Хронология Цинцендорфа
Родился 26 мая 1700 года в Дрездене в семье графа Георга Людвига и баронессы Шарлотты.
1703-1710 воспитывался в поместье Гросс-Хеннерсдорф бабушки, баронессы фон Герсдорф.
В 1710 году поступил в Галле в педагогиум пиетиста Августа Франке.
В 1715 году поклялся посвятить свою жизнь Христу и основал “Орден горчичного зерна”.
25 августа 1716 года прибыл в Виттенберг, чтобы начать учебу в университете.
1719-1720 “Большое турне” по Германии, Голландии, Франции, Швейцарии. В Дюссельдорфском музее он дал обет Христу.
В октябре 1721 года начал службу юристом при дворе курфюрста Августа Сильного.
В апреле 1722 года приобрел поместье Бертельсдорф у бабушки.
7 сентября 1722 года женился на графине Эрдмут Доротее фон Ройсс в Эберсдорфе.
7 августа 1724 года родился первый ребенок, Кристиан Эрнест, но прожил всего три месяца. Из их двенадцати детей трое пережили своих родителей.
Май 1727 года подписание “Братского соглашения” в Херрнхуте.
13 августа 1727 года “день рождения” Обновленной Моравской церкви в Херрнхуте.
1731 год в Копенгагене на коронации короля Кристиана Vl встретил обращенного раба Энтони Ульриха из Вест-Индии.
21 августа 1732 года Леонард Добер и Давид Ничман обратились к Богу в качестве первых моравских миссионеров. В этот день они покинули Херрнхут.
19 декабря 1734 года Тюбингенский факультет официально рукоположил их в сан лютеранского священника.
1736 изгнан из Саксонии; “Конгрегация пилигримов” обосновалась в Веттеравии.
20 мая 1737 рукоположен в сан епископа Моравской церкви в Берлине.
1738 принимал Джона Уэсли в Херрнхуте; посетил Вест-Индию.
В декабре 1741 года вместе с графиней, дочерью Бенигны, Анной Ничманн начал 14-месячное пребывание в Америке.
В 1747 году декрет об изгнании отменен; временно посетил Херрнхут.
1749-1755 годы сделали Лондон центром международной моравской деятельности.
19 июня 1756 года графиня Цинцендорф умерла в Херрнхуте.
27 июня 1757 года женился на Анне Ничман; отрекся от своего положения в империи в пользу племянника.
9 мая 1760 года умер в Херрнхуте.
Моравы
История точно не знает, кто принес весть о распятом и воскресшем Спасителе в этот регион к северу от Дуная. Но в ней действительно говорится, что в 836 году братья Кирилл и Мефодий из Константинополя и представители восточно-христианской традиции отправились в Моравию в качестве миссионеров. Латинская церковь предшествовала им там, но эти трудолюбивые греки сделали то, чего не сделали латинские миссионеры. Кирилл изобрел алфавит для моравского языка, и они с Мефодием начали переводить Библию для народа. И они проповедовали на родном языке. "Их работа посеяла семена той глубокой любви к истине, той страстной настойчивости в том, чтобы это Слово было у каждого на языке, и той готовности страдать и умирать за веру, которые нашли выражение несколько столетий спустя среди последователей мастера Яна Гуса" (из книги "Через пятьсот лет: Популярная история Моравской церкви", Аллен У. Шаттшнайдер).
1400 Распространяются революционные труды Джона Уиклиффа
1415 Ян Гус сожжен на костре
1441 Начинается работорговля с Африкой
1453 Гутенберг впервые печатает Библию
1457 Организована Unitas Fratrum (Моравская церковь)
1483-1546 Мартин Лютер
1492 Колумб отплывает в Новый Свет
1498 Савонарола принял мученическую смерть
1500 Первый протестантский гимн
1564-1616 Шекспир
1579-1593 Библия Кралице, переведенная богемскими братьями
1611 Библия короля Якова
1620 Плимутская колония
1621 "День крови"
1618-1642 Тридцатилетняя война в Германии
Ян Гус (1369-1415)
"Гус не дожил до основания протестантской церкви или любого из её ответвлений, но он посеял семя. Его последователи обнаружили, что католическая церковь не изменится и не реформируется, поэтому они почувствовали, что у них есть только один выбор: начать всё сначала", - отмечает Эдвин А. Сойер. Рукоположен в сан священника римско-католической церкви в 1400 году, Ян Гус стал проповедником в пражской Вифлеемской часовне в то время, когда труды английского реформатора Джона Уиклифа широко распространялись по всей Чехии. В Гусе они нашли своего защитника. Его призыв к "этической трансформации духовенства и церковной жизни", а также "подлинное чувство богемского национализма" привели к прямой конфронтации со своим архиепископом и, в конечном счете, с папой римским. В Констанце церковный собор осудил его как еретика и сжег на костре 6 июля 1415 г. Последовало жестокое преследование "гуситов", вынудившее некоторых гуситов отступить в область Кунвальд в баронстве Литиц. Там в 1457 году они организовали церковь по образцу Нового Завета под руководством старейшин. Это положило начало Unitas Fratrum, единству братьев, позже известному как Моравская церковь.
