Итак, ты пережил апокалипсис? Мой друг пошутил, но я понял, что он имел в виду. Появляясь, как зомби, после двух лет самоизоляции, расовых беспорядков и беспричинных страданий, вызванных глобальной пандемией, мы сталкиваемся с бесконечным потоком ужасающих скандалов (не в последнюю очередь в Церкви), мрачных предсказаний экологического армагеддона, а теперь террора и трагедии полномасштабной войны в Европе. Что, вообще, происходит?
Как мы это понимаем? Где был Бог, когда мы оплакивали близких, умирающих в переполненных отделениях интенсивной терапии? И где Он теперь для народа Украины? Актуальна ли наша вера, когда дела идут плохо? Богу есть что сказать?
Редко за всю нашу жизнь мы так остро нуждались в том, чтобы услышать голос Господа: и Его слово, чтобы мы, как Его Церковь, могли с ясностью и мужеством пережить такие опасные дни, а также Его шепот, чтобы мы, как личности, могли узнать особое руководство и утешение от Его присутствия день за днем. Мы живем в шумные и сбивающие с толку времена, полные отвлекающих факторов. Всё вокруг нас движется быстро. И я считаю, что сейчас, более чем когда-либо, нам нужно научиться сохранять тишину, замедляться, чтобы яснее слышать голос Божий среди грохота и шума мира.
Каждый из нас рождается с необычайной сверхспособностью: врожденной способностью слышать голос Бога. Распознавание голоса Бога — одна из самых поразительных, но сбивающих с толку вещей, которым человек может научиться. Поразительно, потому что, что может быть удивительнее? Тремя словами — «Да будет свет» — (всего двумя на иврите) Бог создал более 100 миллиардов галактик (Бытие 1:3). «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — всё воинство их» (Псалом 32:6). Что, вообще, может случиться, если Он скажет мне несколько слов?
Но это также сбивает с толку, потому что Бог по большей части не говорит внятно – так, как мы говорим друг с другом – и это означает, что мы можем легко неправильно понять, неправильно истолковать или вообще пропустить то, что Он говорит. Проблема, как правило, не в том, что Бог не общается, и не в том, что нам не хватает способности слышать. Скорее то, что мы легко отключаемся, отвлекаемся и дистанцируемся от интимной и непосредственной связи, для которой мы были созданы. Это разъединение, которое происходит, как выразилась Англиканская служба причастия, «из-за небрежности, из-за слабости и из-за нашей собственной преднамеренной ошибки».
Если это начинает звучать немного обременительно, пожалуйста, не волнуйтесь. Как обычно, Иисус делает всё это освежающе приземлённым, относительным и простым: «Мои овцы слушаются Моего голоса», — говорит он. «Я знаю их, и они следуют за Мною» (Иоанна 10:27).
ГОЛОС ДОБРОГО ПАСТЫРЯ
Основным признаком истинного ученичества (особенно, возможно, в такое сбивающее с толку время, как это) является внимательное отношение к Его Слову. Слово, переведенное как «слушаются» в отрывке из Иоанна об овцах и пастухе, происходит от греческого akouó, от которого сегодня мы получаем такие слова, как «акустический». Мы можем чувствовать себя немыми и беззащитными, как простые овцы, но наш Добрый Пастырь обещал провести нас через опасности, если мы будем внимательно прислушиваться к акустике: оттенку и тону Его голоса.
И именно поэтому, если вы какое-то время находились среди христиан, вы наверняка слышали, как кто-то говорит совершенно обыденно: «О, Бог сказал мне это» или «Господь сказал то», как будто это самая нормальная вещь в мире (что, в некотором роде, так и есть). Но попробуйте использовать эту фразу со своим терапевтом: «Доктор, я слышу голос Иисуса»; или в суде: «Бог сказал мне сделать это, Ваша честь». Вам введут лекарства или задержат прежде, чем вы успеете закричать: «Аллилуйя!»
И всё же многие из самых выдающихся людей, которые когда-либо жили, открыто признавали, что слышат голос Бога, от Джорджа Вашингтона Карвера, которого иногда называют афроамериканским отцом современного сельского хозяйства, до Флоренс Найтингейл, матери современного сестринского дела, которая записала в своем дневнике незадолго до своего 17-летия: «Бог говорил со мной и призвал меня к Себе на служение. Какую форму должно было принять это служение, голос не разъяснил».
