Задумывались ли вы, почему движения Божьи называются “излияниями”, а не “низ-лияниями”? Существует концепция, продвигаемая некоторыми — даже некоторыми церковными историками, — согласно которой каждое истинное Божье движение, возрождение или пробуждение должно быть совершено суверенно Богом и не затронуто человеческими руками. Однако точно так же, как поиск "нулевого пациента" пандемии имеет решающее значение для понимания пандемии, у каждого Божьего движения также есть "нулевой пациент" - человек, с которого начинается и распространяется это движение. Над этим человеком может быть властная рука Бога, поскольку Бог всегда использует людей для выполнения Своей работы на земле. Распознание первого семени пробуждения или движения Божьего имеет решающее значение для понимания природы и вероятного воздействия этого движения.
Каждое Божье действие начинается в сердце одного из Его людей, который передаёт его другим, и они становятся заразными. В этот момент оно может стать вирусным. Нам необходимо подчеркнуть, что вы не сможете увидеть семена, которые станут движением Божьим, пока они не проявятся в сердцах Божьего народа. Сердца Божьего народа - это носители, и Он выбирает определённых людей для этого по разным причинам, которые мы должны понять. Каждое Божье движение в Писании и истории было результатом сотрудничества между Богом и людьми. Возможно, именно поэтому Святой Дух назван “Помощником”, а не “Деятелем”.
Конечно, каждое Божье движение должно быть начато единолично Богом, точно так же, как семя, из которого должен был вырасти Иисус, было единолично посажено Святым Духом. Но даже в этом случае Ему нужен был человек, который носил бы это семя и дал Ему жизнь. Какие семена были посеяны в нас Святым Духом? Какие божественные семена прорастают в сердцах Божьего народа сегодня? Чем они могут стать?
Изучая историю церкви более пятидесяти лет, я заметил, что разнообразие семян, посеянных Святым Духом, кажется бесконечным. Каждое из них уникально, идеально подходит для своего времени, особенно если рассматривать его в историческом контексте. Они подобны ручьям, которые, соединяясь, становятся полноводными реками. В конечном счёте, они вливаются в морскую массу человечества.
Несмотря на то, что я тщательно изучал Божьи движения, я знаю и вижу их лишь частично. Каждая река имеет свой собственный уровень рН, питательных веществ и токсинов, которые по-разному влияют на море. Каждая из них способствует оздоровлению моря или делает его ещё более нездоровым, если показатели токсинов зашкаливают. Многие из этих рек, протекавших на протяжении всей истории, похоже, вот-вот впадут в море одновременно.
Токсины подобны плевелам, которые, по словам Иисуса, будут посеяны среди пшеницы (см. Матфея 13). Похоже, что это происходило с каждым Божьим движением. Его мудрость заключается в том, чтобы позволить пшенице и плевелам расти вместе до сбора урожая в конце века. Когда все семена созреют, будет легко определить их природу. Плевелы - это поддельные зёрна пшеницы; они выглядят как настоящие, но вредны. Когда семена созреют, пшеница склонится, как бы становясь смиреннее, в то время как плевелы останутся стоять вертикально, символизируя гордыню. В последнем движении Бога различие между смиренными и гордыми станет чётким. Господь уже подготовил ангелов, которые соберут плевелы и сожгут их, чтобы последний урожай был очищен от них, позволяя тому, что впадает в море человечества, быть чистым.
Господь создал землю как фильтр. При наличии достаточного количества времени земля сама выделит большинство токсинов и загрязнений, нейтрализует их и очистит себя. Однако были времена, когда загрязняющие вещества не позволяли земле справляться с ними, как, например, сейчас, когда мы сталкиваемся с пластиковым загрязнением.
Защитники окружающей среды проявляют крайнюю склонность “кричать во всё горло” и приписывать каждый шторм, пожар или погодные явления изменению климата, хотя подобные события происходили с начала истории человечества. Это сделало многих людей глухими к предупреждениям защитников окружающей среды практически по любому поводу. Это прискорбно, поскольку они многое сделали для спасения наших рек и экосистем от разрушения неосторожными или жадными людьми. Мы знаем, что Господу не нравится небрежное обращение с этой землей, поскольку в Откровении 11:18 говорится, что Он собирается “погубить губивших землю”.
В Иоанна 3:16 говорится, что “так возлюбил Бог мир”, а не только людей. Он послал Своего Сына спасти мир, а не только людей. Возможно, Он любит людей больше, чем воробьёв, но и воробьёв Он тоже любит. Поклоняться творению вместо Творца - серьёзное извращение, но если мы действительно любим Творца, мы будем любить и Его творение тоже.
То, что происходит в природе, соответствует тому, что происходит на земле в духовном плане. Бог использует сердца Своего народа, наше “сокровенное существо”, чтобы нести семена того, что Он хочет принести на землю, потому что именно из сердец текут живые воды. Это контрастирует со смертоносными водами загрязнённых, токсичных рек, которые обычно имеют поверхностные или эгоистичные цели.
