Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
Наша теология молитвы имеет большее значение, чем наши чувства
В течение многих лет я молилась так, как будто от этого зависели мои отношения с Богом. Теперь я смотрю на молитву по-другому.
В течение какого-то периода моей христианской жизни я был известна как человек, обращающийся к молитве. Если бы у вас была молитвенная просьба, вы могли бы быть уверены, что я добавлю вас в свой список и буду молиться за вас каждое утро в своё тихое время. В течение многих лет не проходило и дня, чтобы я намеренно не проводила время в молитве. Если бы вы спросили меня, что бы я сделала, если устала или была обескуражена, я бы сказала вам — со всей честностью, — что не нашла ничего более освежающего или ободряющего, чем встать на колени и помолиться.

Если бы вам было интересно узнать о различных видах молитвы, я бы рассказала вам о том, как я научилась молиться с помощью аббревиатуры ACTS (поклонение, исповедь, благодарение, мольба), а затем обнаружила, что можно молиться с помощью ведения дневника и пения. Я бы поделилась тем, чему научилась у Ричарда Фостера и Далласа Уилларда, практикуя молитву в тишине и спокойствии, интегрируя молитву во всю жизнь, как Брат Лоуренс, используя богатые и значимые молитвы Павла (которые были запечатлены в крошечной брошюре Элизабет Эллиот), и, в конечном счете, лелея красноречивые слова «Книги общей молитвы».

Мне нравилось читать о молитве, говорить о молитве, пробовать различные виды молитвы и поощрять других в их молитвенной жизни. И больше всего мне нравилась сладкая интимность самой молитвы. Я тоже каждый день читала и изучала Библию, но молитва была центром моих отношений с Богом.

И вот однажды, без предупреждения, причины или объяснения, это чувство сладкой близости исчезло. Молитвенная жизнь, на которую я потратила годы, казалось, исчезла. Казалось, что сами мои отношения с Богом находятся под угрозой.

Сухой сезон?

Я выполняла все те же упражнения и дисциплины, но они, похоже, не работали. Я продолжала каждый день выкраивать время для молитвы, но мой опыт заметно отличался. Несколько дней я не могла найти слов, чтобы предложить. В другие дни я не могла сосредоточиться. Позже я поймала себя на том, что задаюсь вопросом, молилась ли я вообще, спала ли я наяву, не отняли ли мои заботы моё молитвенное время, не заснула ли я, или я сделала немного того и другого.

Больше всего меня беспокоило то, что в те времена у меня не было ощущения присутствия Бога. Хотя меня учили, что моя вера не зависит от моих эмоций, я привыкла испытывать чувство духовной связи с Богом во время молитвы, которого я не испытывала ни в какое другое время. Когда эта близость исчезла, я была ошеломлена.

Было ли это тем, о чём говорил К. С. Льюис в “Письмах Баламута”, когда писал, что Бог "рано или поздно... уходит, если не на самом деле, то, по крайней мере, из опыта их совести"? Неужели я наконец-то вступила в этот “период спада”, как назвал его Льюис? Был ли прав Льюис, утверждая, что “молитвы, возносимые в состоянии сухости, - это те, которые доставляют Ему наибольшее удовольствие”? Или это была та «тёмная ночь души», которую описал Иоанн Креста? Могли ли годы борьбы Терезы Авильской с молитвой и её концепция путешествия души через различные этапы восхождения к Богу помочь мне понять, что я испытывала?

Несмотря на всю мудрость, которую предлагают классические и современные ресурсы по молитве, Бог в конечном счёте научил меня тому, что моя борьба с молитвой возникла не потому, что я была в состоянии сухости или новой стадии молитвы, а потому, что — по иронии судьбы, теперь я вижу — я сделала молитву слишком важной.

Переформатирование молитвы

Мне не нужен был другой метод молитвы или чтение ещё одной книге о молитве. Что мне было нужно, так это верная теология молитвы. То, что годами поддерживало мою молитвенную жизнь, как оказалось, было искаженным.

