Эдди Хьятт
Могут ли женщины быть апостолами?
“Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно”, - заявил сэр Джон Дальберг-Актон, который сделал это замечание после обширных исследований и светской, и религиозной истории. Когда Иаков и Иоанн пошли к Иисусу и попросили два самых видных места в Его царстве, Иисус упрекнул их за их озабоченность властью и сказал им, что они думали, как язычники, то есть, как люди, которые не знали Бога. Он тогда представил им новую и радикальную модель лидерства, которое будет характеризоваться, сказал Он, не властью, а смиренным обслуживанием (Марка 10:35-45). Они, должно быть, были потрясены, когда Он сказал им, что они должны были функционировать, как дьяконы (греческое слово, которое применяется к занимающим низкое положение слуге, который прислуживал за столом, без подтекстов статуса, важности или власти).
В течение первого века, в который апостольское служение характеризовалось обслуживанием, женщины свободно функционировали в лидерстве, включая апостольское служение. Только после того, как церковь узаконила и начала думать об апостольском с точки зрения должности и власти, женщин начали исключать из лидерства мужчины, которые полагали, что их пол дал им монопольное право вести и управлять.
Это безбожное соединение апостольского с мужским полом и властью все еще используется сегодня в качестве оправдания исключения женщин из руководства в церкви. "Популярная наполненная Духом живая Библия", например, без малейших доказательств, объясняет запрет для женщин в 1-е Тимофею 2:11-12, как относящийся к "авторитетной должности апостольского учителя в церкви". Истина в том, что 1 Тимофею 2:11-12 было написано по поводу конкретной ситуации относительно Тимофея и церкви в Ефесе и никогда не предназначалось, чтобы быть универсальным правилом для всех церквей повсюду.
Избрание двенадцати никогда не предназначалось быть образцом для руководства в церкви.
Тем не менее, то, что Иисус выбрал 12 мужчин в качестве апостолов, на протяжении всей истории, использовалось в качестве основания для исключения ЖЕНЩИН из авторитетных ролей лидерства в церкви. Эта цепь рассуждений, однако, приводит к абсурду, если следовать к ее логическому выводу.
Рассмотрите факт, что 12, которых выбрал Иисус, были не только мужчинами; они были еврейскими мужчинами. Должны ли только еврейские мужчины быть лидерами в церквях? Кроме того, эти 12 еврейских мужчин были проинструктированы Иисусом проповедовать только евреям. Он проинстуктировал их: "на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева" (Матф.10:5,6). Если мы следуем за этой цепью рассуждений, мы должны прийти к заключению, что все религиозные руководители должны быть еврейскими мужчинами, и что они могут проповедовать только еврейскому народу.
Истина заключается в том, что призвание этих двенадцати никогда не предназначалось быть образцом для призвания и признания религиозных лидеров. За приблизительно три года земного служения, как обрисовано в общих чертах в Евангелиях, служение Иисуса было ясно направлено к еврейскому народу. Его цель состояла в том, чтобы призвать народ Божьего завета в отношения с Собой. Женщине язычнице, которая пришла, ища исцеления для своей дочери, Иисус ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 15:24). Даже при том, что стойкая вера женщины привела к исцелению ее дочери, ответ Иисуса ей ясно показывает ограниченную сферу Его земного служения.
Это все меняется, однако, со смертью и воскрешением Иисуса. Когда Он выходит из могилы, ограничений больше не существует. Его ученикам теперь сказано нести благую весть о том, что Он сделал, "в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли" (Деяния 1:8). Явно начала расцветать новая эра. Первое действие Иисуса после Его воскрешения посылает сообщение открытым текстом, что любые ограничения относительно Его женщин-учеников были также удалены Его искуплением.
Мария Магдалина получает первое апостольское полномочие от воскресшего Господа.
В течение 40 дней между Своим воскрешением и вознесением Иисус неоднократно являлся Своим ученикам, и в одном случае явился более чем 500 из Его последователей. Авторы Евангелия, однако, очень четко отмечают, что это была Мария Магдалина, которой Он явился первым после Своего воскрешения. Значение, которое евангелисты придают этому факту, указывает на то, что это было не случайное явление, но что Иисус намеренно явился сперва Марии Магдалине, чтобы сделать важное заявление Его последователям.
