«Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;
но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению».
<…>
<…>
Что же имел в виду Иисус, когда говорил таким образом? Его высказывание сохранилось в двух формах. Лука записывает это как одно из серии высказываний, касающихся Сына Человеческого или Святого Духа (Лк. 12:10), но Марк даёт ему повествовательный контекст. (Формы Марка и Луки объединены в Мф. 12:31-32.)
Согласно Марку, книжники или знатоки еврейского закона пришли из Иерусалима в Галилею, чтобы оценить дела, которые, как они слышали, там совершил Иисус, и особенно
Его служение по изгнанию бесов — изгнанию бесов из жизни тех, кто страдал под их господством. (Этот язык указывает на реальное и печальное состояние, даже если сегодня оно обычно описывается другими терминами). Книжники пришли к странному выводу: “Он одержим Вельзевулом, и князем демонов Он изгоняет бесов” (Мк. 3:22, RSV). (Вельзевул когда-то был именем ханаанского божества, “владыки высокого места", но к этому времени оно использовалось евреями для обозначения правителя Бездны, обители бесов). Когда Иисус узнал об этом, Он разоблачил абсурдность предположения, что власть сатаны может быть свергнута с помощью сатаны. Затем Он продолжил обвинять тех, кто высказал это абсурдное заключение, в богохульстве против Святого Духа. Почему? Потому что они намеренно приписывали деятельность Святого Духа демоническому влиянию.
Таким образом, для каждого вида греха, для каждой формы богохульства или клеветы подразумевается, что прощение доступно — предположительно, когда в грехе раскаиваются. Но что, если бы кто-то раскаялся в богохульстве против Святого Духа? Неужели нет прощения человеку, который раскаивается в этом грехе?
Ответ, по-видимому, заключается в том, что природа этого греха такова, что человек не раскаивается в нём, потому что те, кто совершает его и упорствует в нём, не знают, что они грешат. Марк рассказывает своим читателям, почему Иисус обвинил этих книжников в богохульстве против Святого Дух: это было потому, что они говорили: "в Нём нечистый дух" (Мк. 3:30). Иисус
провозглашал царственное правление Бога, и его принесение облегчения душевнобольным и одержимым бесами было знаком того, что царственное правление Бога присутствовало и действовало в Его служении. “Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие” (Лк. 11:20; в Мф. 12:28, где также появляются эти слова, “перст Божий” заменён “Духом Божьим”). Если бы некоторые люди смотрели на облегчение, которое Он приносил телам и умам мужчин и женщин, и утверждали, что Он делал это с помощью их великого духовного угнетателя, князя демонов, тогда их глаза были так плотно закрыты для света, что для них свет превратился во тьму, а добро стало злом. Свет есть для тех, кто примет его, но если некоторые откажутся от света, где ещё они могут надеяться получить просветление?
Грешил ли Павел против Святого Духа в те дни, когда он преследовал христиан и даже (согласно Деяниям 26:11 (RSV) “пытался заставить их богохульствовать”? Очевидно, нет, потому что (как сказано в 1 Тим 1:13 (RSV) он “действовал по неведению в неверии” и поэтому получил милость. Но если бы, когда он увидел свет на Дамасской дороге и услышал зов воскресшего Господа, он закрыл глаза и уши и продолжил свой путь преследования, это было бы “вечным грехом”. Но он не признал бы это грехом и поэтому не подумал бы о том, чтобы просить прощения за это; он продолжал бы думать, что совершает дело Божье, и его совесть оставалась бы такой же невозмутимой, как и всегда.
Лука, как уже было сказано, придаёт своей форме высказывания другой контекст. Он записывает обвинение в том, что Иисус изгонял бесов с помощью Веельзевула, но делает это в предыдущей главе (Лк. 11:14-26) и там ничего не говорит о грехе против Духа. Его отчёт о словах Иисуса об этом грехе содержится в Евангелии от Луки 12:10, сразу после заявления: “Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред ангелами Божиими” (Лк. 12:8-9). (Вторая половина этого утверждения параллельна Мк. 8:38, где она расположена после исповеди Петра близ Кесарии Филипповой.) Затем, после слов о грехе против Духа, Лука цитирует предписание: “Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить” (Лк. 12:11-12). Это предписание имеет параллель у Марка в его версии рассуждения на Елеонской горе (Мк. 13:11); параллель повторяется в версии евангелия от Луки, где, однако, не Дух, а Иисус даст Своим ученикам “уста и премудрость”, чтобы ответить их инквизиторам (Лк. 21:15). У Матфея есть параллель в его рассказе об отправке двенадцати апостолов: “ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас” (Мф. 10:19-20).
