Определение
Суверенность Бога — это то же самое, что и господство Бога, поскольку Бог является сувереном над всем творением. Основными составляющими господства Бога являются Его контроль, власть и присутствие в соответствии с заветом.
Резюме
Суверенность Бога заключается в том, что Он является Господом над творением; как суверен, Он осуществляет Своё правление. Это правление осуществляется через власть Бога как царя, Его контроль над всем сущим и Его присутствие среди Его народа по завету и во всём Его творении. Божественное имя Яхве выражает это суверенное правление, направленное против притязаний человеческих царей, таких как фараон (Исход 3:14). Однако, поскольку Бог трёхличен, Его суверенный контроль не является безличным или механическим, а является любящим и милостивым надзором царя творения и искупления.
Термин "суверенитет" редко встречается в современных переводах Библии, но он отражает важную библейскую концепцию. Суверен - это правитель, царь, владыка, и в Библии часто говорится о Боге как о том, кто правит всем. Его наиболее распространенное собственное имя Яхве (см. Исх. 3:14) в Библии обычно переводится как "Господь". А "Господь", в свою очередь, встречается там более 7000 раз как имя Бога и, в частности, как имя Иисуса Христа. Итак, обсуждать суверенность Бога — значит обсуждать господство Бога, то есть обсуждать Божественность Бога, качества, которые делают Его Богом. Основными составляющими библейской концепции божественного суверенитета или господства являются контроль, власть и присутствие Бога (см. Джон Фрейм, "Учение о Боге", 21-115).
Суверенный контроль Бога
Его контроль означает, что всё происходит в соответствии с Его планом и намерением. Авторитет означает, что все Его повеления должны выполняться. Присутствие означает, что мы сталкиваемся с Божьим контролем и властью во всей нашей жизни, так что мы не можем избежать Его правосудия или Его любви. Когда теологи говорят о “божественном суверенитете”, они обычно имеют в виду первое из них - Его контроль. Действительно, Библия учит, что Бог управляет всем сущим. У Него есть вечный план для всей природы и истории (Еф. 1:9-11). Когда Бог встречается с Моисеем в 3-й главе книги Исход и открывает Своё имя Яхве, это имя, Божье Владычество, открывает Моисею, что Бог, а не фараон, правит делами Египта и Израиля:
Но Я знаю, что фараон царь Египетский не позволит вам идти, если не принудить его рукою крепкою; и простру руку Мою и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас. (Исход 3:19-20)
B приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из земли Египетской из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие. Я Господь. (Исход 6:7-8).
Обратите внимание на последние четыре слова этого обетования: поскольку Бог есть Господь, суверен, Он непременно выведет Израиль из Египта и приведёт Свой народ в землю обетованную. Ничто не может помешать Господу исполнить Своё обещание.
Божий контроль всегда эффективен; ничто не может помешать Ему достичь Своей цели (см. Пс. 113:11; 134:6; Ис. 14:24-27; 43:13; 55:11; Дан. 4:34-35; Откр. 3:7). Он также универсален, то есть охватывает все события природы и истории. Это включает в себя мир природы (Пс. 64:9-11; 134:6-7), историю человечества (Деяния 17:26) и жизнь отдельного человека (1 Цар. 2:6-7; Иакова 4:13-16). Бог управляет даже свободными решениями людей (Притчи 16:9), включая наше отношение к другим (Дан 1:9; Ездра 6:22). Что ещё более проблематично, Бог даже предопределяет грехи людей (Исход 4:21; Втор. 2:30; 3 Царств 22:23; Рим. 9:17-18). Но, как суверенный Господь, Он также предопределяет, что некоторые придут к вере и спасению (Еф. 2:4-10). Итак, спасение — это Божья работа от начала до конца, совершающая для нас то, о чём мы и мечтать не могли. Мы всегда должны помнить, что спасительная благодать Бога во Христе является частью Его Господнего контроля над творением. (В нескольких отрывках кратко излагается учение об эффективности и универсальности Божьего суверенного контроля: Плач И. 3:7; Рим. 8:28; 11:33; Еф. 1:11).
