Распутство Израиля как предупреждение для нас (1 Кор. 10:5-11)
Одна из центральных тем Книги Чисел заключается в том, что Бог осудил восстание Израиля против Него. После того, как Бог освободил Свой народ из Египта, а затем дал им закон на Синае, они жаловались и роптали на своего Бога. В 1 Коринфянам 10 апостол Павел использует действия Израиля в книге Исход и Числах в качестве негативного примера для сегодняшней церкви. При этом, как мы увидим, он следует практике Псалмов.
Таким образом, христиане должны понимать истории в Числах как предупреждение против неверия и против того, чтобы подвергать Господа испытанию. На самом деле Павел учит, что израильтяне восстали не только против Бога, но и конкретно против Христа в пустыне. Как говорит Павел про Израиль: “все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос” (1 Коринфянам 10:4; ср. 10:9; Числа 20:2-13). Учение Павла ясно показывает, что Иисус - Бог, поскольку Бог называется “скалой” во всём Ветхом Завете, включая Песнь Моисея во Второзаконии 32 (Второзаконие 32:4, 15, 18, 30, 31, 37).
Пример Израиля в 1 Коринфянам 10:5-11
Вот предупреждение Павла в 1 Коринфянам 10:5-11, с возможными ссылками на Исход и цифры в скобках (все переводы мои собственные):
5 Но Бог не был доволен большинством из них, ибо они были низложены в пустыне [Числа 11:1; 14:28-45; 16:31-35, 47-49; Псалом 105:14-34]. 6 И ныне, всё это произошло в качестве примера для нас, чтобы мы не желали зла так, как желали они. 7 И не будьте идолопоклонниками, какими были некоторые из них, как написано: “Народ сел есть и пить и встал играть” [Исход 32:6]. 8 И не будем совершать половой распущенности, как некоторые из них совершили половую распущенность, и 23 000 пали за один день [Исход 32:28, 35; Числа 25:1-9]. 9 И не будем испытывать Христа, как испытывали некоторых из них, и они были уничтожены змеями [Числа 21:4-9]. 10 И не ропщите, как роптали некоторые из них, и были истреблены губителем [Числа 11:1; 14:36-37; 16:41-50; ср. Исход 12:23]. 11 И ныне, эти события произошли с ними в качестве примера, но они были написаны для наставления нам, для которых наступил конец веков.
Читатель может ознакомиться с приведенными выше ссылками на Ветхий Завет, чтобы точно понять, что имел в виду Павел. На протяжении всего Пятикнижия гнев Господа пылал против греха, и огонь Яхве несколько раз уничтожал израильтян (Левит 10:2; Числа 11:1-3; 16:35), хотя Он использовал другие способы судить Свой народ (как видно из ссылок).
23 000 в 1 Коринфянам 10:8
Вместо того чтобы рассматривать все возможные ссылки на Ветхий Завет, я хочу сосредоточиться на одной трудности в этом отрывке. Это ссылка Павла в 1 Коринфянам 10:8, где он говорит:
И не будем совершать сексуальную безнравственность, поскольку некоторые из них совершили сексуальную безнравственность, и 23 000 человек пали за один день.
Павел говорит, что Израиль "совершал половую распущенность" (πορνεύω), что также можно перевести как “прелюбодействовать” или “блудодействовать” (BDAG, 854). Эта ссылка в 1 Коринфянам 10:8 может относиться к Числам 25:1-9. Но проблема здесь в том, что Павел говорит, что погибло 23 000 человек, в то время как в Числах 25:9 говорится, что погибло 24 000. Это называется делом о “пропавших без вести”. Некоторые обвиняют Павла в том, что он допустил мысленную ошибку, поскольку 24 000 упоминаются в главе позже в книге (Числа 26:62). Другие комментаторы говорят, что оба являются приблизительными (поскольку фактическое число составляло около 23 500) и, следовательно, оба верны (например, Жан Кальвин, Чарльз Ходж). Другие утверждают, что в Числах 25:9 говорится только о 24 000 погибших, в то время как Павел говорит, что 23 000 умерли “в один день”, имея в виду, что ещё 1000 каким-то образом умерли позже. Но проблема здесь в том, что в Числах 25:8 говорится, что поражение было “остановлено”.