Лука, таким образом, помещает высказывание о богохульстве Святого Духа между высказыванием о небесной роли Духа как советника для защиты тех, кто исповедует Сына Человеческого (то есть Иисуса) и высказывание о том, что Дух позволяет исповедникам Иисуса перед земным судом сказать нужное слово в нужное время. В этом контексте вопросу о богохульстве против Духа уделяется иное внимание, чем тому, которое было дано ему Марком. Лука предполагает, что богохульство Духа подразумевает отказ от Его могущественной помощи, когда она доступна, чтобы спасти учеников Иисуса от отречения от Него и, таким образом, совершения отступничества. Если это так, то богохульство против Духа в этом контексте равнозначно отступничеству, преднамеренному и решительному отречению от Иисуса как Господа. Это не единственный отрывок из Нового Завета, который предостерегает от
непоправимого зла отступничества: другим хорошо известным примером является Послание к Евреям 6:4-6, где говорится, что невозможно призвать отступников к покаянию, поскольку они отвергли единственный путь спасения.
Но Лука соединяет предостережение против непростительного греха богохульства против Духа с утверждением Иисуса о том, что есть прощение для каждого, кто говорит слово против Сына Человеческого. По этому поводу следует сказать две вещи.
Во-первых, на языке Иисуса Христа (арамейском), словосочетание “Сын Человеческий”, как правило, означал “человека”; только контекст может указывать, когда подразумевался специальный смысл, который передаётся от более полного перевода “Сын Человеческий”. Кроме того, в фразе “человек” определенный артикль может, при случае, иметь родовые силы, ссылаясь
не к конкретному человеческому существу, а к человеку в целом. Таким образом, Иисус, возможно, имел в виду: “Говорить против (человека) простительно, но говорить против Духа - нет”.
Во-вторых, если это то, что имел в виду Иисус, Он включал Себя как человека, если не как представителя человека. Лука понимает, что Он относится, в частности, к самому Себе; в противном случае Он сказал бы “каждый, кто говорит слово против человека”, а не (как Он делает) “каждый, кто говорит слово против Сына Человеческого”. Почему клевета на Святого Духа была бы намного серьёзнее, чем клевета на Сына Человеческого? Возможно, потому что личность Сына Человеческого была скрыта в Его смирении; люди могли легко не узнать в Нём того, кем Он был. В обозначении “Сын Человеческий” само по себе не было ничего, что могло бы выразить притязание на власть. Сын Человеческий, в настоящее время действующий в смирении и подверженный отвержению и жестокому обращению, действительно может быть презираем. Но если те, кто начал следовать за ним, боялись, что в состоянии стресса они могут отказать Ему, они были уверены, что помощь Духа доступна. Однако если бы они сопротивлялись Духу и отвергли Его помощь, то действительно их положение было бы отчаянным.
Пётр из страха отрёкся от Сына Человеческого, но обрёл прощение и восстановление; его губы на мгновение стали предательскими, но сердце не отступило. Его покаяние сделало его широко открытым для исцеляющей благодати Духа, и когда он был восстановлен, он смог укрепить других (Лк. 22:31-32). Почему же тогда, можно спросить, он не укрепил Ананию и Сапфиру, когда они пришли к нему с частью выручки от продажи своей собственности, делая вид, что это вся сумма? Предположительно, потому что, как он сказал, они согласились на сатанинское предложение о том, что они должны были “солгать Духу Святому” и должны были “искусить Духа Господня” (Деяния 5:3,9). Таким образом, по мнению Петра, они согрешили за гранью невозврата. Как бы Иисус отнесся к их проступку — это другой вопрос.
Таким образом, в контексте Марка грех против Святого Духа включает в себя намеренное закрывание глаз на свет и, следовательно, называние добра злом; в Луке (то есть, в конечном счёте, в сборнике высказываний, обычно обозначаемом Q) это безвозвратное отступничество. Вероятно, на самом деле это не два условия, а одно — мало чем отличающееся от условия, которое Платон описал как наличие лжи в душе [«Республика» 2.382 а-б].
См. также комментарий к Евреям 6:4-6; 10:26; 1 Иоанна 5:16-17.