Когда Иисус явился Марии Магдалине, Он дал ей определенные, особые указания. В Матфея 28:10 сделана запись Его слов Марии: "Пойдите и скажите Моим братьям". Другими словами, Он отправил ее на конкретную миссию, определяемую словами: иди и скажи. Греческое слово "апостолос", от которого мы получаем слово "апостол", просто означает: "тот, кого посылают" или "посланный на задание". Это не имеет никакого отношения к должности, правительству или власти.
Мария была "посланной", и как таковая получила первое апостольское поручение от воскресшего Господа. Поскольку мужчины-ученики должны были услышать первые новости о воскресении от женщины, Марию на протяжении всей истории часто называют “апостолом апостолов”.
Это уполномочивание Марии Иисусом было революционным, так как еврейский мужчина того времени обычно начинал свой день с молитвы, которая включала благодарение Богу, что он не родился язычником, рабом или женщиной. Женщинам запрещали изучать Священное писание, и раввин полагал, что это ниже его достоинства говорить с женщиной на публике. Ни еврейские, ни римские суды, действующие по нормам общего права, не позволили бы женщинам быть свидетелями. Иисус бросил вызов этому столь укоренившемуся религиозному и культурному уклону, явившись сперва Марии и посылая ее вперед, как первого апостольского свидетеля Его воскрешения.
Явившись сначала Марии, Иисус разнес в пух и прах все презрение и предубеждение Его учеников-мужчин к Его ученицам-женщинам. Он, таким образом, объявил Свое равное принятие женщин и подтвердил ценность их служения в Его имя. Явившись сначала Марии и дав ей первое апостольское поручение после Своего воскрешения, Иисус сделал четкое заявление, что женщины будут включены в апостольское служение в Его церкви. Это было революционно в первом веке и все еще и сегодня, поскольку есть много людей, которые все еще видят апостольское, как связываемое с мужским полом и властью.
Павел признает женщину-апостола по имени Юния.
Павел продолжает эту революцию, начатую Иисусом. В письме к церкви в Риме Павел посылает личные поздравления 24 людям в последней части письма. Эти люди - друзья и соработники, которые дороги для его сердца.
Из этих 24, упомянутых по имени, 10 - женщины. Многие из них, очевидно, функционировали в руководящих ролях в церквях. Одна женщина по имени Юния определенно упоминается, как апостол. В Римлянам 16:7 Павел говорит : "Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа". Юния - женское имя; она была общепризнана женщиной-апостолом в течение первых нескольких веков существования церкви. Известный отец церкви пятого века, Иоанн Златоуст, воскликнул: "О, насколько большой преданности эта женщина, что она даже посчитана достойной названия апостола".
Обеспокоенные присутствием женщины-апостола, некоторые попытались утверждать, что имя должно быть переведенно, как Юниас, которое является мужским. Однако есть непреодолимые факты, которые препятствуют этому аргументу. В первую очередь, во всех без исключения древнегреческих рукописях женская форма Юния, не Юниас. Во-вторых, женское имя Юния было довольно распространено в первом веке, тогда как мужское имя Юниас неизвестно. Поэтому Юниас является гипотетическим именем. В-третьих, как упомянуто выше, Юния была общепризнана женщиной-апостолом в течение первых нескольких веков существования церкви.
Тогда почему в некоторых современных переводах, таких как NIV, имя Юниас вместо Юния? Доктор Н. Клейтон Крой, преподаватель Нового Завета в лютеранской Семинарии Троицы в Колумбусе, штат Огайо, говорит: “Трудно видеть какие-либо основания, кроме уклонения переводчиков от возможности, что женщина могла быть апостолом”. Известный ученый Нового Завета Джеймс Г.Д. Данн говорит: “Предположение, что имя должно быть мужским, является ярким обвинением мужской презумпции в отношении характера и структуры раннего христианства”.
Идея женщины-апостола очевидно слишком революционная для некоторых современных толкователей. Тем не менее, доказательства полностью убедительны, что Юния была женщиной-апостолом и признана, как таковая, самим Павлом. Ее пример ясно демонстрирует, что женщины осуществляли апостольское руководство в церквях Нового Завета. Но она не единственная, поскольку внимательное прочтение Священного писания показывает других женщин, которые функционировали на руководящих должностях в Новом Завете.
