедовать “Иисус есть Господь”, как говорит Павел в Римлянам 10:9-10), и всё же думать, что в конце концов Иисус всё равно отправит их в ад. Даже в таком случае их вера в Иисуса (их преданность Ему, их доверие Ему) спасает их, даже если они не знают о том факте, что Бог никогда не отправил бы в ад того, кто раскается и обратится к Нему. [Автор действительно знал некоторые такие беспокойные души, которые признали Иисуса своим Господом и посвятили себя служению Ему всю оставшуюся жизнь и всё же верили, что они сделали что-то, что нельзя простить. Они жили с ненужной болью, но это неверие не означало, что Бог не принял их полностью. Конечно, они становились гораздо счастливее, когда кто-то помогал им избавиться от их плохой теологии]. Вот тут-то и подходит Матфея 5:13, ибо у нас либо есть “вкус” (солёность или вера), либо его нет. Минимальная вера ведёт к спасению, в то время как её отсутствие приводит к гораздо более печальному результату. Аналогично в Марка 9:42-49 проблема не в количестве веры, но это означает полный отказ от веры (в этом смысл греческого слова, переведённого как “побуждающий к греху” в NIV [Новая международная версия]). Было бы лучше быть искалеченным на всю жизнь, чем оставить веру; жалкая смерть была бы лучше, чем отвратить другого человека от веры. Опять же, вопрос в том, доверяют ли люди Иисусу или преданы ли Ему, а не в том, какие у них богословские представления о Нём. Является ли Иисус чьим-то Господом и Царём или нет, как бы несовершенно это ни понималось? Таким образом, спасение, как говорят, является продуктом веры, и в случае спасения горчичное зерно доверия (или веры), по-видимому, находится в человеке.
Когда дело доходит до молитвы об исцелении, центр веры более распространён. Мы заметили в Евангелиях, что только примерно в одной трети случаев вера обнаруживается у больного человека. В конце концов, болезнь часто высасывает из человека веру и другие формы желания. Таким образом, дары исцеления в 1 Коринфянам 12:9 обычно даются через кого-то другого, а не через больного человека. В Иакова 5:14-15 у больного человека может быть мало веры или её вообще не быть, потому что мы не знаем, призывает ли он или она старейшин церкви из искры веры или только потому, что церковь сказала это сделать, охватывая все основания, прежде чем они умрут. Каков бы ни был случай с больным человеком, говорят, что на самом деле присутствует только вера в старейшин, ибо именно они молятся, и их “молитва, возносимая с верой”, делает больного здоровым. Дело в том, что люди, которые не верят, что Бог хочет исцелить больного человека, обычно не видят исцелёнными тех, за кого они молятся; и наоборот, те, у кого в сердцах вера даже размером с горчичное зернышко, видят. [Кен Блу в книге "Власть исцелять" (Даунерс Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press, 1987) указывает, что у тех, кто успешно молится об исцелении в любой традиции, есть три общие характеристики: (1) убеждённость в том, что Бог желает исцелять (вера), (2) сострадание к больному человеку (также характеристика Иисуса) и (3) готовность рисковать (вера должна быть воплощена в действие; молитва веры должна быть произнесена)].
Эта точка зрения соответствует Евангелию от Марка 11:23-24 и Евангелию от Луки 17:6. В этих случаях речь идёт о чуде, которое также является даром Божьим. Опять же, не количество веры, а наличие веры - это качество, которое приводит к тому, что молитва получает ответ. Говорит ли что-то в наших сердцах, что Бог сделает это, или в нас нет никаких ожиданий? Именно эта искра веры является отличительной чертой человека, который молится и видит, как происходят чудеса.
Наконец, во всех этих случаях мы должны отметить, что вера также является даром Божьим. Мы видели это о даре веры в 1 Коринфянам 12:9, но Иисус говорит то же самое о спасительной вере (например, Ин 6:64-65). И независимо от того, говорите ли вы в терминах Павла о дарах исцеления или с Иаковом говорите в терминах молитвы веры (которая, несомненно, приходит, потому что старейшины услышали сердце Божье), источником является Бог. Так что даже вера - это не наше дело, это дар Божий. Наше единственное действие - должным образом реагировать на веру в нашем сердце.
Поэтому мы не должны беспокоиться о том, достаточно ли у нас веры или нет. То, к чему призваны христиане, - это смотреть в лицо Отцу и молиться о том, во что они действительно верят. Если им не хватает веры, они должны честно сказать: “Помоги моему неверию!” Попытка развить в себе “веру” приведёт вовсе не к вере, а к эмоциональному убеждению или простому позитивному мышлению. Время, проведённое в присутствии Бога (как это сделал Иисус), приведёт к появлению искры веры, возможно, такой маленькой, что мы её даже не замечаем, которая доверяет Богу и получает ответ на просьбу, которую Бог, давая эту веру, уже вложил в наше сердце.
См. также комментарий к Марка 11:23; Иакова 5:14-15.
Hard Sayings of the Bible
|