Глава 1
БОЖИЙ ЗАМЫСЕЛ СОТВОРЕНИЯ
Бытие 1
Величественными мазками художника и космическими картинами первая страница Библии рисует нам историю отношений Бога и человека в контексте Его плана сотворения. Начало человеческой истории связано с началом самого времени, и человеческая жизнь описана как славная кульминация Божьих творческих усилий.
Описание сотворения стремительно движется от развития бесконечного пространства к образованию небесных тел, окружающих землю, и к созданию самой земли. Затем Бог наделяет землю способностью производить растительность, а суша и море рождают животную жизнь.
Именно в этот момент история прерывается. Мы видим драматичную перемену в Божьем методе сотворения. До этого момента Бог провозгласил вселенную к существованию. То, что Он желал, начало быть.
Каждая фаза сотворения была совершена через устное повеление, на расстоянии, словно через пульт управления. Но Бог совершенно по-иному подошел к сотворению человека.
Сначала Бог делает паузу, размышляя и определяя сотворить человечество по Своему образу и наделяя их ответственностью владычествовать над землей (ст. 26).
И только после объявления этой цели Бог продолжает процесс сотворения, создавая мужчину и женщину как существ, наделенных Его образом. Этот уникальный процесс сотворения человека подробно описан во второй главе Бытия. Но мы уже извлекаем ценные урока из истории в Бытие, главе 1.
Бытие 1:26
...Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они...
УРОК: Бог решает создать «человека» (единственное число), но обращается к «человеку» как к «ним» (множественное число).
То же самое мы видим и в стихе 27.
Эти кажущиеся недочеты не являются грамматическими ошибками в еврейском тексте. Они отражают тот факт, что название «человек» — это об шин термин «человеческого существа», обозначающий как мужчин, так и женщин. Это становится ясным в Бытие 5:2, где слово «человек» обозначает обоих — и мужчину, и женщину: «Он создал их, мужчину и женщину, и благословил их. И когда они были созданы, Он назвал их «человек»» (Новый международный перевод).
Следовательно, когда Бог объявляет: «Сотворим человека по Нашему образу...», термин «человек» относится и к мужчине, и к женшине. Как мужчина, так и женщина являются носителями Божьего образа.
В книге Бытие мы видим, что нет никаких оснований помешать образ Божий только в мужчину.
УРОК: Поскольку Бог един, то говорить о Себе во множественном числе для Бога («сотворим» и «по Нашему») выглядит, по крайней мере, странно. Различные объяснения предлагались на этот счет. Но в свете Бытия 1:1 -3, где Бог описан как Отец, создатель творец космоса (ст. 1), как совершающий и охраняющий Дух (ст. 2) и творящее Слово/Сын (ст. 3), множественное число использовано по отношению к Богу: Отцу, Духу Святому и Слову/Сыну. Сотворение человека происходит при активном участии трех личностей Троицы. Неизбежно множественность, характеризующая природу Бога, будет отражаться в творениях, несущих Его образ. Различия по полу отражают множественность личностей в Боге, а также основные качества Самой Троицы.
Бытие 1:27
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
УРОК: Когда наступает момент сотворения человека, Бог переходит от замысла (ст. 26) к действию. Весь план теперь ожидает «человека» (единственное число), созданного по Его образу (заметьте двойной параллелистический акцент на «образ»). Затем божественный замысел кристаллизуется в действие, и (вот неожиданность!) в результате мы видим не одного человека, а двоих. Изначальный порядок взывал только к созданию «человека», но поскольку конечный продукт должен был соответствовать характеристикам божественного образа, «человек» неминуемо являл собой множественность личностей.
Иными словами, различия мужчин и женщин отражают характерные черты личности Самого Бога и выражают себя как Его образ. Женское начало принадлежит образу Божьему, так же как и мужское. Бог — не мужчина и не женщина, поскольку Он не физическая и не обладающая полом личность. Он превыше половой тождественности, и оба пола являются составными всей полноты Бога.
