“Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых” (Филиппийцам 3:10-11).
Верующих первого века призывали радоваться, “что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие” (см. Деяния 5:41). Они не должны были удивляться, если бы мир возненавидел их (см. 1 Иоанна 3:13). Как Каин, “который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы а дела брата его праведны” (см. 1 Иоанна 3:12), они подозревали, что кто-то может захотеть сделать с ними то, что Каин сделал с Авелем. “И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить” (Матфея 10:28).
За возможным исключением Иоанна каждый из первых апостолов в конечном итоге стал мучеником за свою веру. Согласно светским и церковным историкам, апостол Иаков был обезглавлен около 36 года нашей эры. Фома был убит копьём во время миссионерского путешествия по Индии. Симон был распят. Евангелист Марк, хотя и не был апостолом, был связан и сожжен, в то время как Варфоломей был избит кнутом, в конце концов скончавшись от ран.
Андрею угрожали и предупреждали, чтобы он не проповедовал и не учил о Христе и воскресении. Он засвидетельствовал, что не проповедовал бы славу креста, если бы боялся смерти на кресте. Затем он был распят. Матфей был арестован в Эфиопии и вбит в землю копьями, а затем обезглавлен. Матфий, который был избран вместо Иуды, был побит камнями и обезглавлен, также как Филипп был побит камнями и распят.
Пётр, приговорённый к смертной казни через распятие, был настолько сломлен своим прежним отрицанием своего Господа, что попросил распять его вниз головой, чтобы избежать каких-либо сравнений или дальнейший позор. По мнению историков, его просьба была удовлетворена.
Иисус сказал Своим ученикам, что они будут ненавидимы, отвергнуты, преданы и преследуемы. Он подчеркнул, что их преследование будет исходить даже из их собственной семьи. “И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Матфея 10:36-37).
Некоторые будут заключены в тюрьму и замучены, как и многие до них. Иисус никогда не говорил тем, кто следовал за Ним, что жизнь будет лёгкой, но что это будет дорого стоить. “Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её” (Марка 8:35).
Призвание подлинного христианства заключалось не в популярности или процветании, а в преследованиях и страданиях. “Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него” (Филиппийцам 1:29).
Страдать означает “претерпевать или переживать то, что неизбежно”. Столкнуться с подобным было справедливо для всех, кто хотел жить верой в мире, который был враждебен по отношению ко всем, кто следовал за Иисусом. “Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел” (Иоанна 15:18).
Павел поощрял Тимофея продолжать в том, чему он научился и в чём его заверили. Засвидетельствовав о гонениях и скорбях, которые он перенёс, Павел напомнил ему, что “Да и все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы” (см. 2 Тимофею 3:12).
Говоря о сопричастности страданиям Христа, Павел не хотел избегать ничего, что позволило бы ему испытать истинное общение койнонии с Господом. Он был абсолютно убеждён, что любые неизбежные личные страдания в конце концов того стоили. Павел писал: “чтобы достигнуть воскресения мёртвых” (Филиппийцам 3:11).
Изучая послание Павла к Филиппийцам, мы обнаруживаем некоторые выводы, которые он сделал из своего стремления познать Господа в силе Его воскресения.
Во-первых, Павел сохранял отношение благодарности, ходатайства и радости. “Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою” (Филиппийцам 1:3-4).
Независимо от меняющихся обстоятельств, Слово оставалось неизменным! “Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же” (Евреям 13:8). Находясь в заключении, Павел вспомнил молитву своего Господа: “да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна” (см. от Иоанна 15:11). Это была не просто теория, а истина, с помощью которой он мог противостоять немыслимым обстоятельствам.
Во-вторых, Павел подчеркнул, что все, кто следовал за Господом, должны были оставаться “ будучи уверены в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа ” (см. Филиппийцам 1:6).
Павел знал, что важнее всего было не то, что Бог делал с ним или через него, а то, что Он делал в нём. Христос, “изображенный в нас” (см. Галатам 4:19), был приоритетом, и Павел был уверен, что Бог завершит эту работу до конца.
Затем Павел понял, что продвижение Евангелия не остановится на том, что случилось с ним лично. Он заявил: “Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования” (Филиппийцам 1:12).
Павел был более уверен в силе Евангелия, чем в какой-либо слабости своей плоти или демоническом сопротивлении. Если это правда, “Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину” (см. 2 Коринфянам 13:8), то кто из полчищ сатаны может совершить такой подвиг? Павел верил, что истина всегда сильнее лжи, а свет всегда рассеивает тьму. “Умножению владычества Его и мира нет предела” (см. Исаия 9:7).
В-четвёртых, Павел верил, что его пленение не было результатом действий человека, а было частью Божьего плана. Он писал: “узы мои о Христе” (см. Филиппийцам 1:13). “Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю души свои делая добро” (1 Петра 4:19). Как мог кто-то с такой уверенностью в воле Божьей, действующей в нём, считать себя пленником какой-либо земной системы?
В-пятых, Павел писал: “и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие” (Филиппийцам 1:14).
Боязливые мужчины и женщины порождают страх в сердцах других мужчин и женщин. И всё же мужество, проявленное в опасности, вызывает то же самое в сердцах тех, кто в противном случае бы испугался. Точно так же, как страх может быть оружием массового уничтожения, бесстрашие перед лицом страданий может быть оружием массового строительства Царства.
Наконец, высшей целью Павла было не просто жить (см. Филиппийцам 1:20-21), но возвеличить Христа, независимо от того, жил он или умер. Его величайшим желанием было познать Господа в силе Его воскресения, а чтобы сделать это, он должен был познать Господа в участии в Его страданиях. В этом случае цель оправдывала средства.
“Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться” (Римлянам 8:16-17).