Однако есть две причины полагать, что Павел в 1 Коринфянам 10:8 имел в виду, по крайней мере частично, Исход 32. Во-первых, Павел только что процитировал Исход 32:6 (“Народ сел есть и пить и встал играть”) в 1 Коринфянам 10:7. Еврейское слово “играть” (צחק) там может означать сексуальную распущенность, но контекст неясен. Тем не менее, Павел цитирует этот стих в стихе 7, а затем сразу же следует за ним: “И не будем совершать половой распущенности, как некоторые из них совершили половую распущенность, и 23 000 пали в один день” (ст. 8). Павел никогда не упоминал о каком-либо суде за грех в стихе 7. Но он упомянул наказание за каждый мятежный случай в стихах 8 (“23 000 пали в один день”), стихе 9 (“и они были уничтожены змеями”) и стихе 10 (“и были уничтожены разрушителем”). Следовательно, вполне возможно, что стих 7 связан с инцидентом в стихе 8, где, наконец, упоминается наказание. В данном случае Павел в 1 Коринфянам 10:8 продолжает свою ссылку на события 32-й главы книги Исход.
Во-вторых, Павел в 1 Коринфянам 10:8 использует точный язык книги Исход 32:28 из греческого перевода, известного как Септуагинта (LXX). Павел говорит, что 23 000 "пали" (ἔπεσαν) за один день, что является тем же греческим словом, которое используется в книге Исход 32:28 [LXX]. Этот глагол не используется в Числах 25:9, где говорится только о том, что 24 000 “умерли” (τεθνηκότες в LXX). Павел также говорит, что это произошло в “один день” (μιᾷ ἡμέρᾳ). В Числах 25 не говорится об одном дне, но в Исходе 32:28 действительно говорится “в тот день” (ἐκεί νῃ τῇἡμέρᾳ). Таким образом, лингвистическое сходство наводит на мысль об обращении к книге Исход 32:28. Конечно, проблема с этим заключается в том, что число умирающих, которое приводит Павел (23 000) в 1 Коринфянам 10:8, ближе к (но не идентично) числу в Числах 25:9 (24 000). При этом Павел действительно говорит, что израильтяне “совершили сексуальную распущенность” (ἐπόρνευσαν) в 1 Коринфянам 10:8, что аналогично слову, используемому в Числах 25:1 для обозначения сексуальной распущенности Израиля (ἐκπορνεῦσαι) (а также отождествляется со словом, используемым в Псалме 105:39, ἐπόρνευσαν).
Подводя итог проблеме, (1) Павел в 1 Коринфянам 10:7 четко цитирует Исход 32:6, (2) в 1 Коринфянам 10:8 он использует формулировки как из Исхода 32:28, так и из Чисел 25:1, (3) но приведённое им число (23 000) не совпадает с любым отрывком. Почему же тогда Павел говорит, что 23 000 человек “пали”, когда в Исходе 32:28 говорится, что “пали” 3000 человек, а в Числах 25:9 говорится, что погибло 24 000? Существует по меньшей мере пять возможностей:
1. Павел неправильно процитировал Исход 32:28 или Числа 25:9. Проблема с этим заключается в том, что апостол совершает ошибку.
2. Павел апеллировал только к Числам 25:9, и в обоих случаях используются приблизительные значения. Этого придерживались Жан Кальвин и Чарльз Ходж, но неясно, откуда Павел мог знать какое-либо другое число, кроме 24 000 из Числа 25:9, помимо божественного откровения.
3. Павел ссылался только на Исход 32:28 и включил в Исход 32:35 ещё 20 000 смертей от “мора”, посланного Богом. Это возможно, но неясно, был ли этом мор в 32:35 отдельным событием от 32:28. И если это так, то неясно, откуда Павел мог знать, что было убито ещё 20 000 человек. Это число нигде не указано.