Бытие 1:26,28
...И да владычествуют они...
УРОК: Существует тесная связь между людьми, несущими образ Божий, и Божьим повелением владычествовать над землей. Как носителям Божьего образа, людям дано использовать Его власть над творением.
Им дано действовать от имени Бога как Его представителям.
Повторение повеления владычествовать на земле в стихе 28 подчеркивает важность этого понятия для определения ролей, которые мужчина и женщина должны исполнять в творении. Поскольку оба (и мужчина, и женщина) несут в себе образ Бога, то они оба получили задание господствовать на земле, без каких-либо ссылок на их пол. Текст не дает нам ни малейшего намека на разделение ответственностей или различий по рангу в управлении естественной сферой. Они оба равно назначены Богом действовать, как Его заместители, господствуя над землей. Отсутствие ограничений или конкретных требований для их участия в этой задаче скорее говорит о ролях неиерархических и дополняющих друг друга отношениях мужчины и женщины.
УРОК: Это утверждение так же касается структуры власти, изложенной в первой главе Бытия. В силу Своих творческих прав Бог определяет сферы власти.
Он утверждает границы тверди, воде, земле. Он ограничивает процесс воспроизводства для сохранения целостности каждого вида. Он создает специфические условия для процветания каждого вида. Он создает небесные тела «для знамений, и времен, и дней, и годов» (ст. 14). Он дает повеление солнцу и луне «управлять днем и ночью» (ст. 18). Он тщательно собирает структуру экологической цепи между человечеством и растениями, между животными и растениями (ст. 29-30).
Он детально излагает господство человека над рыбами морскими, птицами небесными, над всяким живым творением, движущимся по земле, включая скот и пресмыкающихся (ст. 26, 28).
Вся сотворенная вселенная, от звезд в космосе до рыб в морс, тщательно организована в иерархию, подробно описанную в Бытие 1. И, тем не менее, нет ни одного намека или факта, указывающего на существование такой же иерархии в отношениях между Адамом и Евой. Просто невозможно, чтобы создание организационной структуры творения не затронуло бы уровней власти в отношениях между мужчиной и женщиной, если бы таковые существовали. Мужчина и женщина не были плодом случайности и халатности в истории сотворения. Они являют собой вершину творческого достижения Бога. Следовательно, определение структур власти между мужчиной и женщиной было бы, по крайней мере, настолько важным, насколько упоминалось их господство над «всяким животным, пресмыкающимся по земле» (ст. 26).
Это очень важно, поскольку библейский текст описывает иерархическую организацию как существенный элемент в сотворении. Но нигде не сказано, что мужчина был создан для господства над женщиной в Божьем творческом дизайне.
И тот факт, что нет ни одной ссылки, ни намека на властные роли между мужчиной и женщиной в тексте, пропитанном иерархическим порядком, указывает на то, что их взаимоотношения были отношениями неиерархической взаимности. Понятие о превосходстве и лидерстве одного над другим было чуждым тексту и не может быть привнесено в него, не нарушая Божьего изначального дизайна для человеческих взаимоотношений.
Бытие 1:28
Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею....
УРОК: Божьей повеление плодиться (приказ воспроизводить себя и населять землю) предлагает дополнительное объяснение для половых различий между мужчиной и женщиной. Его целью было не доминирование одного пола над другим.
Наоборот, через гармоничность их союза, мужчине и женщине предназначалось выполнить Божье предназначение: расширить человеческую общину, берущую начало с первых людей. Бог, являющийся в Своем триединстве общиной, любит общину. Потому что оба, как мужчина, так и женщина, участвуют в воспроизводстве, и оба вносят вклад в рост общины.
