"Интеллектуальная жизнь - не единственная дорога к Богу и не самая безопасная, но мы находим её дорогой, и она может быть назначенной дорогой для нас. Конечно, так будет только до тех пор, пока мы сохраняем импульс чистым и бескорыстным".
"Я высокий, толстый, довольно лысый, краснолицый, с двойным подбородком, черноволосый, обладаю глубоким голосом и ношу очки для чтения", - писал Клайв Стейплс Льюис своему молодому поклоннику в 1954 году. Если бы знаменитый писатель был склонен обращать внимание на одежду, он мог бы добавить, что его брюки обычно остро нуждались в глажке, пиджаки были изношены и испачканы пятнами от пищи, а ботинки потёрты и изношены на каблуках.
Но "Джек", как его знали друзья К. С. Льюиса, не был озабочен модой. Он был скрупулёзен в точном использовании слов, качестве доказательств, представленных в аргументах, и размерах в стихах. И именно благодаря своим книгам и идеям Оксфордский учёный запомнился как один из величайших христианских писателей двадцатого века.
Вырос в библиотеке
Льюис родился в книжной семье протестантов в Белфасте, Ирландия. Эклектичные в своих читательских вкусах, они покупали и читали "бесконечные" книги. "Книги были в кабинете, книги в столовой, книги в гардеробе, книги (две в глубину) в большом книжном шкафу на лестничной площадке, книги в спальне, книги, сложенные в кучу на чердаке, книги всех видов", - вспоминал Льюис, и ни одна из них не была для него запретной. В дождливые дни — а их было много в Северной Ирландии — он снимал книги с полок и входил в миры, созданные такими авторами, как Конан Дойл, Э. Несбит, Марк Твен и Генри Уодсворт Лонгфелло.
После того как в 1905 году его единственного брата Уоррена отправили в английский пансион, Джек стал несколько замкнутым. Он проводил больше времени в книгах и воображаемом мире "одетых животных" и "рыцарей в доспехах". Но он не только читал книги, он писал и иллюстрировал свои собственные рассказы.
Смерть матери от рака в 1908 году сделала его ещё более замкнутым. Смерть миссис Льюис наступила всего за три месяца до десятого дня рождения Джека, и молодой человек был глубоко ранен её кончиной. Он не только потерял мать, но и отец так и не смог полностью оправиться после её смерти. Оба мальчика чувствовали себя отчуждёнными от отца, и семейная жизнь никогда больше не была тёплой и приятной.
Смерть миссис Льюис убедила юного Джека в том, что Бог, с которым он столкнулся в Библии, которую дала ему мать, был если не жестоким, то, по крайней мере, смутной абстракцией. К 1911 или 1912 году, с дополнительным влиянием духовно неортодоксальной надзирательницы школы-интерната, Льюис отверг христианство и стал признанным атеистом.
Льюис поступил в Оксфорд в 1917 году в качестве студента и никогда не покидал его. Несмотря на перерыв в Первой мировой войне (в которой он был ранен разрывом снаряда), он всегда поддерживал свой дом и друзей в Оксфорде. Его привязанность к Оксфорду была настолько сильна, что, когда он преподавал в Кембридже с 1955 по 1963 год, он возвращался в Оксфорд по выходным, чтобы быть ближе к знакомым местам и любимым друзьям.
В 1919 году Льюис опубликовал свою первую книгу-цикл стихов под названием "Духи в рабстве", который он написал под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1924 году он стал преподавателем философии в Университетском колледже, а в следующем году был избран членом колледжа Магдалины, где преподавал английский язык и литературу. Его второй том стихов, "Даймер", также был опубликован под псевдонимом.
Духовное пробуждение
Продолжая читать, Льюис особенно любил христианского писателя Джорджа Макдональда. Один том, "Phantastes", решительно бросил вызов его атеизму. "То, что он на самом деле сделал со мной, - писал Льюис, - это обратил, даже крестил ... моё воображение". Книги Г. К. Честертона работали почти так же, особенно "Вечный человек", который поднял серьёзные вопросы о материализме молодого интеллектуала.
Пока Макдональд и Честертон будоражили мысли Льюиса, близкий друг Оуэн Барфилд набросился на логику его атеизма. Барфилд перешёл из атеизма в теизм, затем в христианство и часто приставал к Льюису по поводу его материализма. Как и Невилл Когхилл, блестящий сокурсник и друг всей жизни, который, к изумлению Льюиса, был "христианином и убеждённым сверхъестественником".
Вскоре после поступления на английский факультет колледжа Магдалины Льюис познакомился ещё с двумя христианами: Хьюго Дайсоном и Дж. Р. Р. Толкином. Эти люди стали близкими друзьями Льюиса. Он восхищался их блеском и логикой. Вскоре Льюис понял, что большинство его друзей, как и его любимые авторы — Макдональд, Честертон, Джонсон, Спенсер и Мильтон — придерживались христианства.
В 1929 году эти дороги встретились, и К. С. Льюис сдался, признав, что "Бог есть Бог, и преклонил колени и помолился". В течение двух лет неохотно обращённый также перешёл из теизма в христианство и присоединился к Англиканской церкви.