4. Существует текстовая проблема либо в книге Исход 32:28, Числах 25:9, либо в 1 Коринфянам 10:8, которая вызвала расхождение. Рохинтан Моуди упоминает три текстовые традиции, насчитывающие 23 000 вместо 3000 в книге Исход 32:28: “Два греческих минускула, 129 (11-12 века) и 76 (13 век), коптско–бохарскую традицию 9-10 веков и старые латинские кодексы 103, 104 до Иеронима из 5-го и 6-го века говорят 23 000. Это говорит о том, что эта текстовая традиция для 23 000 восходит к четвертому веку, учитывая, что латинские кодексы были заимствованы из греческой рукописи”. (Моуди, “Дело о пропавшей тысяче”, 69). Это оставляет открытой возможность того, что это было в греческой рукописи, из которой Павел почерпнул это число. Однако это не является убедительной поддержкой раннего текстового варианта 23 000 в Исходе 32:28, и это может означать, что Павел полагался на ошибочный вариант.
5. Павел намеренно использовал 23 000 как комбинацию ссылок из книги Исход 32:28 (3000) и Чисел 25:9 (24 000).[1]
Объединенная ссылка на Исход 32 и Числа 25
Я думаю, что пятый вариант комбинированной ссылки на Исход 32 и число 25 является лучшим решением по следующим причинам. Как отмечалось выше, 1 Коринфянам 10:7 явно ссылается на Исход 32:6 (Павел цитирует LXX), и никакое наказание не упоминается до 10:8, предполагая, что Павел продолжает свою ссылку на Исход 32 в 10:8. Поскольку в 1 Коринфянам 10:9 говорится о Числах 21:4-9 (упоминаются “змеи”), имеет смысл, что промежуточный стих (1 Коринфянам 10:8) объединяет ссылки на сексуальную распущенность как из Книги Исход, так и из Чисел, при этом Израиль служит “примером” для церкви (1 Коринфянам 10:6, 11). Эта связь усиливается тем, что Павел в 1 Коринфянам 10:8 использует язык LXX как из книги Исход 32:28 (ἔπεσαν), так и из книги Чисел 25:1 (Павел использует ἐπόρνευσαν, Числа используют ἐκπορνεῦσαι). В данном случае Павел намеренно использовал число из обоих отрывков, чтобы получить число 23 000. Я рассмотрел это возможное решение из своего собственного исследования, а затем, после дальнейших исследований, обнаружил, что это также решение, предложенное Рохинтаном Моуди, а также Дэвидом Гарландом в его Комментарии к 1 Коринфянам (Baker Exegetical Commentary, 462-463) (следуя аргументации Барта Кета).
Есть два возражения против этого предлагаемого решения, но я думаю, что ответы на них прояснят детали и фактически укрепят аргументы в пользу этого решения. Первое возражение заключается в том, что такое комбинированное упоминание не является обычной практикой в Новом Завете. Однако, если здесь есть веские доказательства этого, это действительно не имеет большого значения. Тем не менее, мы должны отметить, что в Псалме 105 упоминается золотой телец из книги Исход 32 в середине стихов о восстании Чисел в пустыне (Псалом 105:19), показывая, что существует ветхозаветный прецедент, связывающий восстание из книги Исход 32 с восстаниями из книги Чисел.
Кроме того, Рохинтан Моуди отмечает, что “Филон в Spec. 3.22 (126) указал 24 000 человек, погибших от мечей левитов в инциденте с Золотым тельцом. Затем Филон, по-видимому, ввёл число погибших из Числа 25 в свой рассказ об инциденте с Золотым тельцом. Моуди заключает: “Это наводит на мысль, по крайней мере, о том, что толкователь первого века был способен связать инциденты с Золотым тельцом и Ваалфегором воедино” (Моуди, “Дело о пропавшей тысяче”, 69). Моуди также отмечает текстовые связи между Исходом 32 и Числами 25: “идолопоклонство (Исх. 32:4; Числ. 25:1-3;20), пища, приносимая в жертву идолам (Исх. 32:6, Числ. 25:2), сексуальная распущенность (Исх. 32:6, Числ. 25;1), Божий гнев (Исх. 32; 10, числ. 25:3f), бойня (Исх. 32:28, числ. 25:3f), действия левитов (Исх. 32:28; Числ. 25:7), благословение на левитов (Исх. 32:29; Числ. 25:12f) и ‘поражение’ (Исх. 32:35; Числ. 25:8f)” (Моуди, “Дело о пропавшей тысяче”, 71).