Различия по половому признаку предназначались Богом для расширения общины и обеспечения человечества средствами, необходимыми для обслуживания и защиты окружающей среды, которую они должны были населять, для того, чтоб земля как раз и могла поддерживать этот рост. Ничто в тексте не указывает на то, что цель половых различий была бы структурной, или что Бог подразумевал, чтобы одна половина населения управляла другой. Вместо этого половые различия являются инструментальными для мужчины и женщины в том, чтобы вместе осуществлять расширение Богом созданной общины. В этом взаимном партнерстве они равны. Равенство акцентируется далее во второй главе Бытия, где еще одна и даже более фундаментальная причина для половых различий представлена как взаимное дополнение (Бытие 2:23-24).
Суммируя простым языком: В Бытие изначальный Божий дизайн не содержит различий между мужчиной и женщиной по рангу или по функции. Оба, мужчина и женщина, являются носителями образа Божьего и,следовательно, половые различия отражают сущностную природу Бога, как общины. В результате они оба в равной степени разделяют Богом данное повеление управлять природой без какого-либо намека на различия ролей.
Бытие 2
И хотя ее часто называют вторым рассказом о сотворении, эта глава не повторяет первую. Она усиливает учения первой главы и дает нам новое понимание. Этот текст сосредоточивается на последней фазе Божьего сотворения, создании мужчины и женщины.
Шестой день творения как будто проигрывается снова в замедленном действии и вблизи, раскрывая детали, которые расширяют и подтверждают первую главу.
Следовательно, мы должны внимательно изучить важнейшие элементы этой главы.
Бытие 2:18
Не хорошо человеку быть одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
УРОК: По всем стандартам, у Адама было все в Эдеме. Он жил в саду, который соответствовал его вкусу (ст. 8); у него был непосредственный доступ к любой желаемой им пище (ст. 9); у него были личные водоемы для купания и реки для рыбной ловли, для гребли (ст. 10-14); ему принадлежали горы чистейшего золота и драгоценных камней (ст. 12); ему было чем заняться для поддержания хорошей физической формы (ст. 15); ему принадлежало царство зверей для удовольствия (ст. 19). Однако, не смотря на все изобилие, Адам не был удовлетворен.
Печальное положение Адама объяснялось тем, что пока он был один, он являлся лишь половиной истории. Образ Бога в нем, отпечаток природы Бога жаждал партнерства, без которого не могло быть общины, равно и исполнения Божьего замысла. Образ Бога на земле мог только отражать реальность триединого Бога в небесах через множественность личностей. Это не значит, что полнота может быть найдена только в браке.
Наоборот, Библия учит нас, что верующие, которые умеют жить вне брака, находят большую полноту в жизни безбрачного служения, чем если бы они были семейными.
Мучительное положение Адама объяснялось и тем, что Бог создал людей существами социальными, и каждый человек нуждается в других людях для самоопределения. Люди и сегодня являются дополнением друг другу так же, как Адам и Ева были таковыми друг для друга. Адам был вне общины, потому что мужчина не несет в себе полноты. Полное выражение человечества требовало создания женщины, не как второстепенной для Божьего замысла, или как одной из альтернатив для независимого и самодостаточного мужчины, но как незаменимого партнера человеку, точно такого же, в контексте Божьего совершенного творения. По словам Самого Бога, без женщины творение было «не хорошо» (ст. 18).
УРОК: Решение Бога создать Адаму «помощника, соответственного ему» (ст. 18) раскрывает в полноте желание сотворить женщину. Людям были вверены задачи, которые не могли быть выполнены одним человеком. В соответствии с Бытие главой 1, они должны были «размножаться и наполнять землю и обладать ею» (ст. 28). Очевидно, эти задачи требовали партнерства («помощника»), дополняющего Адама («соответствующего ему»). Исполнение повеления вверенного Божьему творению требовало сотрудничества, как мужчины, так и женщины. С такой перспективы мужчина не является более важным для исполнения Божьих целей, чем женщина. Без женщины мужчина был бы беспомощным и неспособным исполнить Богом вверенную миссию.
