Политик-антирабовладелец
|
В конце 1700-х годов, когда Уильям Уилберфорс был подростком, английские торговцы совершали набеги на африканское побережье Гвинейского залива, захватывали от 35 000 до 50 000 африканцев в год, переправляли их через Атлантику и продавали в рабство. Это был прибыльный бизнес, от которого зависели многие влиятельные люди. Один публицист Вест-индской торговли писал: "Невозможность обойтись без рабов в Вест-Индии всегда будет препятствовать прекращению этой торговли. Таким образом, необходимость, абсолютная необходимость продолжать это, должна, поскольку нет другого, быть оправданием этому".
К концу 1700-х годов экономика рабства настолько укоренилась, что лишь горстка людей считала, что с этим можно что-то сделать. В эту горстку входил и Уильям Уилберфорс.
Обретение цели
Это удивило бы тех, кто знал Уилберфорса в молодости. Он вырос в окружении богатства. Он был уроженцем Халла и получил образование в колледже Святого Иоанна в Кембридже. Но он не был серьёзным студентом. Позже он размышлял: "Столько же усилий было приложено, чтобы сделать меня праздным, сколько когда-либо было приложено, чтобы сделать меня прилежным". Сосед по Кембриджу добавил: "Когда он [Уилберфорс] возвращался поздно вечером в свои комнаты, он приглашал меня присоединиться к нему ... Он был таким обаятельным и забавным, что я часто просиживал с ним полночи, что сильно вредило моему посещению лекций на следующий день".
Тем не менее Уилберфорс имел политические амбиции и благодаря своим связям сумел выиграть выборы в парламент в 1780 году, где у него завязалась прочная дружба с Уильямом Питтом, будущим премьер-министром. Но позже он признался: "Первые годы в парламенте я ничего не делал — ничего не делал с какой-либо целью. Моё собственное отличие было моим любимым объектом".
Но он начал глубоко задумываться о своей жизни, что привело к периоду сильной печали. "Я уверен, что ни одно человеческое существо не могло страдать больше, чем я в течение нескольких месяцев", - писал он позже. Его неестественное уныние рассеялось на Пасху 1786 года "среди общего хора, которым вся природа, кажется, в такое утро наполняет песнь хвалы и благодарения." Он пережил духовное возрождение.
Он воздерживался от алкоголя и практиковал строгий самоанализ, как и подобает, по его мнению, "серьёзному" христианину. Он ненавидел общение, которое сопровождалось политикой. Его беспокоили "искушения за столом", бесконечные званые обеды, которые, по его мнению, были полны тщетных и бесполезных разговоров: "[Они] лишают меня всякой полезной цели в жизни, тратят моё время, ухудшают моё здоровье, наполняют мой разум мыслями о сопротивлении до и самоосуждение после".
Он начал видеть цель своей жизни: "Моя прогулка - общество", - написал он в своём дневнике. - Моё дело в мире, и я должен участвовать в собраниях людей или покинуть пост, который, по-видимому, назначил мне Провидение".
В частности, его внимание привлекли две причины. Во-первых, под влиянием Томаса Кларксона он увлекся проблемой рабства. Позже он писал: "Так огромна, так ужасна, так непоправима была порочность торговли, что моё собственное мнение было полностью принято за отмену. Пусть последствия будут такими, какими они были бы: с этого времени я решил, что никогда не успокоюсь, пока не добьюсь его отмены".
Уилберфорс поначалу был настроен оптимистично, даже наивно. У него не было "никаких сомнений" в своих шансах на быстрый успех. Еще в 1789 году ему и Кларксону удалось принять 12 резолюций против работорговли — только для того, чтобы их перехитрили по тонким юридическим вопросам. Путь к отмене был заблокирован корыстными интересами, парламентским флибустьерством, укоренившимся фанатизмом, международной политикой, волнениями рабов, личными болезнями и политическим страхом. Другие законопроекты, внесенные Уилберфорсом, были отклонены в 1791, 1792, 1793, 1797, 1798, 1799, 1804, и 1805 годах.
Когда стало ясно, что Уилберфорс не собирается позволить этому вопросу умереть, силы, выступающие за рабство, нацелились на него. Его поносили; противники говорили о "проклятой доктрине Уилберфорса и его лицемерных союзниках". Оппозиция стала настолько ожесточенной, что один из друзей боялся, что однажды он прочитает о том, как Уилберфорса "газировали [жарили] индийские плантаторы, жарили на гриле африканские торговцы и ели гвинейские капитаны".
Премьер-министр филантропии
Рабство было только одной причиной, которая возбуждала страсти Уилберфорса. Его вторым великим призванием было "реформирование нравов", то есть морали. В начале 1787 года он задумал общество, которое будет работать, как говорилось в королевской прокламации, "для поощрения благочестия и добродетели, а также для предотвращения порока, сквернословия и безнравственности". В конце концов он стал известен как “Общество по подавлению порока”.
На самом деле Уилберфорс, прозванный "премьер-министром кабинета филантропов", одно время активно поддерживал 69 благотворительных организаций. Он раздавал четверть своего годового дохода бедным. Он сражался от имени трубочистов, матерей-одиночек, воскресных школ, сирот и несовершеннолетних преступников. Он помог основать такие группы как “Общество по улучшению положения бедных”, “Церковное миссионерское общество”, “Британское и иностранное Библейское общество” и “Общество борьбы с рабством”.
В 1797 году он поселился в Клэпхеме, где стал видным членом "Секты Клэпхема" - группы набожных христиан, пользующихся влиянием в правительстве и бизнесе. В том же году он написал "Практический взгляд на господствующую религиозную систему исповедуемых христиан" — язвительную критику комфортного христианства, ставшую бестселлером.
И всё это несмотря на то, что слабое здоровье мучило его всю жизнь, иногда неделями приковывая к постели. В один из таких случаев, когда ему было под тридцать, он писал: "[Я] всё ещё узник, совершенно не способный даже к такому маленькому делу, которым я сейчас занимаюсь: добавьте к этому, что мои глаза настолько плохи, что я едва могу видеть, как направлять моё перо".
Он пережил этот и другие приступы изнурительной болезни с помощью опиума, нового в то время наркотика, последствия которого были еще неизвестны. Уилберфорс вскоре стал зависимым, хотя галлюцинаторные способности опиума приводили его в ужас, а депрессии, которые он вызывал, временами практически калечили его.
Однако, будучи здоровым, он был настойчивым и эффективным политиком, отчасти благодаря своему природному обаянию, а отчасти благодаря своему красноречию. Его усилия по борьбе с рабством наконец принесли плоды в 1807 году: парламент отменил работорговлю в Британской империи. Затем он работал над тем, чтобы обеспечить соблюдение законов о работорговле и, наконец, чтобы рабство в Британской империи было отменено. Здоровье Уилберфорса помешало ему возглавить последнее обвинение, хотя за три дня до смерти он услышал, что окончательное принятие законопроекта об эмансипации было обеспечено в комитете.
Хотя некоторые историки утверждают, что Томас Кларксон и другие были столь же важны в борьбе против рабства, Уилберфорс в любом случае сыграл ключевую роль, как выразился историк Г. М. Тревельян, "в одном из поворотных событий в истории мира".
|