Второе возражение заключается в том, что в Исходе 32 речь идёт об идолопоклонстве, а не о сексуальной безнравственности. Однако Бог описывает восстание Израиля в целом как “сексуальную распущенность” или “блудодеяние” в Числах 14:33 и 15:39, как и в Псалме 105:39. Отсюда следует, что идолопоклонство Израиля в Исходе 32 (а не только сексуальный грех в Числах 25) было формой духовного “блуда”. Этот момент взят из Чисел 14 и 15, где соглядатаи и народ Израиля восстали против Бога и из страха отказались войти в Землю Обетованную. В наказание за такой “ропот” (Числа 14:27, 29, 36) Бог объявил, что они будут скитаться по пустыне в течение 40 лет, сказав:
и вы будете терпеть ваши блудодеяния [זְנוּת] до тех пор, пока ваши трупы не будут уничтожены в пустыне" (Числа 14:33).
В то время как современные переводы склонны переводить zenoot (זְנוּת) как “неверие” (ESV) или “неверность” (NASB, LSB), в старых переводах использовалось буквальное "блудодеяние" (KJV). В греческом LXX используется πορνείαν (porneia, “блуд/сексуальная безнравственность”), а в латинской Вульгате говорится "блудодеяние". (NASB и LSB, по крайней мере, отмечают “блудодеяние” в Числах 14:33.) ESV, NASB и LSB переводят zenoot как “распутство/блудодеяние/проституция” во всех восьми других вариантах употребления этого слова в Ветхом Завете, но здесь они отклоняются от буквального перевода. Современные переводы не являются технически неправильными, поскольку этот стих определенно указывает на неверность по отношению к Богу. Однако Сам Бог использует язык сексуальной безнравственности, чтобы описать поведение Израиля. Бог считал весь их ропот на Него духовным блудом. Такой ропот начался ещё при Исходе (15:24; 16:2, 7-8; 17:3), используя то же слово, что и в числах 14:2, 27, 29, 36 (לון). (Также в соответствии с этой формулировкой приводится большой Вестминстерский катехизис “Вопросы и ответы" 110 по Второй заповеди, в котором говорится о Божьем "мстительном негодовании против всякого ложного поклонения, как духовного блуда").
В следующей главе, Числа 15:39, также есть связь с формой глагола zanah (זנה) (“прелюбодействовать”, “быть блудницей", "изображать блудницу"). Бог повелел израильтянам носить кисточки как напоминание о Божьих заповедях, “чтобы вы исполняли их и не искали [или “подглядывали”] за своим сердцем и за своими глазами, за которыми вы блудодействовали.” Глагол zanah здесь является причастием [זֹנִ֖ים], происходящим от того же корня, что и zanoot в Числах 14:33. Но здесь современные переводы (непоследовательно) идут буквально — “после которого вы склонились к распутству” (ESV) и “после чего вы играли в блуд” (NASB, LSB). В KJV постоянно говорится: “После чего вы обычно занимаетесь распутством” (KJV). В LXX есть ἐκπορνεύετε, а в Вульгате - блуд. (Аналогично, в Псалме 72:27 говорится о Боге: “Ты уничтожаешь всех, кто блудит [זוֹנֶ֥ה] («отступающего» в Синодальном переводе) от Тебя”).
То, что, упускается из виду во многих современных переводах на английский язык — Бог описывает ропот и бунт Израиля в Числах как “сексуальную безнравственность” или “блудодеяние” (Числа 14:33; 15:39). Мы можем думать о ропоте как о каком-то маленьком грехе, но Бог говорит, что это духовное блудодеяние. Этот язык подхвачен в Псалме 105:14-34, поскольку псалмопевец связывает восстание в пустыне в Числах и инцидент с золотым тельцом. В Псалме 105 упоминается “ропот” Израиля в Числах (Псалом 105:4-18, 23-27), инцидент с золотым тельцом в книге Исход 32 (Псалом 105:19), сексуальная распущенность с Ваалфегором в Числах 25 (Псалом 105:28-31) и другие грехи — и затем псалмопевец резюмирует это. и все это, сказав, что Израиль “вел себя как блудница в своих деяниях” (Псалом 105:39).
