Евангелие от Иоанна и средневековая легенда показывают, что сестра Марии ценит богословие и гостеприимство.
|
Летом перед моим выпускным годом в средней школе вышла новая книга под названием "Сердце Марии в мире Марф". В этой книге изложено то, что я слышала в коридорах моей церкви, когда росла. Я помню, как женщины идентифицировали себя либо как “Марфа”, либо как “Мария” с конечной целью стать больше похожей на ученицу Марию, которая сидела у ног Иисуса, оплакивая наши склонности к беспокойству, подобные Марфе. (По иронии судьбы, именно “Марфы” отвечали за выполнение большинства церковных программ).
Как отмечает средневековый историк Бет Эллисон Барр в книге "Становление библейской женственности", Марфа продолжает использоваться в качестве прототипа делателей и домохозяек в книгах, написанных для женщин. И хотя эта карикатура на Марфу хороша для продажи книг о библейской женственности, не слишком ли она упрощена?
Преобладающее впечатление, которое мы имеем о Марфе, формируется благодаря поверхностному прочтению Евангелия от Луки 10. Это включает эпизод в начале служения Иисуса, где, обучая, Он увещевает Марфу за то, что она чрезмерно беспокоится о работе по дому: “Марфа, Марфа...”
В то время как значение этой истории обсуждается учёными, она доминировала в образе Марфы в североамериканской церкви. Слишком часто Марфа, описанная в других Евангелиях, забывалась. В результате получается маленькая толика настоящей Марты.
В ранней истории церкви и во время Реформации Марфа и её сестра Мария рассматривались как воплощение инь-и-янь действия по сравнению с созерцанием. Они были “как две части одной и той же жизни, а не как два противоположных образа жизни”, - пишет епископальный священник и учёный Маргарет Арнольд.
В течение этого периода действия Марфы не были отделены от жизни церкви, но рассматривались через призму ученичества, поклонения и служения. И особенно в средневековый период повествование Иоанна о Марфе и Иисусе послужило библейской основой для легенды, которая изображает Марфу как исполненную Духа героиню, которая убивает дракона, воскрешает мёртвых и проповедует царям.
Мы часто отвергаем или с подозрением относимся к средневековым легендам. Но за последние несколько десятилетий богословы и исследователи Библии начали осознавать важность влияния библейского текста в истории церкви на современную интерпретацию этого текста. Немецкое слово, обозначающее эти эффекты, называется Wirkungsgeschichte, изучение различных интерпретаций, которые получал отрывок на протяжении всей истории церкви. Этот анализ может подтолкнуть нас к тому, чтобы перечитать этот отрывок и, возможно, извлечь из него что-то новое.
Легенда о Марфе помогает нам увидеть из Писания, что в Марфе есть гораздо больше, чем просто озабоченная домохозяйка. На самом деле, это могло бы лучше передать библейское изображение Марфы, чем наши популярные книги и труды сегодня.
Легенда о святой Марфе
По словам Дианы Питерс, которая перевела эту историю, легенда о святой Марфе возникла во второй половине 12 века из обнаруженного текста, который, как утверждается, был написан служанкой Марфы Марселлой, но, вероятно, изготовлен монахами Тараскона. Текст предположительно был написан на иврите, но позже переведён на дошедшую до нас латынь Синтихией (из Филиппийцам 4:2).
Легенда о Марфе несколько отличается от других современных легенд о святых женщинах, таких как Феодора, Маргарита, Мария Магдалина и Екатерина. Эти повествования подчеркивают целомудрие женщин: их красоту, девственность, способность преодолевать сексуальные домогательства или покаяние за сексуальный грех. Напротив, красота и девственность Марфы — не более чем сноска в её агиографии, которая вместо этого подчеркивает её мужество, интеллект и пастырское служение - качества, которые чаще встречаются в легендах о святых-мужчинах.
Легенда начинается с утверждения, что Марфа и её братья и сестры происходили из царского рода, родились от Сира и Евхарии и унаследовали от своей матери три города, которыми они владели: Вифанию, Магдалу и часть Иерусалима. Марфа была хорошо образованной, хорошо владела ивритом и была праведной женщиной по Закону.
В рассказе Марселлы Марфа описывается как обладающая “авторитетом перед всеми своими родственниками, потому что она была более способной и обладала большим количеством ума и честности”. Другой латинский рассказ описывает её как обладающую “душой мужчины в её женской груди”.
Марфу описывают как великую и щедрую хозяйку многих, включая Иисуса, которому она служила из-за своей любви к Нему. Её действия в Евангелии от Луки 10 сравниваются с действиями Авраама, Лота и Иисуса Навина, чьё гостеприимство было угодно Богу.
