Творение — это действие только Бога, посредством которого, для Своей собственной славы, Он создаёт всё во Вселенной, то, что не существовало до Его созидательного слова.
Резюме
Творение — это акт, посредством которого Библия знакомит нас с Богом. Это действие только Бога, посредством которого, во славу Свою, Он создает всё во Вселенной, то, что не существовало до Его созидательного слова. В сотворении мира мы видим проявление господства Бога в Его контроле над всем сущим, Его власти над всей Вселенной и Его присутствии в каждой части творения. Учение о сотворении мира должно вызывать похвалу у всех Его созданий, а также проводить важные параллели с нашим искуплением. Хотя по-прежнему остаются спорными важные вопросы, такие как природа шести дней творения, возраст Земли и обоснованность эволюции, из книги Бытия ясно, что только Бог может приписывать Себе заслугу в сотворении и постоянном поддержании всего существующего.
Когда Писание впервые знакомит нас с Богом в книге Бытия 1:1, оно даёт нам не определение Бога или список атрибутов, а действие: “В начале сотворил Бог небо и землю”. Тем не менее, этот поступок многое говорит нам о том, кто такой Бог и чем Он отличается от сотворённого им мира. Действительно, этот стих в двух словах раскрывает нам библейское мировоззрение: реальность двояка. Всё следует понимать в контексте различия между Творцом и творением.
Следовательно, неверно понимать мир, как это делали греческие философы, как “Бытие” в целом. Существуют две различные реальности, и их нельзя смешивать или путать одна с другой. Все наши знания о мире определяются этим различием. Существует Божественное существо и сотворённое существо, различающиеся по своим атрибутам, силам, действиям, правам и обязанностям.
Термин "творение" применим как (1) к первоначальному акту сотворения бытия из ничего (ex nihilo) (Быт. 1:1), так и (2) к последующим действиям Бога, придающим структуру сотворенному бытию (Быт. 1:2-2:3). Эти две фазы иногда называют первоначальным и последующим творением. Таким образом, хорошее определение творения будет включать в себя оба определения: творение — это действие только Бога, посредством которого, во славу Свою, Он создает всё во Вселенной, чего не существовало до Его созидательного слова. Некоторые определяют сотворение мира как “постоянную зависимость всего сущего от Бога”, но такие определения не закрепляют эту концепцию так, как это делает Писание в событиях Книги Бытия 1. Конечно, творение действительно постоянно зависит от Бога, но этот факт лучше всего обсуждать в разделах о провидении, сохранении и содействии.
Ниже приведены некоторые из основных контекстов, в которых Писание говорит о творении. Это внесёт дополнительные уточнения в концепцию.
Господство
Главное имя Бога в Писании - Яхве, которое переводчики приводят как "Господь" около 7000 раз. Господство Бога включает в себя Его контроль над всем сущим, Его власть над всей Вселенной и Его присутствие в каждой части творения. Божья работа по сотворению мира подчёркивает Его господство во всех трёх этих аспектах.
Творение устанавливает право собственности Бога на всё сущее на небе и на земле (Исх. 20:11; Неем. 9:6; Пс. 145:6; Деяния 14:15; 17:24; Кол. 1:16; Откр. 4:11; 10:6; 14:7). Поскольку всё сущее принадлежит Ему, Его власть над миром безгранична.
Это также устанавливает Его власть, Его право указывать всем существам, что им делать. В 1-й главе Книги Бытия сам метод творения — это Его слово: Он приказывает, и всё послушно появляется на свет (см. также Пс. 32:6, 9; Иоанна 1:3; Кол. 1:15-16). Иисус показывает, что Он сам - творец, поскольку Его повеления усмиряют волны (Марка 4:35-41) и приносят исцеление (Луки 7:1-10).
Творение также является основой присутствия Бога во всех уголках Вселенной. Вопреки некоторым ложным представлениям о трансцендентности, Бог не так уж далёк от любого из нас, поскольку мы существуем благодаря непосредственному прикосновению Его созидательной силы. Вопреки некоторым ложным представлениям об имманентности, мы не являемся Богом, поскольку являемся Его творениями. Поскольку Бог сотворил всё сущее из ничего, Он непосредственно касался всего в Своём творении. Нет никакой “цепи бытия”, никакого континуума между Богом и миром, но есть двойственность божественного и сотворенного бытия, в котором Бог творит нас и управляет нами Своим непосредственным прикосновением.