1 Коринфянам 10:8 и Псалом 105:39
Таким образом, когда Павел дважды использует глагол porneuo (πορνεύω) в 1 Коринфянам 10:8, он во многом опирается на Божье собственное описание ропота Израиля в пустыне, описанное в Псалме 105:39. (Павел использует точное слово, встречающееся в Псалме 105:39 [LXX].) Форма существительного porneia (πορνεία) используется в Числах 14:33 для обозначения духовного блуда Израиля против Бога, а аналогичный глагол ekporneuo (ἐκπορνεύω) используется в Числах 15:39. Этот же глагол также используется в Числах 25:1, где Израиль “блудодействовал” с дочерьми Моава. Физическое блудодеяние проистекает из духовной блудодеяния, а идолопоклонство в книге Исход 32 и духовные распутства Израиля привели к сексуальному блудодеянию в книге Чисел 25.
Итак, Павел следует Псалму 105, обобщая негативный пример Израиля в книге Исход и Числах, когда он говорит: “И не будем совершать половой распущенности, как некоторые из них совершили половой распутство, и 23 000 пали в один день” (1 Коринфянам 10:8). То, что Павел приводит такое краткое изложение, подтверждается тем фактом, что 1 Коринфянам 10:6-11 образует расхождение со ст. 6 и ст. 11 говоря о том, что “эти вещи” являются “примером” для нас. Павел упоминает пять грехов Израиля — злое желание (ст. 6), идолопоклонство (ст. 7), сексуальная распущенность (ст. 8), искушение Христа (ст. 9), ворчание (ст. 10). Это оставляет грех “сексуальной безнравственности” посередине:
A. Теперь эти события стали для нас примерами B. чтобы мы не желали зла так, как желали они (ст. 6) B. И не будьте идолопоклонниками, какими были некоторые из них (ст. 7) C. И не будем совершать сексуальную распущенность, как некоторые из них совершали сексуальную безнравственность (ст. 8) B. И не будем испытывать Христа, как испытывали некоторые из них (ст. 9) B. И не ропщите, как роптали некоторые из них (ст. 10) A. Теперь эти вещи произошли с ними в качестве примера (ст. 11)
Подобно тому, как в Псалме 105:39 говорится, что Израиль “блудодействовал” в своём восстании, Павел говорит, что злые желания, идолопоклонство, сексуальная распущенность, испытание Бога и ропот - все это формы духовного “блуда”. Это способ подвести итог всему греху Израиля против Бога в пустыне. Если Павел хотел использовать слово, чтобы кратко описать все восстание Израиля в пустыне, то это было оно. Предостережение Павла против блуда (porneuo) в 1 Коринфянам 10:8 относится ко всем грехам Израиля и его ропоту в пустыне, а не только к явному сексуальному греху, описанному в Числах 25. Следуя образцу Псалма 105, Павел апеллирует как к Исходу 32, так и к Числам 25, и он объединяет числа из обоих, образуя 23 000, чтобы суммировать восстание Израиля — и затем он призывает нас не следовать за Израилем в таком поведении.
Христос в пустыне
Также примечательно, что Павел говорит, что израильтяне испытывали не только Бога, но и конкретно Христа в пустыне (1 Коринфянам 10:9). Здесь есть текстуальный вариант “Господь” вместо “Христос”, но, за исключением NASB, в большинстве переводов используется “Христос.” (В большинстве рукописей написано “Христос”, хотя в некоторых александрийских рукописях говорится "Господь” или “Бог”. Однако эти последние слова, по-видимому, являются намеренными изменениями слова “Христос”, и не имеет смысла, что переписчики поместили бы “Христос” вместо общих ссылок на Бога). Несмотря на это, Павел говорит, что “скалой был Христос” ранее в 10:4. Так что суть остается в любом случае. Точно так же Иуда предупреждает нас: “Иисус, который спас народ из земли Египетской, позже уничтожил тех, кто не уверовал” (Иуда 5). (Здесь также есть текстовый вариант, поскольку NASB говорит “Господь” вместо “Иисус". Но у “Иисуса” есть сильная рукописная поддержка).