Я написала выше, что “молитва была центром моих отношений с Богом”. Теперь я вижу в этом красные флаги. Я молилась так, как будто от этого зависели мои отношения с Богом, хотя на самом деле мои отношения с Богом зависят не от духовной практики, а от Его благодати и милости, явленных в Иисусе Христе силой Святого Духа. Вместо того чтобы принимать молитву как средство благодати, которое Бог мог бы использовать для укрепления моих отношений с Ним, я понимала молитву как якорь этих отношений — и я вложила в молитву весь свой вес и доверие. Затем, когда моя молитвенная жизнь, казалось, закончилась, я осталась без якоря и поплыла по течению.

Хотя я, безусловно, верила, что была спасена благодатью, а не делами, я также думала, что мои ежедневные отношения с Богом в значительной степени зависят от времени моей молитвы, что в итоге сделало мои молитвы очень похожими на “дела”. Основываясь на моих беседах с единоверцами и студентами на протяжении многих лет, кажется, что многие из нас рассматривают молитву таким же образом — как нечто, что мы должны делать, — что заставляет нас чувствовать вину или стыд за то, что мы недостаточно молимся. Или мы считаем, что мы далеки от Бога, потому что мы не молились. Библия предлагает иную картину молитвы.

"Второе слово"

В молитве мы отвечаем благодарностью Богу, который уже обратился к нам во Христе. Мы молимся “Отче наш”, как учил нас Иисус, потому что мы уже являемся частью Божьей семьи завета. Мы были усыновлены Богом через Христа и Духа. Молитва - это семейная практика, не то, что мы делаем, чтобы найти свой путь или сохранить своё место в семье, но то, что мы делаем, потому что мы уже являемся частью семьи. Молитва всегда отзывчива по своей природе; в молитве мы отвечаем Богу, который создал нас, искупил нас и призвал в Свою семью.

Юджин Петерсон описывает молитву как “ответную речь". Он пишет в “Working the Angles": "Молитва никогда не бывает первым словом; это всегда второе слово. У Бога есть первое слово. Молитва - это ответная речь; это в первую очередь не "обращение", а "ответ". Для практики молитвы важно полностью осознать это вторичное качество”. То, что верно для всех наших отношений с Богом — что они зависят от предшествующих действий Бога, — также верно и для молитвы. Бог, изрекший творение к существованию, Господь, призвавший Авраама в завет с Ним, Слово, ставшее плотью, чтобы мы могли стать детьми Божьими, - это тот же Бог, которому мы отвечаем в молитве.

Мы вступаем в наше время молитвы не как инициаторы, со всей тяжестью на наших плечах, а как ответчики Богу, который милостиво дал нам всё, что нам нужно, чтобы быть в отношениях с Ним. Это не просто истина прошлого времени - что благодаря спасительной работе Христа на кресте мы можем быть в отношениях с Богом, — но она также включает присутствие Святого Духа в нашей жизни в настоящем. Святой Дух, тот, кем мы взываем “Авва, Отче” (Гал. 4:6), был дан нам как наш постоянный Советник, чтобы быть с нами вечно (Иоанна 14:16). Бог дал нам Духа, чтобы объединить нас с Богом во Христе и дать руководство, когда мы живём каждый день как дети Божьи. В свете этого Августин часто называл Святого Духа просто “Даром”.

Молиться Духом

Это имеет реальные последствия для нашей молитвенной жизни. Петерсон пишет в "Christ Plays in Ten Thousand Places":
Если Святой Дух — Божий способ быть с нами, действовать через нас и говорить с нами — это способ поддержания преемственности между жизнью Иисуса и жизнью общины Иисуса, молитва - это основной способ, с помощью которого община активно принимает и участвует в этом присутствии, работает и говорит. Молитва - это наш способ внимательно присутствовать перед Богом, который присутствует в нас в Святом Духе.
Это освобождает нас от мысли, что молитва касается нашей позы или наших “правильных слов”. Молитва - это часть того, чтобы быть внимательным к Богу, который уже присутствует с нами; к Богу, который уже действует в нас, наших сообществах и мире; и к Богу, который хочет, чтобы мы участвовали в Его текущей работе.

