Главная | Регистрация | Вход
Приветствую Вас Гость
             
Thomas Cranmer
Гений, стоящий за англиканством
Томас Кранмер, сидя в оксфордской камере за простым деревянным столом, утомлённый месяцами судебных разбирательств, допросов и тюремного заключения, пытался осмыслить свою жизнь. Перед ним лежала речь, которую он должен был произнести на следующее утро, речь, в которой отвергались его труды, отрицавшие католическое учение.

Также перед ним была ещё одна речь, в которой он объявил папу "врагом Христа и антихристом".

Кранмера часто обвиняли в том, что он колеблется, если не лицемерит, но решение, которое он принял на следующее утро — так же, как и его самый известный и продолжительный труд "Книга общей молитвы" — решило вопрос о том, где он действительно стоял в Реформации.

От учёного до общественного деятеля

Кранмер родился 66 лет до этого в Аслактоне, Ноттингемшир. Он учился в Кембридже, стал членом колледжа Иисуса в 1510 году и был рукоположен в сан священника. Он с головой ушёл в учёбу, став выдающимся теологом, человеком огромной, хотя и не оригинальной учёности. Примерно в 1520 году он начал присоединяться к другим учёным, которые регулярно встречались, чтобы обсудить теологическое восстание Лютера на Континенте.

Реформаторские наклонности Кранмера оставались чисто академическими, пока он не был втянут в политику того времени. В августе 1529 года король Генрих VIII случайно оказался в районе, который посещал Кранмер, и в итоге он беседовал с королём. Генрих пытался придумать, как развестись со своей первой женой, Екатериной Арагонской, чтобы жениться на своей новой любви, Анне Болейн. Король, впечатлённый рассуждениями Кранмера, приказал Кранмеру написать трактат, подтверждающий право короля на развод, а затем сделал Кранмера одним из своих европейских послов.

В этом качестве Кранмер совершил поездку в Германию, где познакомился с лютеранским реформатором Андреасом Осиандером и племянницей Осиандера Маргарет. Реформатская теология Осиандра и его племянница так понравились Кранмеру, что, несмотря на приказ своего священника, он женился на ней в 1532 году. Однако из-за сложной политической ситуации в Англии он долгие годы держал свой брак в секрете.

В августе 1532 года престарелый архиепископ Кентерберийский умер, и к марту следующего года Кранмер был посвящён в сан нового архиепископа. Кранмер немедленно объявил брак короля с Екатериной Арагонской недействительным с самого начала; затем он объявил действительным брак с Анной Болейн (который тайно состоялся в январе).

Кранмер верил в королевский абсолютизм, в то, что его главная обязанность - повиноваться королю, избранному Богом, руководить своей нацией и церковью. Снова и снова в трудное царствование Генриха Кранмеру приказывали поддерживать религиозную политику, которую он лично не одобрял, и он всегда подчинялся королю.

В 1536 году его убедили довольно сомнительные доказательства того, что Анна совершила прелюбодеяние, и он признал брак недействительным. В 1540 году он постановил, что предложенный Генрихом брак с Анной Клевской был законным, и когда Генрих шесть месяцев спустя подал на развод, Кранмер одобрил его на том основании, что первоначальный брак был незаконным!

Но Кранмер не был лакеем. Снова и снова Кранмер единственный из всех советников Генриха умолял сохранить жизнь людям, которые попали в немилость короля, таким как сэр Томас Мор, Анна Болейн и Томас Кромвель. Он даже публично выступил против Шести статей Генриха, призванных вернуть страну в католическое русло. Но когда Шесть статей были одобрены парламентом, он согласился с политикой короля.

Со своей стороны, Генри вступился за Кранмера, когда придворная политика угрожала положению и жизни Кранмера. И это был Кранмер, о котором Генри просил на смертном одре.
1453 Падение Константинополя; конец Восточной Римской империи
1456 Гутенберг выпускает первую печатную Библию
1479 Учреждение испанской инквизиции
1489 Томас Кранмер родился
1556 Томас Кранмер умирает
1563 Первый текст “Тридцати девяти статей” опубликован


Реформы и развороты

С восшествием на престол Эдуарда VI в 1547 году пришло время Кранмера. Опекун молодого короля, Эдвард Сеймур, герцог Сомерсетский (и его преемник, герцог Нортумберлендский), начал делать Англиканскую церковь решительно протестантской.

Кранмер взял на себя главную роль в руководстве доктринальными вопросами. В 1547 году он опубликовал свою Книгу проповедей, которая требовала от духовенства проповедовать проповеди, подчеркивающие реформатскую доктрину. Он написал первую Книгу общей молитвы, только умеренно протестантскую, в 1549 году, за которой в 1552 году последовала вторая, более явно протестантская. Кранмер также выпустил Сорок две статьи (1553), набор доктринальных положений, которые продвинули Англиканскую церковь ещё дальше в реформатском, кальвинистском направлении.