Точно так же Иисус изображен любящим Марфу и предпочитающим её дом Своему жилью. Версия Марселлы прославляет роль Марты как хозяйки, наделяя её большим достоинством, отмечая: “Она накормила того, кто кормит всех существ... кого многие пророки и цари хотели видеть и не видели, слышать и не слышали: она приняла и накормила этого Гостя”.
Легенда гласит, что после смерти и воскресения Иисуса многие Его последователи подверглись преследованиям. Марфа, Мария, Лазарь, святой Максимин — человек, который предположительно крестил братьев и сестёр, — и группа верующих были помещены в лодку на Средиземном море без весел и парусов. Они чудесным образом не погибли в море, а высадились на берег Франции в Марселе.
Путешествуя на север вдоль реки Роны, братья и сёстры проповедовали Евангелие и обращали людей в веру в Иисуса. Марфа особо выделяется как “очень красноречивая и ясная в речи". В конце концов братья и сёстры приехали в регион Экс, где узнали о великом драконе, наполовину звере, наполовину рыбе, живущем в лесах за рекой между Авиньоном и Арлем.
Этот дракон, у которого были рога и крылья и который дышал огнём, был рождён от двух зверей, Левиафана (как сказано в Исаии 27:1 и Иове 41:1) и Бонаса (мифическое средневековое животное). Он прятался в реке, топя проходившие мимо корабли.
Жители Тараскона умоляли Марфу избавиться от этого зверя, которого не смог победить ни один человек. Подойдя к дракону, пожирающему человека, она плеснула в него святой водой и подняла деревянный крест, который заморозил дракона на месте. Затем Марфа перевязала его своим поясом и отдала горожанам, которые убили его своими копьями и камнями.
После победы над драконом Марфа поселилась в Тарасконе, где “была занята молитвами и постами” — молилась сто раз в день и ела только один раз в день, — основала монастырь и построила церковь в честь Девы Марии. В легенде о Марселле она похожа на Иоанна Крестителя: ходит босиком в овчине, на голове тюрбан из верблюжьего волоса, а пояс из конского волоса завязан узлами вокруг талии.
Марфа также служила проповедью и исцелением — в том числе вернула к жизни молодого человека, который утонул, пытаясь пересечь реку, чтобы услышать ее проповедь, — что, согласно легенде, принесло ей большую славу. Когда Марфа возлагала свою руку на людей, они получали Святого Духа, утверждала она, и когда она возлагала свою руку на больных, они исцелялись. Она также изгоняла демонов и превращала воду в вино.
Легенда Марселлы отметила, что “её проповеди были приняты королями и знатью” и что список тысяч людей, “обращённых и крещённых через её призывы к вере во Христа, слишком длинный, чтобы описывать его подробно”.
Легенда заканчивается описанием смерти Марфы, её погребения и чудес, которые произошли у её могилы, куда даже король Франции Хлодвиг (правивший в 481-511 годах) пришёл и получил исцеление. После её смерти Марселла уехала в Склавонию (ныне Славония, Хорватия) и проповедовала Евангелие в течение 10 лет до своей смерти. С 15 века легенду о Марфе празднуют и помнят в Тарасконе, Франция, с ежегодным летним фестивалем Тараска.
Но что мы должны делать с этим мифом? Христианские мифы и легенды средневекового периода использовались в качестве инструментов обучения и ученичества, чтобы вдохновлять веру и добрые дела. Версия Марселлы завершается аналогичным образом: “Это может быть примером для благочестивого подражания для умов верующих”.
Мы могли бы думать о легендах о христианских святых как о драматизации того, как должно выглядеть верное христианское ученичество. Удивительно, что Марфу описывали священническим языком (окропление святой водой, крестное знамение, проповедь и руководство церковью) в то время, когда женщины не могли занимать священнические должности или быть посвященными в сан. Легенды объединяют Марфу из Евангелия от Луки 10 с Марфой из Евангелия от Иоанна 11, но больше внимания уделяется её роли в последнем.
Марфа, любимая ученица
В Евангелии от Иоанна 11 мы находим одну из величайших историй о чудесах в Евангелиях: воскрешение Лазаря, человека, который был мёртв в течение четырёх дней. В то время как Лазарь является пассивным персонажем повествования, самый длинный разговор в отрывке происходит между Иисусом и сестрой Лазаря, Марфой.