Почти сразу же Льюис двинулся в новом направлении, наиболее ярко проявившемся в его творчестве. Прежние попытки стать поэтом были упразднены. Новый христианин посвятил свой талант и энергию написанию прозы, отражающей его недавно обретённую веру. Через два года после своего обращения Льюис опубликовал "Регресс Пилигрима: аллегорическая апология христианства, разума и романтизма" (1933). Эта небольшая книга открыла 30-летний поток книг по христианской апологетике и ученичеству, которые стали делом всей жизни.
25 христианских книг Льюиса разошлись миллионными тиражами, в том числе "Письма Баламута" (1942), "Просто христианство" (1952), "Хроники Нарнии" (1950-56), "Великий развод" (1946) и "Человек отменяется" (1943), которые Британская энциклопедия включила в свою коллекцию великих книг мира. Но хотя его книги принесли ему всемирную известность, Льюис всегда был прежде всего учёным. Он продолжал писать историю литературы и критику, такие как "Аллегория любви" (1936), считавшаяся классикой в своей области, и "Английская литература шестнадцатого века" (1954).
Несмотря на свои интеллектуальные достижения, он отказался быть высокомерным: "интеллектуальная жизнь - не единственная дорога к Богу и не самая безопасная, но мы находим её дорогой, и она может быть назначенной дорогой для нас. Конечно, так будет только до тех пор, пока мы сохраняем импульс чистым и бескорыстным".
Слава и удача
Проповеди, выступления и выражение своих богословских взглядов по радио по всему Соединённому Королевству укрепили репутацию Льюиса и увеличили продажи его книг. С этими новыми обстоятельствами произошли и другие изменения - не в последнюю очередь заметный рост годового дохода.
На протяжении 1920-х годов Льюис обходился небольшими деньгами. В студенческие годы отец давал ему пособие, и Джек всячески его дополнял. Тем не менее, денег всегда не хватало. А когда молодой академик брал на себя ответственность за семью друга, с финансами всегда было туго, даже с обычной стипендией.
Теперь, когда деньги перестали быть проблемой, Льюис отказался повышать свой уровень жизни и вместо этого основал благотворительный фонд для своих гонораров. Он поддерживал многочисленные обедневшие семьи, платил за образование сирот и бедных семинаристов, вкладывал деньги в десятки благотворительных организаций и церковных служений.
В последнее десятилетие своего земного паломничества в мир Льюиса вторглась американка с двумя детьми. В 1952 году Джой Дэвидман Грэшем, ставшая христианкой благодаря чтению "Великого развода" и "Писем баламута", посетила своего духовного наставника в Англии. Вскоре после этого муж бросил её ради другой женщины, и она переехала в Лондон с двумя мальчиками-подростками, Дэвидом и Дугласом.
Грэшем постепенно впала в финансовые затруднения. Её знакомство с Льюисом привело к тому, что он оплатил обучение Дэвида и Дугласа в школе-интернате. Из благотворительности и общих литературных интересов выросла глубокая дружба, а со временем и любовь. Они поженились в 1956 году.
Джой была на 16 лет младше Льюиса, но это не помешало счастливому браку. Жестокий случай рака, однако, прервал их брак менее чем через четыре года после свадьбы. Она была больна ещё до свадьбы, что он назвал это "браком на смертном одре".
И всё же Джой приносила Льюису счастье. Как он писал одному другу вскоре после их свадьбы: "забавно иметь в 59 лет такое счастье, какое большинство мужчин имеют в свои двадцать ... «Ты сохранил хорошее вино до сих пор»". Писательница сама по себе, её влияние на то, что Джек считал своей лучшей книгой, "Пока у нас есть лица" (1956), было настолько глубоким, что он сказал одному близкому другу, что она на самом деле была её соавтором.
Таким образом, её смерть, как и смерть его матери, нанесла Льюису тяжелый удар. В своём "Наблюдении за горем" он выразил своё горе, гнев и сомнения, которые последовали в течение следующих нескольких лет.
Нападения со стороны друзей
Уважаемый профессор не только женился в конце жизни, но и женился на американке, которая была одновременно еврейкой, разведённой, бывшей коммунисткой и лично нервной. Короче говоря, большинству друзей и знакомых брак Льюиса не пришёлся по душе.
Льюиса задело неодобрение друзей и коллег, но для него это было отнюдь не ново. Хотя Льюису нравились еженедельные встречи с коллегами-Инклингами (интеллектуалами и писателями, регулярно встречавшимися для обмена идеями) и огромные успехи его книг, он часто подвергался нападкам за свой решительно христианский образ жизни. Даже близкие друзья-христиане, такие как Оуэн Барфилд и Дж. Р. Р. Толкин, открыто не одобряли проповеди и письма Льюиса.
На самом деле "христианские" книги Льюиса вызывали столько неодобрения, что его не раз не допускали на профессорскую должность в Оксфорде, причём почести достались людям с меньшей репутацией. Именно колледж Магдалины Кембриджского университета в 1955 году удостоил Льюиса кафедры и тем самым признал его оригинальный и важный вклад в английскую литературную историю и критику.
Категория: История |
Просмотров: 1189 |
Добавил: Sergey
| Рейтинг: 5.0/6 |
| ИСТОЧНИК |