Согласно словам Павла, эти события, произошедшие с израильтянами в Книге Чисел, служат для нас “примерами” (τύποι,“типами”) и были записаны для “нашего наставления” (1 Коринфянам 10:6, 11). Христианам следовало бы прислушаться к предостережениям Израиля в книге Исход и Числах, избегая ропота, сексуальной распущенности и идолопоклонства — и искушения совершить подобное — и вместо этого обратившись ко Христу (1 Коринфянам 10:13-14). Как провозглашает Павел, “Итак, пусть тот, кто думает, что он стоит, остерегается, чтобы не упасть” (1 Коринфянам 10:12).
Израиль последовательно восставал против власти над ним. Они восстали против Моисея (Числа 12) и против священников (Числа 16), и всё это было восстанием против Самого Бога (Числа 16:11). Современные христиане должны быть осторожны, чтобы не восстать против Бога, а это означает, что они не должны бунтовать против структур власти, которые Он установил. Христиане должны подчиняться своим старшим (1 Петра 5:5), жены должны подчиняться своим мужьям (Ефесянам 5:22, 24; Колоссянам 3:18), а дети должны повиноваться своим родителям (Ефесянам 6:1; Колоссянам 3:20). До тех пор, пока такие авторитеты действуют в рамках своих полномочий, Бог требует послушания. А восстать против назначенной Им власти - значит навлечь на себя Его гнев и суд, о чём говорится в Книге Чисел.
Предостережения в Псалмах
Обращение Павла к негативному примеру Израиля в Пятикнижии соответствует не только Псалму 105, но и другим предупреждениям в Псалмах. В Псалме 72:27 говорится о Боге: “Ты истребляешь всех, кто блудодействует от Тебя”, используя тот же еврейский глагол в Числах 15:39 для обозначения Израиля, “блудодействующего” по своим собственным желаниям в пустыне. Форма существительного используется в Числах 14:33 — “и вы будете терпеть блудодеяния ваши, доколе не истлеют трупы ваши в пустыне” (подробности см. выше). Вместо того чтобы удаляться от Бога, Псалом 72 призывает нас сделать Бога своим прибежищем (ст. 28) и не желать ничего выше Него (ст. 25).
В Псалме 77 говорится о том, что Бог установил Свой закон для родителей, чтобы они “учили своих детей”, чтобы они могли надеяться на Бога и не забывать Его дела и “не быть подобными своим отцам, упрямому и мятежному поколению, поколению, которое не укрепило своё сердце и чей дух не был верен Богу".” (Псалом 77:5-8). Псалмопевец призывает народ Божий не следовать за восстанием Израиля в пустыне, а вместо этого доверять Богу, а затем учить своих детей доверять Ему.
Кроме того, Бог в Псалме 94 говорит: “Не ожесточайте своих сердец, как в Мериве, как в день Мессы в пустыне, когда ваши отцы испытывали меня” (Псалом 94:8-9). Бог сказал: “Посему я поклялся в гневе Моём, что они никогда не войдут в покой Мой” (Псалом 94:11). Автор Послания к Евреям цитирует этот отрывок (Евреям 3:7-11; 4:3, 5, 7) и призывает христиан войти в Божий покой (Евреям 3:7-4:13). Мы должны принять Божье обещание покоя и войти в Божью вечную субботу (Евреям 4:1,9). Как говорит автор, “Поэтому давайте приложим все усилия, чтобы войти в этот покой, чтобы никто не пал от того же примера непослушания” (Евреям 4:11).
И Павел в 1 Коринфянам 10, и автор Послания к Евреям вспоминают восстание Израиля в пустыне как негативный пример для сегодняшней церкви. Поступая таким образом, они следуют учению, изложенному в Псалмах 72, 77, 94 и 105. Вместо того чтобы впадать в неверие и испытывать Бога, мы должны уповать на Христа-Скалу. Бунт против Бога, включая тех, кого Он поставил во власть, — это духовный блуд, ведущий к осуждению. Но вера ведет к благословению и вечной жизни.
[1] Греческие слова Павла для обозначения 23 000 в 1 Коринфянам 10:8 - это εἴκοσι τρεῖς χιλιάδες. Это точно не соответствует ни одной из возможных ссылок из Септуагинты книги Исхода и Чисел: