«Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Девятнадцать веков и более проповеди Евангелия и чтения Нового Завета ознакомили нас с идеей о том, что служение Иисуса было специально направлено на грешников — не просто на грешников в том смысле, в котором большинство людей признают, что “мы все грешники”, но на грешников в том смысле, что их жизнь нарушала принятый моральный кодекс их общины. “Высказывание несомненно и достойно полного принятия, что Христос Иисус пришел в мир, чтобы спасти грешников” (1 Тим 1:15, RSV ); это великий евангельский текст, и если автор продолжает говорить о себе как о первом и главном среди грешников, это служит для того, чтобы подчеркнуть его притязания на спасительную благодать Христа. Но во время служения Иисуса многим уважаемым людям было очень обидно, что религиозный учитель так мало заботился о том, чего от него ожидали, и общался с теми, кто был не лучше, чем они должны были быть. “Видя это, фарисей пригласивший Его, сказал сам в себе: если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница” (Лк. 7:39). Но Иисус прекрасно знал, что она за женщина, и именно по этой причине Он не помешал ей уделять Ему такое пристальное внимание (см. комментарий к Лк. 7:47).
Среди всех традиционных обозначений Иисуса, вероятно, нет более трогательного, чем “друг грешников”. Но это обозначение было впервые дано ему в качестве критики: “человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам” (Лк 7:34) – мытари (сборщики налогов), занимали самую низкую ступеньку на лестнице респектабельности, с которой могут сравниться только блудницы. Не то чтобы Он терпел таких людей, как будто делал им одолжение, снисходительно обращая на них внимание, но создавалось впечатление, что Ему нравится их общество, что Он даже предпочитает его; Он не осуждайте их, но поощряйте их чувствовать себя с Ним как дома. “Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними” (Лк. 15:2). Принимать приглашения на обед в домах таких людей, наслаждаться общением за столом с ними — это был самый решительный способ заявить о своём единстве с ними. Неудивительно, что это оскорбляло тех, кто, иногда с немалым трудом, придерживался пути здравой морали. Если человека знают по компании, в которой он находится, Иисус просто просил, чтобы Его знали как друга не уделов, отбросов общества. И разве многие религиозные люди сегодня не реагировали бы точно так же?
Однажды, когда Иисус принял приглашение на ужин в дом одного из этих людей с дурной репутацией, к Его ученикам подошли книжники. Ученики были включены в приглашение, но у некоторых из них, возможно, были опасения. “Почему он ест со сборщиками налогов и грешниками?” спросили их. Но Иисус вмешался с ответом. “Не здоровые имеют нужду во враче, но больные”, - сказал он. “ Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию” (Мк. 2:17). Призвать — значит пригласить; Он принял их приглашение, но они получили приглашение от Него - принять и наслаждаться любовью и милостью Небесного Отца. Неизбежно, что “девяносто девять праведников, которые не нуждаются в покаянии” (Лк. 15:7, RSV) должны чувствовать, что с грешниками поднято слишком много шума, но поскольку Евангелие в первую очередь предназначено для грешников — действительно, только для грешников, — иначе и быть не может.
Эти слова Иисуса воспроизведены двумя другими синоптическими евангелистами (Мф. 9:13; Лк. 5:32), но Лука добавляет короткое пояснение: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию”. Покаяние чаще фигурирует в Евангелии от Луки, чем в двух других (оно вообще не фигурирует в Евангелии от Иоанна). Иногда высказывалось предположение, что добавление Луки выдаёт недоразумение с его стороны, но на самом деле это не так. Если покаяние в учении Иисуса подразумевает изменение характера, а не изменение поведения, [как указывает T. W. Manson в “The Teaching of Jesus”, 2-е изд. (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1935), стр. 308.], тогда Иисус верил в то, что нужно иметь дело с корнем болезни, а не только с симптомами. И корень может быть эффективно устранён только путем практической уверенности и демонстрации исходящей, самоотверженной любви.