УРОК: В прошлом не достаточно информированные учителя Библии хватались за слово «помощник», делали выводы о различиях между мужчинами и женщинами на основе власти/подчинения. В соответствии с ними, помощник означает то, что мужчина является начальником, а женщина — его подчиненным. К счастью, изучение слова «помощник» и случаев его употребления в Ветхом Завете развеяло это неверное понимание. И сегодня уже общеизвестно, что еврейское слово «помощник» не используется в Библии по отношению к подчиненному человеку, как, например, к слуге или нижестоящему. И обычно это слово используется по отношению к Самому Богу в случаях, когда Он действует среди Своего народа как спаситель или освободитель. Следовательно, слово «помощник» не может быть использовано в значении подчиненной роли женщин. К тому же слово это скорее указывает на несостоятельность и беспомощность мужчины, когда он был еще без женщины в Эдемском саду.
Бог дал ему «спасителя», чтоб они стали общиной, которую и намеревался создать Бог изначально.
Конкретный контекст обеспечения Адама Божьим «помощником» является подтверждением того, что человеку не хорошо было одному. Он был создан для того, чтобы быть частью общины. Но один он не был тем, кем предназначен быть. Ева была создана, чтобы «помочь» ему стать с ней общиной единения, которую Бог задумал для обоих. И вырвать слово «помощник» из этого конкретного контекста, где оно несет смысл спасителя, и приписать ему значение домашнего слуги — значит нарушить замысел библейского текста.
Бытие 1:21-22
И навел Господь на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
УРОК: Метод, используемый Богом для создания женщины, является самым удивительным элементом этой главы. До этого момента всякий живой организм извлекался из земли. «И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево» (ст. 9); «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных» (ст. 19; «И создал Господь Бог человека из праха земного» (ст. 7). Деревья, животные и мужчина были созданы из земли. И когда Бог решил создать женщину, то логически было бы последовать заданной процедуре, и сделать женщину, так же как и мужчину, из праха земного. Ведь постоянный метод был установлен. Поскольку Бог хотел создать еще одного человека, все, что Ему нужно было — повторить ту же процедуру.
Но вместо этого Бог производит операцию по клонированию, которая демонстрирует, без тени сомнения, суть тождественности между мужчиной и женщиной. Если бы Бог создал и Еву из земли, то существовала бы некая двойственность по поводу целостности ее человеческой природы. В конце концов, животные также были созданы из праха, она могла бы быть человеком, но в меньшей степени, чем мужчина.
Но поскольку она была взята из Адама, нет никакой путаницы на счет ее полного соучастия в его человеческой природе. Она был создана из того же материала, как и его тело. Из одного существа Бог сделал двоих.
Нет оправдания точке зрения, которая утверждает, что факт отделения Евы от Адама указывает на ее подчиненность ему. Такая теория имела бы основания, если бы Ева была создана из земли, так же как растения, животные и сам Адам. Но история создания Евы преподает нам иной урок. В отличие от Адама, она была создана из уже существовавшей человеческой плоти.
Став человечеством, дважды рафинированным, она, по крайней мере, была равна ему.
УРОК: Некоторые исследователи Библии объясняют хронологическое превосходство Адама (тот факт, что он был создан раньше Евы) как гарантию мужского превосходства над женщиной. Поскольку эту теорию нельзя найти в тексте Бытия, они пытаются подтвердить свою точку зрения, основываясь на сомнительном методе библейского коллажа, о котором мы говорили ранее. Они стараются навязать тексту о сотворении несоответствующее правило первородства, вырванное из закона Моисеева.
Либо, обращаясь к Новому Завету, они проводят плохо подобранные параллели между превосходством Христа «как первородного» и Адамом как первым сотворенным человеком. В любом случае, не только метод таких подходов сомнителен, но и результаты настолько неправдоподобные, что их аргументы терпят поражение. В тексте о сотворении нет никаких доказательств того, что хронологическое первенство Адама должно пониматься как его превосходство или господство. Мы не можем найти подтверждение этому ни в Ветхом Завете, ни в Новом Завете.