Портрет Марфы, написанный Иоанном, изображает любимого ученика Иисуса, который вступает в богословскую дискуссию с Господом и делает великое признание о Нём. Марфа из Евангелия от Иоанна 11 проявляет инициативу, откровенна и обсуждает с Иисусом воскресение мёртвых. Подобно своей встрече с самарянкой в главе 4, Иисус намеренно встречает Марфу за городом, вступает с ней в теологическую дискуссию и, наконец, раскрывает ей Свою личность, давая одно из величайших утверждений в Евангелии от Иоанна. Их беседа - это теологическая интерпретационная линза для последующего чуда.
В изображении Марфы Иоанном мы сразу узнаем, что она - та, кого любил Иисус (11:5). Как отмечается в легенде о Марселле, в Евангелиях редко можно найти человека, названного по имени тем, кого любил Иисус. В отличие от самарянки, Марфу (и Марию) называют.
Иоанн также показывает Марфу, что она истинная ученица Христа. Когда она слышит, что Иисус находится за пределами города, Марфа - первая сестра, которая выбегает ему навстречу. Она говорит первой: “Господи! если бы Ты был здесь не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог” (ст.21-22).
Два утверждения Марфы: “Господи! если бы Ты был здесь” и “Но и теперь знаю”, соответствуют тому, что мы находим во многих Псалмах, которые начинаются с жалобы на кажущееся бездействие Бога, но заканчиваются уверенным заявлением о вере в Божий характер (см. Псалмы 9 и 12).
Легенда рассматривает мольбу Марфы не как неподчинение, а как уверенную веру:
И поскольку святая Марфа знала, что её святой Гость любит её, и не сомневалась, что Он способен на всё, и поскольку она слышала, что Он воскресил дочь начальника синагоги и сына вдовы, она горько пожаловалась Господу, когда Он вернулся в Вифанию, на смерть её брата. … О непоколебимая вера этой святой женщины!
Иисус отвечает: “воскреснет брат твой” (Иоанна 11:23). Затем Марфа отвечает: “знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день”. Большинство иудеев, начиная со времен Второго Храма, верили, что Бог воскресит мёртвых в конце века. Таким образом, ответ Марфы Иисусу был основан на этом ограниченном понимании воскресения.
Иисус достаточно ценит Марфу, чтобы научить её в данный момент: “Я есмь воскресение и жизнь”. Он говорит ей, чтобы она не рассматривала воскресение как футуристическое событие. Вместо этого Его послание радикально: Я есмь воскресение. Я - Бог, который воскрешает мертвых. Эсхатон уже здесь! Исследователь Нового Завета К. К. Барретт красиво говорит об этом: “Там, где Он есть, должно быть воскресение и жизнь”.
Иисус продолжает, обращаясь к ученице Марфе: “И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?”
Иисус доверяет женщине глубоко теологическое утверждение — божественное откровение — о Себе. Точно так же, как Он доверил свою личность самарянке и послание о Своём воскресении Марии Магдалине, Иисус доверяет это утверждение “Я есмь” Марфе. Учитывая диалог в Евангелии от Луки 10, мы могли бы ожидать, что Иисус вместо этого предложит откровение её сестре Марии, которую многие считают более истинной ученицей.
И всё же именно Марфе Иисус даёт это утверждение. Он предлагает ей поверить, что Он может начать воскрешение мёртвых уже сейчас, что будет включать в себя воскрешение её брата. В Евангелии от Иоанна 11:14-15 Иисус говорит Своим ученикам, что смерть Лазаря (и, следовательно, его воскрешение) произошла для того, чтобы они могли поверить.
В стихе 42 молитва Иисуса открывает, что чудо должно было произойти, чтобы толпа могла поверить. Но Иисус просит Марфу поверить до знамения. Он конкретно говорит ей, что если она поверит, то увидит славу Божью (ст.40). Иисус не только хочет, чтобы Марфа поверила до знамения, но и хочет, чтобы она своими глазами увидела Мессию, которого она исповедует.
Позже, когда она зовёт свою сестру Марию, Марфа говорит ей, что “Учитель” прибыл. Иисус относится и к Марфе, и к Марии как к их учителю или раввину, и они оба являются Его ученицами.
Наконец, Иоанн показывает Марфу как человека веры, ищущего понимания. Она отвечает одним из величайших христологических утверждений веры, которые мы находим в Евангелиях, которое повторяется в более поздних письмах Иоанна: “так, Господи! я верую, что Ты Христос Сын Божий грядущий в мир” (ст.27).
Легенда описывает её исповедь так: “Марфа доказала, что у неё гораздо больше общего с Петром, главой апостолов, с Иовом, с Авраамом и со Святой Девой”. Исповедание Марфы соответствует другим исповеданиям, которые мы находим в Евангелии от Иоанна: Иоанна Крестителя в 1:29-30, 34; Нафанаила в 1:49; Самарянки в 4:29; и Петра в 6:69. Это также соответствует исповеданию Петра в Матфея 16:16: “Ты Мессия, Сын Бога живого”.
