Когда мы читаем Послание к Евреям 5:7-9, мы остро осознаём эмоции Иисуса, Его “сильные вопли и слёзы”, и мы ценим этот взгляд на человеческую природу Иисуса. Но этот отрывок задевает наши чувства, когда мы читаем, что Иисус “навык/научился послушанию”. Разве Христос уже не был послушным, когда воплотился? Было ли что-то, чему должен был научиться Сын Божий? Может ли Бог научиться? Можем ли мы придерживаться ортодоксального взгляда на божественность Христа и всё же принимать это место Писания?
В контексте этого отрывка речь идёт о первосвященничестве Иисуса. Сразу после описания возвышенного характера этого призвания автор переходит к характеристикам Христа. Главное качество истинного священника заключается в том, что Он должен повиноваться Богу. Иисус был послушен Богу. Затем автор разъясняет, что послушанию обучались в контексте страданий.
Приведенный здесь пример страданий, по-видимому, относится к Гефсимании; это единственный известный нам случай, когда Иисус интенсивно молился перед лицом смерти. Автор описывает не безмятежного Иисуса, спокойно стоящего перед крестом, а скорее глубоко огорчённого Иисуса, громко молящегося Своему Отцу. Это само по себе показывает по-настоящему смятённого человека, а не индивидуума, который преуменьшает крест, потому что знает, что всё обойдётся хорошо. Что интересно, однако, так это то, что Бог спас Его от смерти не из-за интенсивности молитвы, а из-за Его благоговения или набожности (что в NIV переводится как “благоговейное подчинение”. В некоторых переводах предпочтительнее “Он был услышан [избавлен, освобождён] от Своего страха”. Это имеет веские основания для использования греческого термина в греческом Ветхом Завете, но учитывая, что (1) автор Послания к Евреям является грамотным человеком и (2) классическая греческая литература использует греческий термин, используемый здесь для обозначения “благочестия”, и (3) контекст этого стиха, значение, используемое здесь, более вероятно). То есть, даже в самой сложной ситуации Иисус сохранял благоговейное подчинение Богу. И Его молитвы были услышаны, но не в том смысле, что Он не умер, поскольку послание к Евреям прекрасно осведомлено о смерти Христа, а в том смысле, что Он был “избавлен от смерти” (буквальный перевод, который подчеркивает смысл) или воскрес из мёртвых.
Таким образом, эта информация даёт нам представление о том, что значит научиться послушанию и стать совершенным. Послушание, которому научился Иисус, было послушанием в страданиях. Одно дело повиноваться, когда нет сопротивления, и совсем другое - повиноваться, когда само это послушание причиняет тебе боль. Только в Своей земной жизни Он пострадал за Своё послушание. Другими словами, есть некоторые вещи, которые даже Бог может пережить, только став человеком со всеми нашими человеческими ограничениями. [Это похоже на разницу между тем, как мы переживаем ураган с помощью компьютерной модели, и тем, как мы переживаем настоящий ураган. Первое может дать человеку потрясающее представление об урагане, возможно, гораздо лучшее, чем смог бы получить человек, оказавшийся в эпицентре бури, но именно второй тип опыта позволяет сопереживать ужасу тех, кто переживает шторм]. Покорность перед лицом страдания - одна из них. Это, в свою очередь, привело Иисуса к совершенству, которое имеет смысл как “зрелость” или “самореализация”. То есть, благодаря послушанию перед лицом сильных страданий Иисус смог завершить Свою миссию, а именно стать источником или основой вечного спасения (а не временного избавления) для тех, кто, в свою очередь, повинуется Ему. Эта завершенная миссия является основой для Его нынешнего первосвященства.
Таким образом, весь этот отрывок посвящен послушанию перед лицом страданий. Иисус был Сыном, наследником всего сущего и превознесённым над ангелами (Евр. 1). Но, как хороший Сын, Иисус подчинился воле Отца. Божья воля для Него включала в себя сильные страдания, и всё же Он повиновался до конца. В результате Он был навечно избавлен от смерти и теперь навечно является первосвященником. Верующие, к которым обращается Послание к Евреям, испытывают страдания, хотя до сих пор никто не умер (Евр. 12:4). Они, подобно Иисусу, также обретут вечное спасение благодаря послушанию до конца, послушанию Христу.
Таким образом, Иисус действительно учится, хотя это не теоретическое учение, а практическое познание того, что значит повиноваться перед лицом сильных страданий. Он также совершенствуется благодаря этому послушанию, совершенствуется в смысле завершения Своей работы Спасителя, что на самом деле делает Его таким, каким Он был по Божьему объявлению. Любая Христология, в которой есть место подлинной человечности, должна также иметь место для такого обучения (с “сильными воплями и слезами”) и такого совершенствования. Более того, именно такой Христос достоин доверия, когда мы сами сталкиваемся со страданиями.
Смотрите также комментарий к Евреям 2:10.

Hard Sayings of the Bible