Тщательное изучение книги Бытия делает эту теорию несостоятельной. Если первенство сотворения станет нормой, утверждающей господство первого по порядку, тогда оба, и Адам и Ева, попадают под господство животных. В соответствии с Бытие 1, животные были сотворены прежде людей. Следовательно, они должны господствовать над людьми. Абсурдность такой теории очевидна. Хронологическое первенство не означает превосходство по рангу.
Аргумент в пользу мужского превосходства легко разбивается. Логика последовательности всех дней сотворения движется от пустоты, где не было ничего, к более изысканным видам существования: грубая материя, растительность, животные, люди. Если Адам считался прототипом человечества, то Ева является его наивысшим выражением.
Ее сотворение доводит Божье творчество до совершенства, прогрессируя от Его образа, сделанного из глины, до его совершенного дубликата, сделанного из человека.
Тем не менее, так же как создание Адама не было меньшим деянием Бога при сотворении человечества, так и женщина не является второсортным полом. Как мужчины, так и женщины (а не только мужчины) созданы равными. И если эти истины «очевидны», то только потому, что они изначально были преподаны в Книге.
Нигде в истории сотворения (или во всей остальной Библии) не дается повеления мужчине господствовать над женщиной, или женщине было бы отказано в равенстве с мужчиной из-за того, что он был создан первым. Мы можем категорично утверждать, что текст истории сотворения не содержит иерархического значения в том, что мужчина был создан прежде женщины. Его цель — показать, что оба, и мужчина и женщина, были созданы уникальным образом, из одной материи, в результате чего до грехопадения они наслаждались отношениями полной взаимности в своей равноценности.
Бытие 2:22
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
УРОК: Бог все ведающий знал, что весь парад животных был игрой. Текст прямо говорит об этом, описывая, как Бог привел животных перед человеком, «чтобы видеть, как он назовет их» (ст. 19). Давая названия животным, то есть в процессе определения их функции и назначения по отношению к себе, Адам открыл свою уникальность как человеческого существа. Как и Робинзон Крузо, оказавшийся совершенно один на острове, человек был единственным в своем роде. Он признал, что животные относились к иной категории живых существ, поскольку для него «не нашлось помощника, подобного ему» (ст. 20).
Название животных как будто подготавливает нас к волшебному моменту первой встречи Адама с Евой.
В этом случае Бог просто «привел ее к человеку», не ожидая, что он будет давать ей имя. Бог знал, что Адам сразу же признает ее человечность. Упражнение в назывании животных было необходимым, но было бы слишком поверхностным для Евы.
Поскольку женщина брала свое существование от мужчины, Адам сразу смог признать в ней единственного такого же человека, присутствующего в Эдемском саду.
Представление Богом Адаму животных как кандидатов в потенциальные «помощники» было всего лишь учебным приемом. Когда Бог представил Адаму женщину — это уже было завершительным моментом.
Оно напоминало свадебный ритуал, как это и предложено в стихе 24. Разница в том, как Бог представил животных и женщину Адаму, акцентирует снова уникальную тождественность между мужчиной и женщиной, заключенную в их человеческой сущности.
Бытие 2:23
И сказал человек: вот, это кость от костей моих, и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Хотя нет никаких ссылок на то, что Бог ожидал от Адама какого-то конкретного ответа, как это было в случае, когда Бог подводил к нему животных; тем не менее, спонтанный ответ Адама, как только он увидел женщину, выразил признание. Он определил ее как альтер эго, примерно как близнеца-женщину. С очевидным облегчением он воскликнул: «кость от костей и плоть от плоти». Тождественность, выраженная этой фразой, настолько полна, что она стала частью обиходной речи для описания кровной связи между матерью и ребенком скорее, чем между мужем и женой.