И когда мы молимся, мы зависим от Духа, признаём мы это или нет. Ибо “Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией” (Рим. 8:26-27). Павел не просто говорит: “Когда вы не можете найти слов, Дух поможет”. Писание обещает, что сам Дух всё время ходатайствует за нас! Мы никогда до конца не знаем, о чём нам следует молиться, и это нормально. Дух примет всё, что мы предложим, какими бы богатыми или бедными ни были наши слова, какими бы присутствующими или рассеянными мы себя ни чувствовали, и будет ходатайствовать за нас в соответствии с Божьей волей. Благодарение Богу!

В Откровении 5 Иоанн описывает видение закланного Агнца на престоле, окруженного старейшинами, которые пали ниц в поклонении. Каждый из них держит “золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых” (ст. 8). Удивительно представить: наши обычные, повседневные молитвы достигают самого присутствия Бога. И ничто в этом отрывке не говорит о том, что только красноречивые молитвы попадают в эти золотые чаши, или только молитвы, возносимые теми, кто достиг абсолютного спокойствия ума и духа. Что бы мы ни предлагали, независимо от того, что мы чувствуем или не чувствуем, Дух берёт наши слова, или наши стоны, или наши минуты молчания, ходатайствует и очищает их в соответствии с волей Божьей и предлагает их Богу, подобно благовонному фимиаму, поднимающемуся к Агнцу на престоле.

Сам Христос молится за нас

Не только Дух активно присутствует в нашей молитвенной жизни, но и сам Иисус ходатайствует за нас. В Евреям мы читаем о “священстве непреходящем” Христа и о том, что Он “всегда жив, чтобы ходатайствовать за [нас]” (7:24-25). Христос принёс себя в жертву за наши грехи раз и навсегда, и Он продолжает выступать посредником от нашего имени, служа в святилище, восседая одесную Отца (7:27-8:2). Это включает в себя молитву от нашего имени, точно так же, как первосвященники Ветхого Завета приносили не только жертвы, но и молились от имени народа. Продолжающееся (непреходящее) священство Иисуса ещё раз подчёркивает, что мы никогда не остаемся сами по себе, когда молимся. Все наши молитвы заключены в непрекращающихся ходатайствах нашего Спасителя.

Сами по себе мы беспомощны перед Богом и полностью зависим от спасения, ставшего возможным благодаря Иисусу Христу. Точно так же мы не меньше зависим от благодати Божьей в нашей молитвенной жизни. Как выразился Джеймс Б. Торранс в "Worship, Community, and the Triune God of Grace":
Бог, которому мы молимся и с которым мы общаемся, знает, что мы хотим молиться, пытаемся молиться, но не можем молиться. Итак, Бог приходит к нам как человек в Иисусе Христе, чтобы стоять за нас, молиться за нас, учить нас молиться и руководить нашими молитвами. Бог в благодати даёт нам то, что Он ищет от нас, — жизнь в молитве, — давая нам Иисуса Христа и Духа. Итак, Христос - это истинный Бог, Бог, которому мы молимся. И Он тот самый человек, который молится за нас и вместе с нами.
Когда мы молимся, мы можем положиться на Иисуса Христа, который всегда молится за нас и с нами.

Дитрих Бонхёффер заходит так далеко, что говорит, что молитва Христа за нас - это то, что делает наши молитвы истинной молитвой. Молитва, по сути, не заключается в том, чтобы мы изливали Богу свои слова, свои сердца или свои эмоции. “Христианская молитва, - пишет Бонхеффер в ”Life Together“, - основывается на твёрдой почве открытого Слова и не имеет ничего общего со смутными, своекорыстными причудами. Мы молимся на основе молитвы истинного Человека Иисуса Христа. ...Мы можем правильно молиться Богу только во имя Иисуса Христа”.