Эти документы стали критическими для формирования англиканства, как и Книга общей молитвы (КОМ), хотя и пересматривались на протяжении многих лет, они всё ещё сохраняет отличительную печать Кранмера и используются миллионами англиканцев по всему миру. КОМ содержит некоторые из самых известных молитв в христианском мире, в том числе:

"Благословенный Господь, который повелел, чтобы все Священные Писания были написаны для нашего обучения; даруй, чтобы мы могли так мудро слушать их, читать, отмечать, изучать и внутренне переваривать их, чтобы терпением и утешением Твоего святого Слова мы могли принять и всегда крепко держаться благословенной надежды на вечную жизнь, которую Ты дал нам в нашем Спасителе Иисусе Христе. Аминь".

После смерти Эдуарда VI в 1553 году Кранмер поддержал протестантскую леди Джейн Грей (внучатую племянницу Генриха VIII) в качестве нового государя. Но леди Джейн Грей была свергнута в течение девяти дней, и Мария (набожная католическая дочь Генриха от Екатерины Арагонской) с триумфом вошла в Лондон.

Парламент немедленно отменил акты Генриха VIII и Эдуарда VI и вновь ввёл законы о ереси. Правительство Марии начало безжалостную кампанию против протестантов. Кранмер был обвинён в государственной измене и заключён в тюрьму в ноябре 1553 года. Проведя почти два года в тюрьме, Кранмер подвёргся долгому и утомительному судебному разбирательству. Предрешенный вердикт был вынесен в феврале 1556 года, и в ходе церемонии, тщательно разработанной для унижения, Кранмер был отстранен от своих епископских и священнических должностей и передан на сожжение на костре.

Усталый и подавленный Кранмер, надеясь избежать костра, был убеждён, что он должен подчиниться даже католическому монарху и отречься от Реформации. Он подписал документ, в котором говорилось: "Я исповедую и верю в единую, святую, католическую видимую церковь; я признаю её верховным главой на земле епископа Рима, папу и викария Христа, которому обязаны подчиняться все верующие".

Тем не менее правительство считало, что Кранмер должен быть наказан за тот хаос, который он учинил. Его все равно сожгут на костре — после того, как он ещё раз исповедует свою католическую веру.

В день казни Кранмера привели в церковь, и когда настала его очередь говорить, он достал лист бумаги и начал читать. Он поблагодарил людей за их молитвы, а затем сказал: "Я пришёл к великому делу, которое беспокоит мою совесть больше, чем что-либо другое, что я когда-либо говорил или делал в своей жизни". Ссылаясь на отречения, которые он подписал, он выпалил: "Все такие законопроекты, которые я написал или подписал своей собственной рукой, не соответствуют действительности".

По собравшимся пробежал громкий ропот, но Кранмер продолжил: "Что касается папы, я отвергаю его как врага Христа и антихриста со всей его ложной доктриной. А что касается причастия…"

Кранмера немедленно стащили со сцены и поволокли к столбу. Огонь был разожжён, и пламя быстро взметнулось вверх. Кранмер протянул правую руку в пламя и, держа её там, сказал: "Эта рука соблазнила". Только один раз он вытащил её, чтобы вытереть лицо, а затем вернул, пока не сгорел, молясь: "Господи Иисусе, прими дух Мой!" - он умер.

В течение двух лет Елизавета I взошла на английский престол и вернула церковь в протестантское русло, пересмотрев 42 статьи Кранмера на 39 и приняв его Книгу общей молитвы в качестве руководства для поклонения. Сегодня англиканство является выражением веры для 51 миллиона человек во всем мире.

Категория: История | Просмотров: 522 | Добавил: Sergey | Рейтинг: 5.0/1 | | ИСТОЧНИК |
Всего комментариев: 0
Похожие материалы: Новые материалы:
Теги: Реформация, политика, убийство, католицизм, англиканство, англия
         
     
Книги [2418]
Видео [982]
Аудио [326]
Статьи [2571]
Разное [630]
Библия [299]
Израиль [301]
Новости [574]
История [710]
Картинки [383]
MorningStar [1230]
Популярное [198]
Пророчества [1155]
Пробуждение [398]
Прославление [868]
Миссионерство [324]
It's Supernatural! [748]
Сколько материалов в день лучше всего?
Всего ответов: 43
500

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0


Top.Mail.Ru

Copyright ИЗЛИЯНИЕ.ru © 2008 - 2024