Но выражение удивления Адама несло большее значение, чем признание просто физической тождественности. Он добавил предложение, указывающее на участие женщины в полноте его собственной человечности. Она была настолько женщиной — человеком, насколько он был мужчиной — человеком. Ее тождественность ему имела большее значение, привнося то, что в сочетании с его собственной человечностью соединило бы их вместе как носителей Божьего образа.
В следующем стихе повествуется как Бог преображает ребро Адама в новое творение, предназначенное быть «женщиной» (ст. 22). Адаму не нужно было садиться, подперев рукой подбородок, подобно мыслителю Родена, и думая о том, что за творение подвели к нему и как ее назвать. Он мгновенно понял, что новое творение было человеком, и с готовностью принял ее назначение «женщины», которое уже было дано ей Богом в Своем творческом деянии, описанном в стихе 22. Радостным возгласом Адам выразил признание глубокого значения божественной инициативы. Для него сотворение женщины ознаменовало кульминацию сотворения человечества.
Возглас Адама показывает, что он был в унисон с Богом. Он понимал, что Бог представил ему творение, точно такое же, как и он сам, совершенно соответствующее ему, как партнеру, равное ему. Все усилия Бога при сотворении нашли свое наивысшее выражение в создании женщины. Она была пиком Божьего достижения, взятая из мужчины, и создана по Его образу; сплав человеческой красоты, очищенной в своей сущности, отражающей божественную благодать, неожиданное появление которой заставило, фактически, мужчину в потрясении прошептать: «Наконец!».
Бытие 2:24
Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.
Союз «потому» связывает восклицание Адама (ст. 23) с применением, которое извлекает из него автор Бытия. Из утверждения сущностной тождественности между мужчиной и женщиной автор извлекает универсальные нормы. Фундаментальная природа этого текста имеет далеко идущее значение для взаимоотношений между мужчиной и женщиной. И тот факт, что Иисус и апостол Павел обращались к нему в своих учениях, свидетельствует о его важности.
УРОК: Супружеская связь, предопределенная Богом, брала верх над цельностью семьи, в которой рос мужчина. Ему разрешается разорвать родительский круг, чтобы установить новые, независимые взаимоотношения. В соответствии с текстом, роль родителей остается пассивной. Мужчина является инициатором своего отделения от родителей, он идет к своей невесте и соединяется с ней в брачном союзе. Свобода мужчины в отделении и в принятии собственных решений не отражает семейной организации, зависящей от отца-правителя.
При строго патриархальной системе отец-господин единолично принимал бы такие решения, и новая пара присоединялась бы к патриархальной семье и находилась бы под его властью. Независимость, которую имел мужчина в женитьбе и формировании нового единства — «одной плоти», как предопределил Бог до грехопадения, идет в разрез с патриархальной структурой семьи.
УРОК: Как это ни удивительно, но ничего не говорится о взаимоотношениях невесты со своими родителями. Она как будто является свободной, может свободно распоряжаться своей жизнью. В этом стихе женщина представляет стабильную точку отсчета. Она словно в центре. Именно мужчина движется по направлению к ней, оставив своих родителей. Он прилепляет себя к жене. Не она присоединяется к его жизни. Он — тот, кто добавляет свою жизнь к ее, и он «прилепляется» к ней. Процесс отделения мужчины от своего отца и матери и присоединение к своей невесте отражает далеко не патриархально общество.
Контраст между этой моделью сотворения и последствиями грехопадения — поразителен. После падения, когда патриархальная модель общественной организации была утверждена, именно невеста должна была покидать свой дом и соединяться со своим мужем в доме его отца и под его юрисдикцией. Повеление Авраама своему слуге подтверждает это: «Пойдешь... и возьмешь жену сыну моему Исааку» (Бытие 24:4). Тот же порядок устанавливался и для приобретения куска земли, лошади, колесницы или пары сандалий. Такие условия очень далеки от изначального идеала творения в Бытие 2:24.
