Кажется, что речь здесь прямолинейна и ясна. Но на самом ли деле Павел имел ввиду то, что мы думаем? И если он имел это ввиду, то является ли это инструкцией для повсеместного применения, без учета исторического контекста и обстоятельств?
Это место из 1 Тимофея 2:13-15 является ключевым во всё продолжающемся споре о месте и роли женщин в церкви, доме и обществе. Ответы на эти вопросы являются весьма критическими.
Этот отрывок сложен еще по другой причине, а именно по эмоциональной, основанной на опыте, причине. Как мужчина я уверен, что я не могу уловить то воздействие, которое это апостольское слово должно иметь на женщин. Но, определяя такое ограничение, я всё же могу понять какой ущерб по самооценке и чувстве собственной одаренности может вызвать это запрещающее слово. Мы живем в такой момент истории, когда мужчины и женщины признаются одарованными в равной степени в интеллектуальной способности и искусстве общения. В таком климате этот апостольский запрет кажется сложным для понимания и принятия. Ибо как насчет пола, который противостоит полному проявлению Божьих даров сердца, разума и духа? Этот вопрос часто задают с тем утверждением, что Павел ясно определил роли для мужчины и женщины в соответствии с божьим предписанием и то, что ограничение Павла доказывает, что это универсальная норма. Такая реакция, однако, была бы проблематична. Отчет о сотворении мужчины и женщины в Бытии 1-2, который мы берем как основание для теологических заявлений о Божьем дизайне и замысле, утверждает, что мужчина и женщина являются равными и дополнительными. Оба вместе они несут образ Божий (Бытие 1:26-27). Им обоим дан мандат и ответственность в управлении над творением (Бытие 1:28). Сотворение женщины предназначалось, для того чтобы спасти человека от одиночества и обеспечить ему дополнение (Бытие 2:18).
<…>
Ограниченный статус женщины традиционно был основан на Бытие 3. Но из контекста Бытия 2-3 ясно, что слова 3:16: «и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» - не анонсируют изначальный божий план для человеческой иерархии. Скорее эти слова возвещают о проклятии вследствие разорванных взаимоотношений между человеком и Творцом. Ограниченное место для женщины, доминирование мужчины над женщиной не является божественной целью, но выражением человеческого греха.
Для Павла, цель искупительной работы Христа была в освобождении божьего творения от проклятия Эдема. Те, кто во Христе стали новым твореньем (2 Коринфянам 5:17), освобожденные от цепей греха и его проявления в человеческих взаимоотношениях (Римлянам 6:5-7).
При обсуждении этого отрывка в 1 Коринфянам 14:33-40, где Павел наставляет женщин «хранить молчание» в церкви, мы увидели, что запрещение не было универсально применено Павлом к какой-либо другому раннему собранию. Женщины функционировали в выдающихся лидерских позициях (Фива, Лидия, Прискилла, Юния), обозначенные как служители (или диаконисы, Рим. 16:1), сотрудники (Рим. 16:3, Фил. 4:2-9), апостолы (или посланники, Рим. 16:7). Дух Божий дал силу и мужчинам и женщинам, чтобы быть провозглашателями божьей искупительной работы во Христе (Дн. 2:14-18). Женское участие в распространении евангелия и личной молитве в собрании было нормальной частью жизни ранней церкви. (1 Кор. 11).
В свете рассмотренного выше, причина для частичного запрета, наложенного на женщин в собрании Тимофея должна быть раскрыта в связи с этим текстом и ситуацией в церкви, к которой и обращается Павел. Если, как мы уже видели, сокращенная роль для женщин не была ни частью божественного намерения в творении ни нормативным аспектом искупительного порядка, тогда сокращение их говорения, учительства и лидирования в 1 Кор. 14 и в 1 Тим. 2 должно быть откликом на местную ситуацию. Исследование 1 Кор. 14 открывает такой кризис в Коринфе. Критическая ситуация в жизни и вере в собрании Тимофея кажется, имеет похожую причину для назиданий Павла здесь.
При чтении 1 Тимофея одно становится сразу понятным, это то, что целостность христианской веры в опасности. Некоторые в церкви, те кто учит ложным доктринам, окутаны мифами и другими спекулятивными идеями, которые противопоставляются искренней вере (1 Тим. 1:3-4). Некоторые подались в бесполезные споры, желая быть учителями без понимания и различения (1 Тим. 1:6-7). Во всем присутствует беспокойство об установлении и продвижении истиной веры (1 Тим. 1:19, 2:4-7; 3:14-16, 4:1-3, 6-7, 16; 6:1-5, 12.).
Мы не знаем ни личности лжеучителей, ни полный состав их учения. Согласно данным инструкциям мы можем заключить, что лжеучителя привели к неуважению должного приличия и практики в церкви (1 Тим. 2:8-15) а также к отвержению института брака (1 Тим. 4:3). В свете последних аспектов еретического учения, стоит заметить, что особое внимание направлено на молодых вдов (1 Тим. 5:9-15), которых увещевают выходить замуж, рожать детей и управлять своим домом (1 Тим. 5:14). Когда же эта нормальная, социально предписанная роль и функция пренебрегалась или отвергалась, эти женщины склонялись к сплетням и становились “любопытны, и говорят, чего не должно” (1 Тим. 5:13).
На основе этих данных возможны, по крайней мере, две реконструкции этой ситуации в собрании Тимофея в Эфесе: (1) женщины в церкви Эфеса были первыми защитниками и продвиженцами еретического учения, которое расстраивало принятую форму собрания и домашней жизни; (2) женщины в церкви были частично под влиянием учителей ереси. Такая ситуация в Эфеской церкви описана в 2 Тим. 3:6-9, где женщины - особенная цель тех, кто ‘противится истине’ (2 Тим. 3:8) - стали ‘всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины’ (2 Тим. 3:7). В любом случае, запрещение Павла в 1 Тим. 2:11-12 должно быть понято в контексте ссоры с лжеучителями. Основное запрещение против всех тех, кто «учит ложным доктринам» (1 Тим. 1:3) теперь сфокусировано на женщинах, ставших жертвой лжеучения или на тех, кто вовлечен в его распространение.
Наставление в 1 Тим. 2:11 - «учится в безмолвии, с всякою покорностью» направлено, таким образом, на тех женщин, которые на основе еретического учения стали громко говорить и резко защищать идеи, которые расстраивали порядок собрания и домашней жизни. «Покорность», предписанная им, вероятно является покорностью старейшинам церкви, которые защищают истину и должное богослужение. Запрет против их учения применен по случаю их вовлечения в лжеучение. Наконец, запрет против власти над мужчиной (1 Тим. 2:12) должно быть понято в контексте отвержения ими власти других, возможно старейшин мужчин, лидирующих в Эфесе, чья ортодоксия и авторитетное учение подверглось разрушению их еретическими взглядами. Непривычное греческое слово несет, главным образом, негативное чувство «захвата» или «узурпации власти». Таким образом, ограничение места женщин и их участие в жизни и служении церкви в Эфесе, наиболее вероятно направлено против женщин, вовлеченных в лжеучение, которое бесчестило присущее упражнение власти в церкви, узурпируя и доминируя над мужчинами лидерами и учителями церкви в Эфесе. Павел продолжает это увещевание в выбранном отрывке из Бытия.
Смотри также комментарий на Быт. 2:18, 3:16; 1 Кор. 11:3, 11:7, 14:33-34.
© Перевод Сергея Назарова, август 2003 г. Hard Sayings of the Bible.
|