Павел включил женщин в дары руководства Ефесянам 4:11.
То, что женщины могут служить апостолами, также ясно из обсуждения Павлом даров руководства (очевидно, не исчерпывающий список) в Eфесянам 4:7-12. Апостол возглавляет этот список даров, сопровождаемый пророком, евангелистом и пастором и учителем (ст. 11). Он начинает обсуждение этих даров, указывая на вознесшегося Христа, как на Того, который дает эти дары.
В стихе 8 он говорит: "восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам". Греческое слово, переведенное "человекам" в этом отрывке - множественное число "антропос", которое относится к обоим полам - мужчинам и женщинам. Если бы Павел хотел ограничить эти дары руководства только мужчинами, он использовал бы слово "андрас", которое является греческим словом множественного числа для мужчин. Он намеренно использует язык, который проясняет, что вознесенный Христос дает эти дары и мужчинам, и женщинам.
Апостольское христианство включает женщин.
Многие другие женщины в Ветхом и Новом Заветах функционировали на руководящих должностях. Список включает в себя Дебору, Олдаму и Мириам в Ветхом Завете. Список в Новом Завете включает не только Марию Магдалину и Юнию, но и Фиби, Прискиллу и женщин Филиппии, которые трудились с Павлом в евангелии (Фил. 4:3). Многие комментаторы полагают, что Прискилла была на самом деле с даром руководства, потому что Павел упоминает ее первой, хотя было принято упомянуть сначала ее мужа, Акилу (Рим. 16:3-5).
Нужно отметить, что все эти женщины представлены в Священном писании в положительном свете. Нигде нет ни малейшего намека, что они так или иначе функционировали вне своих надлежащих ролей. Ассамблеи Бога, поэтому, правы, когда в официальном меморандуме о женщинах говорят это:
Случаи женщин, исполняющих ведущие роли в Библии, должны быть взяты в качестве божественно одобренного образца, а не как исключения из божественных велений. Даже ограниченное число женщин из Писаний с высоко оцененными ведущими ролями подтверждает, что Бог действительно призвал женщину к духовному лидерству.
Очевидно, что женщины функционировали в роли лидеров, в том числе апостольского служения, во времена Нового Завета. Так как церковь Нового Завета - модель, то любая церковь, которая ограничивает руководящие дары и призвания своих прихожанок, не может назвать себя апостольской или новозаветной. Она отклонилась от нормы Нового Завета. “Но”, - спросят некоторые, - “что насчет призыва Павла к тишине и подчинению женщин в 1 Тимофею 2:11-12 и 1 Коринфянам 14:34-35?”
Что насчет 1 Тимофею 2:11-12 и 1 Коринфянам 14:34-35?
В первую очередь, эти отрывки никогда не должны использоваться, как канон в каноне относительно положения женщин в церкви. Многим отрывкам, которые показывают женщин, функционирующих в руководстве, нужно дать равный статус с этими двумя отрывками.
Во-вторых, очевидно, что в этих двух отрывках Павел обращается к местным, культурным ситуациям, которые существовали в Коринфе и Ефесе. Они находятся на уровне наставления Павла для верующих приветствовать друг друга лобзанием святым, и для женщин носить головной убор во время молитвы и пророчествования. Эти отрывки никогда не были предназначены, чтобы быть ориентирами для установления церковного порядка и исключения женщин изт руководящей роли в церкви.
Заключительные мысли.
Нет никаких сомнений в моей голове, что этот безобразный брак апостольского с мужским полом и властью ослабил церковь и повредил ее влиянию в современном мире. Это может быть исправлено, и мы можем восстановить наш голос и влияние, если сделаем две вещи.
Во-первых, мы должны отказаться от гордого стремления достичь власти и вернуться к модели обслуживания, которую Иисус так ясно представил Своим последователям. Во-вторых, мы должны полностью и одинаково полноценно и равноправно принять дары и призвания женщин-членов тела Христова. Только тогда церковь будет полностью функционировать, как Тело, через которое Дух Господень будет свободно течь.
© Перевод Светланы Никифоровой
|