УРОК: Надо отметить, что понятие «одна плоть» относится только к паре. Родитель и отпрыск не являются «одной плотью». Фактически, родительская связь предназначена для разрыва, поскольку «человек оставит отца своего и мать» (ст. 24). Но по определению, союз пары, являющейся «одной плотью», нерушим.
Парадоксально, но кровные отношения между родителем и ребенком временны, но союз, общность двух посторонних людей становится постоянным и определяется как «одна плоть».
Возникает вопрос, почему же биологические связи между родителями и ребенком не могут быть определены как составляющие «одну плоть». Ответ можно найти в уровнях взаимозависимости внутри каждых взаимоотношений. Понятие обоюдной зависимости и взаимности в равенстве присущи доктрине единства.
Ролевые различия, существующие между родителем и ребенком, не существуют между супругами. Ребенок в одностороннем порядке зависим от своих родителей.
Обычно его родители не зависят от него. Следовательно, он не является «одной плотью» с ними, и как только он сможет сам заботиться о себе, он оставляет их.
Однако, поскольку муж и жена взаимозависимы в отношениях равенства, они «становятся одной плотью», и их союз характеризуется постоянством.
И снова, изучение этого текста показывает, что какое-либо упоминание иерархических различий в позиции между мужчинами и женщинами полностью отсутствует в тексте Божьего сотворения.
Бытие 2:25
И оба были наги, Адам и жена его, и не стыдились.
УРОК: Нагота в саду упоминается как заключительное подтверждение благости Божьего творения. Нагота первой пары несет нам два урока. Первый, она означает беспрепятственную свободу людей по отношению друг к другу и перед Богом.
Община означает полностью разделять близость, что делало невозможным насилие или эксплуатацию другой личности.
Таким незаменимым контекстом взаимного участия благости тел и были отношения взаимности, в которых сексуальное единение было лишь одной из составных.
Более важно то, что нагота представляет иное измерение отношений между мужчиной и женщиной. В Библии, в Ветхом и Новом Заветах, люди, которые ходили нагими, обычно находились внизу социальной лестницы (рабы и слуги). Наивысший пример — Христос снимает Свои одежды перед тем, как омыть ноги ученикам. На следующий день, когда Он становится слугой до конца, идя на крест, с Него сдирают одежду. В саду Адам и Ева были слугами друг другу и не стыдились этого. Но в тот момент, когда их единство было разбито, они стали прикрывать себя от новой реальности, не содержащей взаимоотношений единства.
УРОК: История грехопадения в 3 главе Бытия открывает нам то, что необходимость в защите является результатом греха. Именно грех разделяет людей с Богом, и, следовательно, появляется необходимость спрятаться за деревьями (ст. 8), друг от друга, появляется необходимость в фиговых листочках (ст. 7).
По Своей милости Бог защищает грешников от стыда быть увиденными другими грешниками во всей своей наготе разделения: Он шьет им одежды из кожи и покрывает их ими (ст. 21). Властный взгляд побуждает одного бунтаря господствовать над другим, на что у него нет права. Даже в грехе люди были равны, скрывая жалкое положение своего разделения.
Везде, где принцип равенства отвергается и один пол подчиняет себе другой, естественным результатом этого становится отрицание права подчиненного на частную жизнь. А за ним следуют насилие и эксплуатация. Непристойности домогательств, проституции и порнографии являются греховным результатом мужского господства. Раздеть женщину догола и держать ее в подчинении силой ножа, денег, объектива камеры — наивысшее выражение мужского господства над женщиной. Такое положение не являлось частью Божьего изначального идеала.
Суммируя простым языком: Учения во второй главе Бытия подтверждают и распространяют повествование главы 1. Они предоставляют доводы о сущности единства мужчины и женщины. Они так же показывают, что в Божьем идеальном творении мужчина и женщина должны были наслаждаться отношениями взаимности и равенства. Ничего в Бытие 1 и 2 даже не дает намека на неравенство по сущности или по положению между мужчиной и женщиной.
|