Бог открывает Себя как Господа через божественное откровение, которое даётся всем людям через творение и человеческую природу, а конкретным людям - через события, вдохновенные человеческие слова, записанные в Писании, и Самого Иисуса Христа.
Резюме
Бог открывает Себя Своим созданиям, потому что сначала Он в совершенстве познаёт Себя как личностного, говорящего Бога. Хотя все люди в своём грехе скрывают знание о Боге, Он ясно поведал о Себе Своим созданиям через сотворение и через то, что человек был создан по образу Божьему. В дополнение к этому «общему откровению» Бог сообщает о Себе конкретным людям в «особом откровении», которое включает в себя события природы и истории, человеческие слова, вдохновленные Богом и записанные для нас в Писании, а также через личность Иисуса Христа, который является высшим образом Божьим. Всеми этими различными способами Бог раскрывает себя как Господа, что включает в себя Его контроль, присутствие и власть над всем сущим.
Библейский Бог - это личностное существо, в отличие от богов многих других религий и философий, которые являются абстрактными или безличностными силами. Учение о Троице подчёркивает этот факт, поскольку библейский Бог - это не только личность, но и сообщество личностей, вечно существующих во взаимной любви и почтении (Иоанна 17).
Итак, что бы Бог ни делал, Он делает известным. Лица Троицы знают друг друга досконально, и каждый из них понимает мысли и поступки других. В человеческой природе есть скрытые глубины, которые не позволяют нам полностью осознать свои собственные действия и мотивы. Но Бог полностью познан Самим Собой. Многое в Боге загадочно для нас, но не для Него.
Одним из способов описания исчерпывающего самопознания Бога в Писании является то, что Он - говорящий Бог, или просто Слово:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Иоанна 1:1)
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Иоанна 1:1)
Бог не только вечен, свят, всемогущ и так далее, но Он выражает и делится этими качествами с помощью чего-то вроде человеческой речи. В Своей вечной природе Он обладает способностью говорить (“Словом”), и эта способность говорить и есть то, кем Он является: Его Слово вечно с Ним, и Его Слово - это сама Его природа. Иоанн отождествляет это Слово с Иисусом Христом в Иоанна 1:14. В Иисусе Слово стало плотью. Таким образом, существование Слова началось не с воплощения Иисуса. В Писании, в обоих Заветах, есть сотни ссылок на божественное слово как на средство, с помощью которого Бог открывает Себя.
Более того, Бог открывает Себя Самому Себе, каждое тринитарное лицо - двум другим, и Его откровение выходит за пределы Его собственного существа. Это относится также к миру, который Он создал, и особенно к разумным созданиям этого мира: ангелам и людям. Поскольку самораскрытие - это Его природа, Он хочет, чтобы все Его создания познали Его.
Творения этого мира не могут познать Бога в полной мере. Человек не может познать Бога в полной мере, если он сам не является Богом. Но творения получают огромную пользу от познания Бога; на самом деле, они не могут жить, не зная Его, ибо Он - автор жизни. Это относится как к нашей физической, так и к духовной жизни. Адам ожил, когда Бог вдохнул в его ноздри дыхание жизни (Быт. 2:7). И Иисус говорит, что великое благо вечной жизни, его спасение от греха, - это благо познания Бога:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. (Иоанна 17:3)
В некотором смысле все люди, даже нечестивые, знают Бога:
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. (Рим. 1:19-20).
Но многие отвергают это откровение, люди, которые, по словам Павла, “своей неправедностью подавляют истину”. (Рим. 1:18). Хотя Бог ясно открылся всем, падшие люди предпочитают отрицать, что они знают Его, как Адам спрятался от Бога в Саду (Быт. 3:8). Когда люди говорят, что они не знают Бога, это не потому, что Бог не смог открыть Себя, или что Божье откровение недостаточно ясно. Скорее, их невежество в отношении Бога - это то, что они сами сделали с собой. Они лгут самим себе, пытаясь убедить себя, что Бога не существует или что Он неизвестен, в то время как Бог всё время смотрит им в лицо.
Бог открывает Себя как Господь
Личное имя Бога - Господь, что переводится как таинственное имя "Я ЕСМЬ", которое Бог открыл Моисею в Исх. 3:14-16. Его господство, в частности, означает Его контроль, власть и присутствие в созданном им мире (см. Джон Фрейм, "Учение о Боге", стр. 21-240, и "Учение о Слове Божьем", стр. 3-14, 47-68). Всё, что Он делает, отражает Его господство, в том числе и Его откровение. Писание описывает Божье слово-откровение в терминах Его контроля как могущественной силы:
Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? (Иер. 23:29)
Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. (Евр. 4:12)
Это также ясно показывает, что слово Божьего откровения обладает высшей властью:
Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. (Иоанна 12:48)
Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен. (2 Тим. 3:16-17)
И Божье слово, Его откровение - это также Его присутствие, место, где Он встречается со Своим народом. Близость Бога к Израилю - это близость Его слова (Втор. 4:7-8, 30:11-14). И Бог приходит, чтобы быть “с нами”, Эммануил, в лице Своего Сына Иисуса Христа, Своего живого слова для нас (Иоанна 1:1-14).