Когда мы молимся “во имя Иисуса”, мы признаём, что наши молитвы зависят от Иисуса Христа, который даёт нам свободу. Когда мы ощутимо не осознаём Божьего присутствия в молитве, это нормально. Мы всегда связаны Духом с постоянным молитвенным служением Иисуса, чувствуем мы это или нет. Когда молитва не приносит того чувства близости, которого мы ожидаем, мы можем обрести радость, зная, что наш союз со Христом в безопасности. Когда страдания и горе затрудняют молитву, мы можем успокоиться в реальности того, что Святой Дух и Иисус Христос будут продолжать ходатайствовать за нас. Когда мы переживаем засушливые сезоны, мы можем упорствовать в вере, помня, что наш опыт молитвы не является основополагающим. Сам Иисус Христос - это основание, Слово Божье, который всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас.

Заимствованные Слова

Более 20 лет прошло с тех пор, как моя молитвенная жизнь перевернулась с ног на голову. За эти годы Бог перестроил её так, что она стоит на прочном фундаменте самого Христа, а не на моих ожиданиях или опыте. По мере того, как моё теологическое понимание молитвы углублялось, я радовалась осознанию того, что мои маленькие молитвы, какими бы скромными или слабыми они ни были, являются частью прекрасной, продолжающейся тринитарной реальности. Я обрела свободу, зная, что молитва - это ответ Богу, и ответ, подкреплённый Божьей благодатью, а не обязанность, которая зависит от меня.

На протяжении многих лет я обнаружила, что молитва словами Писания напоминает мне об этих освобождающих теологических истинах. В своей книге “Psalms: The Prayer Book of the Bible" Бонхёффер пишет: "Мы учимся говорить с Богом, потому что Бог говорил с нами и говорит с нами. ...Божья речь в Иисусе Христе встречается с нами в Писании. Если мы хотим молиться с уверенностью и радостью, то слова Писания должны быть прочной основой нашей молитвы”. Слова Бонхёффера звучат для меня правдиво. Молитва заимствованными словами Библии была одним из способов, которым Бог перестроил мою молитвенную жизнь на более прочной основе, напомнив мне, что молитва отвечает Богу, а не создает мои отношения с Богом.

Молитва Псалмами напоминает мне, что мои молитвы коренятся в постоянном молитвенном служении Иисуса. Сам Иисус регулярно молился Псалмами во время Своего земного служения. Когда мы делаем то же самое, Бонхёффер предлагает нам встретиться с молящимся Христом и присоединиться к Его молитвам. Молитва через Псалмы помогает мне воспринимать молитву с “уверенностью и радостью”, как выразился Бонхёффер, признавая, что моя молитвенная жизнь полностью зависит от Отца, Сына и Святого Духа, а не от меня самой.

Когда мы сталкиваемся с разочарованием в молитве, пусть реальность того, что Христос молится за нас и Дух ходатайствует за нас, пригласит нас в радость и свободу. Наши молитвы — это ответ нашему любящему Богу, который первым обратился к нам.

Kristen Deede Johnson
декан и вице-президент по академическим вопросам, а также профессор теологии и христианского образования в Западной теологической семинарии в Холланде, штат Мичиган. Среди её книг - "The Justice Calling", написанная в соавторстве с Bethany Hanke Hoang.
Категория: Статьи | Просмотров: 337 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/4 | | Christianity Today | эксклюзив
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Святой Дух, Теология, Иисус, Молитва, библия
Форма входа
   
Топ
О сайте
Беседка
Книги [2394]
Видео [683]
Аудио [293]
SCOAN [529]
Статьи [2188]
Разное [473]
Библия [223]
Израиль [294]
Новости [539]
История [626]
Картинки [273]
MorningStar [1116]
Популярное [175]
Пророчества [1110]
Пробуждение [307]
Прославление [757]
Миссионерство [313]
It's Supernatural! [663]
Благословить
Комментарии
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Наш опрос
Ожидания этого года
Всего ответов: 18
Мини-чат
500


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2022