Бог и Америка
Америку коснулись два Великих Возрождения и ряд более мелких. Первое Великое возрождение было самым впечатляющим, изменив духовную ДНК как страны и определив путь в истории как боголюбивой, богобоязненной и стремящейся к Богу страны. Второе Великое возрождение укрепило то, что было заложено в ходе первого, и противостояло некоторым из наихудших противоречий и лицемерия, таким как рабство, но не смогло искоренить их. Каким будет результат грядущего Возрождения? Если мы будем знать это, то сможем лучше подготовиться к этому и работать с этим, вместо того чтобы вставать у него на пути.
Сначала давайте вкратце рассмотрим ещё несколько различий между возрождениями (awakenings) и другими движениями Бога (moves of God) и пробуждениями (revivals). Некоторые историки утверждают, что пробуждение не является реальным, если оно не преобразует общество, но на самом деле цель пробуждения не в этом. Пробуждение — это пробуждение к жизни или воскрешение того, что было живым, но умерло, - церкви. Тогда церковь преобразит общество, став солью и светом, которыми оно призвано быть. Возрождения длились гораздо дольше, чем любые другие пробуждения, они продолжались десятилетиями, а не неделями или месяцами, как длится большинство пробуждений. Возрождения привели к фундаментальным преобразованиям в обществе в целом, а не только в церкви.
Понимание того, что Господь делает в этом веке, начинается с понимания Его основной цели на этот век. Он мог бы взять власть над землей сразу после Своего воскресения, но не сделал этого. Он использует нынешнее состояние земли, чтобы призвать людей, которые будут любить Его и служить Ему превыше всего — тех, кто выстоит и одержит победу над нынешним злым веком, который противоречит Богу практически во всех отношениях, — и останется верным, даже если это потребует их жизней. Как часто говорится, эта эпоха - это “подготовка к правлению” для тех, кто призван возглавить народы в грядущую эпоху, чтобы восстановить правильные отношения земли с Господом и друг с другом, пока земля не вернется в изначальный рай, для которого она была создана.
Также главной целью движений Божьих является преобразование общества таким образом, чтобы оно лучше соответствовало Господу и Его Царству, чтобы подготовить путь для пришествия Царства Божьего в конце этого века. Те, кто любит Господа и повинуется Ему, являются солью и светом, помогающими обществу лучше соответствовать Богу. Тем не менее, библейское пророчество объясняет, что мир будет становиться всё темнее по мере приближения конца века, но слава Господа явится Его народу в это время, пока, в конечном счёте, народы не обратятся к свету и к Господу. В конце концов, все разрушительные тенденции человека будут остановлены Господом, чтобы уберечь нас от самоуничтожения.
Для тех, кто видит, что свет становится ярче до конца этого века, библейские пророчества подтверждают это, наряду с усиливающейся тьмой. В этом нет противоречия. И свет, и тьма будут усиливаться одновременно, что приведёт к окончательному столкновению между ними, пока свет не возобладает (Исаия 60:1-3). Вот почему в некоторых пророчествах конец этого века называется “великим и ужасным днём Господним”. Для одних он будет великим, а для других ужасным.
Закон против Духа
Америка стала примером того, как сосредоточение внимания на политике и земном управлении может привести к тому, что страна столкнётся с неумелостью, неразберихой и коррупцией. Нашим ответом на проблему должно быть её решение, а не просто принятие другого закона, который, по нашему мнению, избавит нас от повторения этой проблемы. Законы могут быть необходимыми, но контрпродуктивными, если мы зависим от них вместо того, чтобы менять людей.
Многие проблемы автоматически решаются, когда Божий народ смиряется, молится, ищет Его лица и отворачивается от своих порочных путей, как сказано в 2 Паралипоменон 7:14. Законничество не исправит неправедность или несправедливость. Только законники и те, кто считает земные правительства своей главной надеждой, в первую очередь обращаются к законам для решения проблемы.
Как однажды сказал Мартин Лютер, “Духовные люди не нуждаются в законах, а бездуховные не могут их соблюдать”. Некоторые законы необходимы, чтобы контролировать беззаконие, но лучше, когда тобой управляет сердце, настроенное на Бога и преданное истине, праведности и правосудию, чем когда тобой управляют законы или страх наказания. Апостол Павел обращается к этому в 1 Тимофею 1:8-11:
А мы знаем, что закон добр, если кто законно употребляет его, зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных, для оскорбителей отца и матери, для человекоубийц, для блудников, мужеложников, человекохищников, (клеветников, скотоложников,) лжецов, клятвопреступников, и для всего, что противно здравому учению, по славному благовестию блаженного Бога, которое мне вверено.
В Библии и истории есть примеры того, как люди, группы и даже страны настолько изменяются по воле Божьей, что становятся менее зависимыми от законов и человеческого правления. Одним из ярких примеров этого является граф Людвиг фон Цинцендорф, человек, которого Уильям Кэри назвал истинным отцом современных миссий.