Но исповедание веры Марфы в наибольшей степени совпадает с редакционным заявлением в Евангелии от Иоанна 20:31: “Сиё же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его”. То, чего Иоанн хочет достичь в своей аудитории, уже было достигнуто в Марфе, одной из первых верующих. Иоанн хочет, чтобы мы увидели, что исповедь Марфы является примером ответа, которого Иисус желает для всех Своих учеников.
И всё же у могилы её брата вера Марфы подвергается испытанию. Она видит перед своими глазами реальность ситуации: её брат мёртв уже четыре дня, и его тело уже пахнет. Подобно Петру, который после своего великого исповедания в Евангелии от Матфея упрекнул Иисуса в неверии, Марфа, глядя на гробницу, упрекает Иисуса в неверии. Иисус милостиво упрекает её. “Разве я не говорил тебе, что если ты поверишь, то увидишь славу Божью?”
Откатив камень, Иисус громко приказывает: “Лазарь, выходи!” И мертвец, любимый брат Марфы, выходит живым.
Марфа представляет собой противоречивый христианский путь веры. В одну минуту мы кричим: “Я верю!” И в течение того же дня или недели мы также молим: “Господи, помоги моему неверию!” В этом смысле Марфа ничем не отличается от других учеников в жизни веры, таких как Пётр и Фома. В конце концов, наша вера - это дар самого Иисуса, чтобы ни один мужчина или женщина не могли хвалиться (Еф.2:8-9). Он всегда рядом, помогает нам верить и даже иногда упрекает нас.
Выйдет ли вперёд настоящая Марфа?
Хотя история Марфы - истребительницы драконов - всего лишь миф, её изучение может помочь нам задуматься о реальной Марфе из Евангелия от Иоанна 11 и даже о роли женщин в церкви сегодня.
Во-первых, средневековые христиане считали женщину способной победить дракона силой Иисуса. В легенде Марфы дракон - это разновидность сатаны и зла. И мужчины, и женщины соблюдают Божьи заповеди, твёрдо придерживаются свидетельства Иисуса, являются свидетелями Евангелия и побеждают дракона.
Во-вторых, легенда показывает нам, что по крайней мере в некоторых средневековых церквях не было проблем с тем, чтобы приписывать руководящую роль ученице-женщине. Даже отчёт меньшинства о том, что некоторые христиане думали о женщинах в 12 веке, должен смягчить любые аргументы, утверждающие, что идея проповеди женщин является современным изобретением.
В-третьих, Марфа своим собственным примером веры побуждает нас верить перед лицом смерти или невозможного. Иисус решил открыть ей свою славу, позволив ей поверить. Марфа также напоминает нам о любящей мягкости и терпении Иисуса, который помогает нам верить, когда наша вера колеблется. Как гласит легенда: “Она верила в своем сердце вере пророков и исповеданию апостолов, и была занята добрыми делами, и воистину, как супруга и участница с ними, она разделяла царство Небесное”.
Наконец, Марфа, благодаря своему служению Иисусу, учит нас, как быть Его слугами или дьяконами. После того, как брат Марфы воскрес, Иоанн говорит нам в главе 12, что она подавала Иисусу и Лазарю трапезу в Вифании. Вера и ученичество Марфы привели к тому, что Иисус подражает служению и повелевает Своим ученикам выполнять его (Иоанна 13; Луки 22).
Этот вид служения не ограничивается одним полом, и к нему не следует относиться с презрением. Скорее, быть учеником Иисуса - значит служить подобно Иисусу и участвовать вместе с Ним в Его работе в этом мире. По словам легенды, “Марфа проявила себя апостолом среди апостолов и ученицей среди учеников”.
Легенда о святой Марфе красочно драматизирует темы, которые мы находим в Евангелии от Иоанна о Марфе — ученице, исповеднике и человеке веры. Церковь может найти в ней такую же, но иную модель ученичества, как и в её сестре Марии. Вера Марфы, переданная Христом, была настолько велика, что, согласно легенде, она победила дракона, воскресила мертвеца и дала ей утешение после смерти. Иисус Христос, бывший когда-то гостем Марфы, в конечном счёте принял её как свою гостью в смерти и воскресит её к жизни в Нём.
Kristen Padilla директор Центра для женщин в служении в Школе богословия Бисона при Сэмфордском университете и автор книги "Теперь, когда меня зовут: Руководство для женщин, осознающих призвание к служению".
|