Опрос за опросом подтверждает, что большинство людей в наших якобы светских западных обществах всё ещё взаимодействуют с Богом. Мы не подходим к химиотерапии, думая: «Полагаю, мне следует помолиться об этом, но меня это просто не волнует». Мы не склонны приветствовать новорожденных в мире словами: «Вот биологическая случайность, рожденная в бессмысленной вселенной». Никто никогда не смотрел на щебет скворцов в сумерках или на море под грозовым закатом и не шептал: «Ух ты, я поражен своим собственным великолепием». Люди запрограммированы на поклонение. Вы были тщательно созданы с необычайной способностью ходить и разговаривать с Богом. На самом деле Библия говорит, что ваша главная цель — причина, по которой вы родились, — это наслаждаться настоящим.
БАРЬЕРЫ И БЛОКИРОВКИ
Выросший в более простые времена, в хорошей, верующей в Библию приходской церкви в родных графствах, я так и не научился так близко слышать слово Божье. Меня, конечно, учили слушать проповеди. Я также научился просматривать Библию в поисках стихов, которые кажутся достаточно подходящими, чтобы их можно было использовать в качестве слова Божьего для моей ситуации. Я полагаю, что действительно ожидал, что Бог проговорит, когда мне нужно было Его особое руководство для действительно важных решений, и я никогда не сомневался, что Он мог говорить сверхъестественным образом с миссионерами и людьми, которые казались более особенными и достойными, чем я. Но я так и не научился слышать голос Доброго Пастыря для себя как естественную часть любовных отношений. Оглядываясь назад, я думаю, что это произошло потому, что я невольно развил три фундаментальные проблемы с самим представлением о том, что Бог говорит со мной: либо сверхъестественным образом, либо любым последовательным разговорным способом. Эти проблемы можно охарактеризовать тремя способами: психологическая, теологическая и эмпирическая.
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
Я чувствовал себя недостойным какого-либо особого внимания со стороны Бога, и мой опыт подтверждал это. Когда я молился о чуде, казалось, что это никогда не срабатывало. Когда я читал свою Библию, это часто казалось неуместным. Когда мне нужно было, чтобы Бог говорил драматично, никогда не было ни слышимого голоса, ни ангельского посещения, ни сверхъестественного сна. Я не чувствовал себя достаточно духовным или особенным, чтобы слышать Бога так, как люди в Библии или в отдаленных уголках мира. Возможно, вы чувствуете то же самое, когда пытаетесь услышать Его голос в отношении насущных проблем или масштабных кризисов, таких как Украина? «Кто я такой, — спросите вы, — чтобы слышать Бога таким образом?»
2. БОГОСЛОВСКАЯ
Думаю, я также впитал в себя некоторые предрассудки диспенсационализма, хотя никогда и не знал, что означает этот термин. Это идея о том, что мы больше не должны ожидать, что Бог сегодня будет говорить и творить чудеса так, как Он когда-то делал это в Библии, потому что такие вещи умерли в тот день, когда чернила высохли на Новом Завете. В наши дни аргумент звучит так: у нас есть Божье Слово, Библия, которое гораздо надежнее, чем вся эта чепуха.
Одна из многих проблем этой точки зрения заключается в том, что она игнорирует тот факт, что люди могут неправильно понимать и неправильно применять Библию точно так же, как и любое другое средство общения с Богом. Оно также игнорирует тот факт, что сама Библия учит нас ожидать, что Бог будет говорить не по Библии! Диспенсационализм действительно имеет смысл только при отсутствии чудес, что приводит меня к третьей проблеме, связанной со слушанием от Бога…
3. ЭМПЕРИЧЕСКАЯ
Я не был знаком с интимной акустикой Божьего голоса. Помимо Библии, я действительно ожидал, что Он будет общаться только через мою совесть (которая, по сути, была Богом, говорящим «нет» многим вещам) и через то, что мы называли «иметь мир». Идея здесь заключалась в том, что когда вы принимаете хорошее решение, вас наполняет чувство благополучия, но когда вы принимаете плохое, вы полностью теряете это спокойствие.
Для меня это никогда не было хорошим испытанием. Фактически, большинство лучших решений, которые я когда-либо принимал, сопровождались чувством слепого ужаса. В тот вечер, когда я сделал предложение своей жене Сэмми, например, мне совсем не было покоя. Я был совершенно окаменелым. В ночь перед свадьбой мне было ещё хуже. В тот день, когда я начал интернатуру, которая произвела переворот в моих отношениях с Господом, я шел по подъездной дорожке, буквально согнувшись пополам от беспокойства. Моё отсутствие покоя было эпическим. Я мог бы продолжать, но вы поняли суть. Спокойствие — довольно субъективный способ принятия важных решений, особенно если вы такой же замкнутый, как я.