Божья суверенная власть
Но суверенная власть Бога — это нечто большее, чем контроль. Она также олицетворяет Его власть: что повелевает Господь, то должны делать Его создания. В Декалоге, завете, который Моисей заключил с Израилем после того, как Бог суверенно освободил их из Египта, Бог начинает с того, что называет себя Господом (Исход 20:1-2), и на основе этого отождествления произносит Свои десять заповедей. Именно потому, что Бог является суверенным Господом, мы должны повиноваться Ему (Втор. 6:4-6; Ин. 14:21; Мф. 7:21-22; Лк. 6:46). Поскольку Он Господь, Его власть абсолютна. Это означает, что (1) мы не должны колебаться в своём послушании Ему (Рим. 4:16-22), (2) Его господство превосходит все остальные наши привязанности (Мф. 10:34-38) и (3) что Его власть над нами существует во всех сферах человеческой жизни, а не только в области, которые мы произвольно называем религиозными или священными (1 Кор. 10:31; ср. Кол. 3:17, 24; 2 Кор. 10:5).
Суверенное присутствие Бога
Третьим атрибутом, определяющим верховную власть Бога, является Его солидарность по завету со Своими созданиями, которую я часто сокращаю термином "присутствие". В Писании Господь по завету — это тот, кто принимает людей как Своих (Исход 6:7; 2 Кор. 6:16). Он часто заявляет об этом намерении в Библии (Быт. 17:7; Исх. 29:45; Евр. 11:16; Откр. 21:3). Когда Бог принимает нас в Свой народ, Он участвует в наших битвах, благословляет нас, любит нас, а иногда (как и подобает любящему Отцу) назначает нам особые наказания за наши грехи (Амос 3:2). Он резюмирует всё это словами о том, что Он с нами. Он называет нас Своим именем (Числ. 6:27), чтобы пребывать с нами, а мы - с Ним. В Ветхом Завете Он проявляет Своё присутствие среди Израиля в скинии и храме. В Новом Завете Он пребывает с нами, в частности, в Иисусе, “Бог с нами”, Эммануил (Ис. 7:14; Мф. 1:23). Он “обитает” с нами (Иоанна 1:14). И после Своего вознесения Он посылает Святого Духа, чтобы Он обитал в нас как в Его храме (1 Кор. 3:16).
Но Бог присутствует не только среди избранных им людей. Ибо всё Божье творение также находится в завете с Ним: Он - Господь всего творения. Его присутствие повсюду, или, как говорят теологи, Он вездесущ (Пс. 138; Деяния 17:28).
Поэтому, хотя Писание учит, что Бог контролирует всё, мы не должны думать о Его суверенной власти как о безличном, механическом детерминизме. Суверенная власть Бога глубоко личностна. Как Господь, Бог не только управляет всем (эффективно, повсеместно), но и изрекает повеления, слова жизни, которые милостиво управляют текущей жизнью Его созданий. И как Господь, Он взял на Себя суверенное обязательство быть “с” теми, кто Его. Действительно, суверенитет Бога — это широкое понятие, включающее в себя всё, чем является Бог, и всё, что Он делает, даже Его любовь.
Господь творит всё, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134:6)
|
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
A. W. Pink, The Sovereignty of God
Desiring God, The Sovereignty of God: a Topical Survey
Elijah Coles, A Practical Discourse of God’s Sovereignty
J. I. Packer, Evangelism and the Sovereignty of God.
John Frame, The Doctrine of God
Thomas Boston, The Crook in the Lot: God’s Sovereignty in Afflictions
Vern Poythress, Chance and the Sovereignty of God: a God-Centered Approach to Probability and Random Events
Vern Poythress, The Lordship of Christ: Serving Our Savior All of the Time, in All of Life, with All of Our Heart
John M. Frame - почётный профессор систематической теологии и философии Реформатской теологической семинарии в Орландо, Флорида
Это эссе является частью серии "Краткая теология".