Григорий Патриарх (1420-1473)
Григорий был племянником архиепископа Рокицаны из утраквистской церкви в Праге. Эта ветвь католицизма была названа так потому, что причащение принималось в обоих видах (sub utraque species). Проповедуя в Праге, Рокицана повлиял на Григория, побудив его последовать примеру ранних гуситов, дав ему труды радикального чешского реформатора Петра из Хельчиц. После посещения Петра Григорий и небольшая группа единомышленников поселились в Кунвальде. Враги этих "братьев" (они стали называть себя "Еднота Братрска" или "Единство братьев") начали преследование, схватив Григория, когда он был с визитом в Праге. Григория и нескольких гуситов пытали на дыбе; один Григорий отказался отречься. Теряя сознание после пыток на дыбе, ему приснилось, что он увидел Иисуса, стоящего у цветущего дерева вместе с тремя мужчинами. Узнав, что его племянник был схвачен, Рокичана освободил Григория. Вернувшись в Кунвальд, Григорий рассказал братьям о своём сне, истолковав его как означающее, что Христос объединит их в церковь. Реформированный католический священник Майкл был назначен епископом в 1467 году, и традиция гласит, что он был рукоположен вальденскими епископами. Когда церковь выбрала трех старейшин, Грегори узнал их лица - это были те же самые люди, которых он видел во сне!
Лука Пражский (1460-1528) и Иоанн Августа (1500-1572)
Ко времени Лютера Unitas Fratrum уже насчитывала более 400 конгрегаций и 150-200 000 членов, что едва ли можно назвать маленькой борющейся церковью! Лука и Иоанн были ключевыми фигурами в этой растущей церкви. Первый, выпускник Пражского университета, покинул церковь утраквистов, чтобы стать членом Братства в возрасте 40 лет, а позже был рукоположен в сан епископа. По его вдохновению церковь в 1501 году выпустила ранний протестантский сборник гимнов, содержащий 89 песнопений. Его катехизис "Вопросы к детям", впервые опубликованный на чешском, а затем на немецком языках, "был найден в доме каждого брата". ИОАНН АВГУСТА следовал за Лукой в качестве епископа в 1532-1572 годах. В очередной раз, когда братья подверглись бесчеловечным преследованиям, Бог дал церкви в лице Иоанна человека "безграничной энергии и великих лидерских дарований". Блестящий проповедник, он пользовался уважением как Лютера, так и Кальвина. Иоанн составил братское исповедание веры и стремился объединить все протестантские организации в Богемии, но король Фердинанд разрушил эту надежду, бросив Иоанна в тюрьму, где он томился 14 лет.
Епископ Иоанн Коменский (1592-1672) в снегах Гигантских гор на северной границе Богемии молился Богу о сохранении "скрытого семени" Братства Унитас в Богемии. Семью годами ранее, в "День крови", 15 братьев и других чешских патриотов были обезглавлены. В последующие дни духовенство было заключено в тюрьму, "члены церкви были отправлены в шахты или подземелья, церкви были закрыты, школы разрушены, Библии и сборники гимнов, катехизисы и исторические труды сожжены", - отмечает Джеймс Гастингс. Более 36 000 семей братьев бежали из Богемии, и среди них был Коменский, выпускник Гейдельберга и директор школы. В 1632 году в Лиссе, Польша, он был назначен их епископом. Коменский завоевал репутацию на континенте как новатор в области образования, и многие из его образовательных теорий до сих пор считаются актуальными. Он был первым, кто ввел картинки в школьные учебники. Традиция гласит, что недавно основанный Гарвардский колледж предложил ему пост президента, но забота о древней церкви была его главной заботой. Ожесточенная оппозиция в Польше вынудила его бежать в Голландию. Опасаясь, что его церковь погибнет, он собрал деньги, в основном от христиан Англии, на издание богемской и польской Библий и в завещании передал "нашу дорогую Мать, Церковь братьев" на попечение Англиканской церкви. Его зять, Питер Яблонски, сменил его на посту епископа и таким образом сохранил угасающие надежды братьев.
|