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Иоанна 1:14)
Ранее упоминалось, что библейский Бог является личностью, а не абстрактной силой, подобной богам народов. Его откровение - это, в частности, личная встреча между Ним и Его народом. Когда мы слышим откровение, мы слышим самого Бога. Наш ответ на это должен быть ответом, соответствующим верховной власти, высшему авторитету и близкому Отцу.
Общее и особое откровение
Богословы проводят различные различия между типами откровения. Наиболее распространённым является разделение на «общее» и «особое откровение». «Общее откровение» - это откровение Бога, данное каждому. Это тот вид откровения, который описан в Послании к Римлянам 1. Оно говорит нам о том, что Бог существует, что это за Бог и каковы Его нравственные нормы. Раскрывая Божьи нормы, оно показывает нам, что мы не соответствуем им. Павел говорит об «общем откровении», что оно раскрывает гнев Божий на грешников (Рим. 1:18). «Общее откровение» приходит к нам через мир природы (то, что называется естественным откровением) и через нашу собственную природу. Ибо мы сами являемся откровением, образом Божьим, согласно Бытия 1:26-27.
С другой стороны, «особое откровение» - это откровение, которое Бог даёт избранным посланникам, поручая им донести это послание до других. Этими посланниками могут быть ангелы, пророки или апостолы. Послание может быть передано устно или в письменной форме, как это было, когда апостолы писали авторитетные послания церквам (см. 1 Кор. 14:37-38). Библия в целом является «особым откровением» Бога в письменной форме (2 Тим. 3:15-17). Послания «особого откровения» обычно содержат одно или оба из двух различных видов содержания: угрозы суда и обещания благодати. Евангелие - это «особое откровение» благодати, весть в высшей степени благой вести:
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоанна 3:16)
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Иоанна 3:16)
Средства откровения
Другой способ провести различие между типами откровения - это различать различные способы, с помощью которых откровение приходит к нам, средства его передачи. В основном существует три типа средств: события, слова и личности. Эти три категории примерно соответствуют нашему предыдущему различию между контролем, властью и присутствием. Но оба этих трех аспекта представляют собой взгляд на Откровение в целом. События откровения свидетельствуют не только о Божьем контроле, но и о Его власти и присутствии; точно так же слова и личности.
События
Бог открывает Себя в событиях природы и истории. Мы узнаем о Нём из смены времен года, из силы природы, из солнца, луны и звезд. Мы также узнаем о Нём из истории, из конкретных событий, которые формируют судьбы людей. Он - тот, кто дал всем народам их границы (Деяния 17:26) и вывел Израиль из египетского рабства, чтобы тот овладел землей обетованной. По Его замыслу, общая история становится историей искупления, событиями, посредством которых Бог намеревается искупить Свой народ от греха через пришествие Иисуса.
Слова
В каком-то смысле все Божье откровение - это откровение в словах, потому что оно исходит из речи самого Бога, Слова из Иоанна 1:1-14. Но иногда Бог даёт нам откровение в словах в другом смысле: откровение, в котором посредником являются человеческие слова. Но Бог не оставляет нас наедине с тем, что Он делает в истории. Он входит в наш опыт и говорит с нами человеческими словами. Таким образом, слова пророков - это слова Самого Бога. Бог определяет пророка Моисея следующим образом:
Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу; но пророка, который дерзнет говорить Моим именем то, чего Я не повелел ему говорить, и который будет говорить именем богов иных, такого пророка предайте смерти. И если скажешь в сердце твоем: "как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?" Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его. (Второзаконие 18:18-22)
Когда пророк или апостол записывает Божьи слова, этот документ является Священным Писанием, документом, который должен быть воспринят как сила, авторитет и присутствие Господа (2 Тим. 3:15-17, 2 Пет. 1:19-21).
Личности
Поскольку Бог - существо трёхличностное, Его откровение особенно ярко проявляется, когда оно принимает форму личностей. Бог создал Адама и Еву по Своему образу и подобию, чтобы они были откровениями о Нём Самом (Быт. 1:26-27). И нас не должно удивлять, что высшим, глубочайшим божественным откровением является воплощенный Господь Иисус Христос, Бог собственной персоной. Иисус демонстрирует власть Своего Отца над всем сущим (Марка 4:41), произносит слова Своего Отца (Иоанна 3:34) и является как прославленное присутствие Отца среди Своего народа (Матфея 17:1-8).
Вывод
Если мы хотим познать Бога, нам важно искать знания Его собственным путем. Многие пытались обрести знание о Боге с помощью своего собственного разума или какой-то субъективной интуиции. Но библейский Бог сказал нам не только о том, кто Он такой, но и о том, как мы должны стремиться к познанию Его. Это знание приходит, когда мы обращаем внимание на созданный им мир, не скрывая истину за неправедностью, а принимая Его собственное руководство, Его «особое откровение» в Писании и в Иисусе. Только с помощью этих предписанных средств мы можем познать Его как Господа и нашего Спасителя от греха.