Поклонение
Таким образом, Божье творение является универсальным откровением Его господства. Столкнувшись с этим господством, с Его контролем, властью и присутствием, мы обязательно отвечаем поклонением. Часто в Писаниях поклонение мотивируется размышлениями о сотворении мира (Неем. 9:6; Пс. 8:3-9; 33:6-9; 94:1-6; 145:5-6; Откр. 14:7). Павел говорит язычникам в Листре и Афинах, что Господь сотворил всё сущее и что поэтому они не должны поклоняться людям или идолам (Деяния 14:15; 17:24-25). Как абсурдно, что люди “поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь” (Рим. 1:25)! Бог сотворил мир для Своей собственной славы; поэтому, когда мы размышляем о творении, мы должны возносить Ему хвалу (Рим. 11:36).
Искупление
Спасение от Господа (Иона 2:9). Поскольку сотворение мира является ярким проявлением господства Бога, нам следует ожидать значительных параллелей между сотворением мира и нашим искуплением от греха. В книге Бытия история сотворения предвосхищает Божье избавление Израиля от рабства и утверждение его как Своего особого народа, Своего нового творения (см. Пс. 88; Ис. 43:1-7, 14-15; Иер. 33:20-25). В Новом Завете наше спасение во Христе является “новым творением” (2 Кор. 5:17; Гал. 6:15; Еф. 4:24; Кол. 3:10). Как Бог изначально создал вселенную из ничего, так и нам во Христе Он приносит новую жизнь из смерти греха. Вера Авраама, великий образец христианской веры, была верой в Бога, “животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее” (Рим. 4:17).
Спорные вопросы
Шесть дней
В книге Бытия 1 описывается то, что мы назвали последующим сотворением мира, происходящее в течение шести дней, кульминацией которого является день божественного покоя. Согласно Исходу 20:8-11, эта схема представляет собой модель рабочей недели человека и субботнего отдыха. То, что суббота также является днём поклонения, подтверждает сказанное мной ранее о сотворении мира как мотивации для поклонения людям. Теологи оспаривают продолжительность этих дней. Некоторые утверждали, что это “буквальные” или “обычные” дни; другие утверждали, что каждый из них представляет собой длительную геологическую эпоху. Третьи придерживаются так называемой “рамочной гипотезы”, а именно, что все повествование является литературным приёмом и не претендует на хронологию.
Возраст Земли
Генеалогии Адама, Ноя, Авраама и других, приведённые в Книге Бытия, предполагают, что возраст земли составляет около 10 000 лет. Но многие теологи говорят, что в таких вопросах мы должны руководствоваться существующим научным консенсусом, согласно которому возраст земли составляет около 4,5 миллиардов лет, а происхождение homo sapiens (современного человека) произошло около 200 000 лет назад. Это называется видом “старой земли”. Некоторые из них также занимали промежуточную позицию, отмечая места в повествованиях Книги Бытия, где могут быть пробелы в очевидной хронологии, допуская более длительный период времени, чем предполагает концепция "молодой земли", или предполагая проблемы с обычными способами измерения геологического времени.
В начале сотворил Бог небо и землю (Бытие 1:1)
Эволюция
Третья спорная область касается того, были ли существа, упомянутые в Книге Бытия 1 (особенно Адам и Ева), созданы непосредственно Богом или же каждый вид жизни (включая человечество) развился из предыдущих видов посредством процесса, аналогичного тому, который описан в теории эволюции. Какие бы выводы ни были сделаны по поводу вопросов № 1 и № 2, приведённых выше, на основании Книги Бытия очень трудно утверждать, что Адам и Ева являются чем-то иным, кроме особых творений, поскольку (1) согласно Книге Бытия 2:7, Бог сотворил Адама из земли и вернул его к жизни с помощью особого дыхания. В стихах 21-22 сотворение женщины (из ребра Адама) ещё более очевидно как сверхъестественное событие. (2) Частое повторение в Книге Бытия 1 слов “по роду их” указывает, по крайней мере, на то, что существуют божественно установленные ограничения на то, что может произойти в результате размножения. Трудно согласовать любые подобные ограничения с теорией эволюции. (3) Теория эволюции, по-видимому, является обобщением принципа, согласно которому виды изменяются в соответствии с присущими им генетическими возможностями в ответ на изменения в окружающей среде. Этот принцип называется “микроэволюция”, и, по-видимому, он хорошо обоснован с научной точки зрения. Но сомнительно, что этот принцип может быть универсально обобщён для объяснения всех различий в формах жизни, даже за пределами существующих генетических возможностей (“макроэволюция”) (см. Джон Фрейм, "Систематическая теология", 195-203, 803-06).