Граф Цинцендорф заседал при дворе одной из самых могущественных империй в мире, но посчитал более важным быть пастором маленькой церкви. Считается, что он был первым посвящённым дворянином и доказал свою веру в то, что влияние на вечные цели нескольких десятков людей может быть важнее, чем создание законов и правительств, что несколько человек, сосредоточенных на вечных целях Бога, могут повлиять на множество людей больше, чем любое правительство.
Наша склонность думать о естественном в первую очередь, скорее всего, заставляет нас думать, что он мог бы принести гораздо больше пользы, оставаясь при дворе императора. Давайте рассмотрим, чего он достиг, сосредоточившись на помощи небольшой общине моравских верующих в своём поместье в Херрнхуте, Германия. Он не только преобразовал христианские миссии таким образом, что Евангелие стало проповедоваться во многих странах мира, что привело к миллионам искуплений и последователей Христа, но и его ученики оказали значительное влияние практически на все крупные центры общественного влияния по всему миру, включая правительства.
Тем не менее, некоторые из тех, на кого Цинцендорф оказал влияние, такие как Уильям Уилберфорс, считали, что их призвание - работать в правительстве. Будучи членом парламента, Уилберфорс десятилетиями неустанно работал над искоренением рабства по всей Британской империи. Большинство людей считали это невозможным и глупым начинанием, но оно было осуществлено всего через несколько часов после смерти Уилберфорса. Затем сама идея стала непреодолимой силой, пока не была реализована во всей западной цивилизации. Его история прославлена как отличный пример того, чего могут достичь неослабевающая сосредоточенность и настойчивость.
Каким бы удивительным ни было искоренение рабства, это не было самым выдающимся достижением Уилберфорса. Когда он вошёл в парламент, моральный уровень Британской империи был на небывало низком уровне, даже хуже, чем в современной Америке. По оценкам, треть лондонских женщин занимались проституцией, уровень алкоголизма, возможно, достигал 75%, и люди участвовали в разврате. Уилберфорс приложил все усилия к тому, чтобы изменить существующую в обществе безнравственность. Он был настолько успешен, что два последующих поколения британцев стали известны своей нравственностью. Это называлось викторианской эпохой.
Королева Виктория, казалось, не имела никакого отношения к этим самым драматическим переменам в Британии, поскольку это было решение Бога, а не правительства, изменившее британское общество. Такие выдающиеся личности, как Уилберфорс, Исаак Ньютон и другие того времени, стали примером того, к чему может привести верность Богу.
Оказывать такое влияние на общество - это, безусловно, благородная цель, но мы вряд ли достигнем её, если это затмит наше высшее призвание: любить Бога, следовать за Ним, исполнять Его волю (а не свою собственную) и во всём стремиться к Его Царству.
Хотя мы восхищаемся плодами жизни Уилберфорса — как и следовало ожидать, — в основном он был вознаграждён насмешками и надругательством и умер за несколько часов до того, как подписанный им закон стал законом страны. Возможно, он не дожил до того, чтобы увидеть конец рабства или насладиться великим изменением нравов, миром и процветанием, которые оно принесло, но мы можем быть уверены, что его награда на небесах будет больше, чем любые награды или почести, которые он мог бы получить в этой жизни.
Мы должны делать то, к чему призваны, потому что любим Господа и Его пути. Однажды у меня было видение о человеке, который с великой преданностью поклонялся Богу. К нему начало собираться много людей. Затем он повернулся, чтобы обратить внимание на людей, и они начали разбегаться от него, пока он не повернулся обратно с искренней преданностью Господу. Как говорится, “Главное - сохранить главное главным”.
Царя Давида называли “человеком по сердцу самого Бога”. Возможно, он стал величайшим царём, когда-либо правившим, благодаря Своей любви к Господу. Но когда он пересчитал людей, показывая, что начинает получать поддержку от того, сколько у него было людей, а не от своих отношений с Господом, он и люди заплатили ужасную цену.
Зависим ли наш успех от того, сколько людей следуют за нами, сколько собраний или служений у нас в организации, или от похвалы людей? Когда люди попытались сделать Иисуса царём, Он убежал в горы. Если народ сделает нас царями, то кто тогда будет править? Иисус не позволил бы народу провозгласить Его царём, потому что Его власть исходила свыше, а не от людей.
Когда царь Саул увидел, что народ рассеивается, а враги собираются, он поддался давлению и совершил жертвоприношение, с которым ему было велено повременить. Очевидно, Саул боялся народа и врагов больше, чем Господа, поэтому в тот же день он потерял царство. Возможно, народ и признавал его царём ещё несколько лет, но небеса больше не признавали его.
Великое движение Божье совершалось на нашей земле в течение многих лет, и настанет момент, когда мы все поймём, что оно уже здесь. В то же время все большая тьма окутывает землю и людей, как и было сказано в Исаии 60:1-2. Итак, мы знаем, что слава, которая явится народу Божьему, близка, и народы придут к славе, как сказано в стихе 3 из этой главы. Теперь мы должны твёрдо уяснить себе, что народы приходят не из-за нас, а ради славы Господней. Поиск Его славы должен быть нашей главной целью.