БОГ ГОВОРИТ И СЕГОДНЯ
Это важно, потому что мы часто путаем теологию с психологией. Тот факт, что Бог говорит, является вопросом богословия. Это о природе Бога. В Бытие 1 Он создаёт Вселенную Своим Словом, а в Иоанна 1 мы знакомимся с Иисусом как со Словом Божьим. Наш Бог — великий коммуникатор. Но то, как мы слышим, как Он говорит, является вопросом не богословия, а психологии. Речь идёт о том, как наши нервные каналы научились получать и обрабатывать данные, и это варьируется от человека к человеку.
Один человек действительно может быть переполнен чувством покоя, когда делает предложение своей девушке, в то время как другой может быть крайне напуган. Вероятно, это больше говорит о том, как устроен этот человек, чем о воле Бога для его жизни.
Многие люди изо всех сил пытаются услышать Бога, потому что их научили слушать Его голос способами, которые им трудно или даже невозможно воспринять. Академическое исследование в Соединенных Штатах обнаружило корреляцию между определенными психологическими атрибутами и тем, как переживаются духовные явления. Некоторым типам личности, кажется, просто труднее слышать Божий голос, чем другим. Этому не способствует тот факт, что непропорционально большое количество материалов о том, как слушать Бога, было написано интровертами (представляющими примерно 35 процентов населения), которые по понятным причинам отстаивают своё предпочтение тишины, неподвижности и уединения.
Бесчисленное количество экстравертов изо всех сил пытаются услышать Бога такими интровертными способами и приходят к выводу, что они просто изначально плохи в молитве. Как отчаянно им нужно знать, что столь же возможно и не менее духовно различать голос Божий в общественных местах, с другими людьми и через процессы внешнего взаимодействия. Да, Библия говорит: «Остановитесь и познайте, что Я — Бог» (Пс. 45:11), но также говорит: «воскликнем Богу, твердыне спасения нашего» (Пс. 94:1)!
5 СПОСОБОВ УСЛЫШАТЬ БОГА
1. Библия
Когда дело доходит до слушания Бога, Библия — это язык Его сердца. Ничто из того, что Он говорит каким-либо другим образом или в каком-либо другом контексте, никогда не заменит, не подорвет или не противоречит тому, что Он сказал в Писаниях.
2. Молитва
Как нам перейти от объективного изучения Писаний и слушания Его послания в целом к личному восприятию Слова Божьего в нашей собственной жизни? Самый мощный инструмент, который я когда-либо открывал, и тот, который произвёл революцию в моих личных отношениях с Библией и стал образцом для молитвы, — это древняя традиция lectio divina — медленное, молитвенное чтение Писаний, использующее силу воображения и размышления (см. 24-7prayer.com/resource/lectio-365).
3. Пророчество
Я встречаю много людей, особенно молодых людей, которые устали от того, как пророчество использовалось и зло употреблялось в последние годы. Божий голос, несомненно, был ложно использован скандальными способами. Я понимаю, что вы можете очень настороженно относиться к так называемым пророкам и их «пророчествам». Но, пожалуйста, не отказывайтесь от этого важного и чудесного дара Святого Духа, который, возможно, нужен сейчас больше, чем когда-либо. Вместо этого давайте вернёмся к библейским принципам и приёмам здравого смысла, лежащим в основе правильного использования этого дара.
4. Сны
В библейские времена сны были одним из самых последовательных и действенных способов общения с Богом. Это особенно стоит отметить, потому что это, возможно, один из наименее уважаемых и наименее практикуемых способов слушать Бога сегодня на Западе. Дело в том, что почти каждый главный герой Библии получил от Бога очень важные сны или видения. Некоторые из них были символическими, другие были предупреждениями, а многие были средством конкретного руководства. Главным признаком излияния Духа на всякую плоть в эти последние дни, согласно Иоилю и цитируемому Петром, является не говорение на языках, содрогание или падение на землю, а увеличение количества снов и видений. Если вы наполнены Духом, вы должны ожидать, что Бог будет говорить с вами таким образом.
5. Сообщество, творчество и культура
Нет такого аспекта Божьего творения, через который Он не мог бы и не говорил. Мы должны научиться различать голос Божий во всей жизни, а не только в религиозном контексте. Мы должны научиться более внимательно слушать тех людей, которых игнорирует наша культура, потому что Бог чаще всего говорит через маргиналов — через детей, через бедных, через тех, кто страдает.
Эти способы слышать Божий голос более подробно исследуются в новой книге Пита «Как слышать Бога».
Pete Greig — основатель движения 24/7 Prayer и старший пастор церквей на Эммаус-Роуд в Гилфорде, Уокинге и Олдершоте. Он является автором книги «Как слышать Бога: простое руководство для нормальных людей», из которой была адаптирована эта статья.
|