Ересь в ранней Церкви: хронология христианской истории
ГНОСТИЦИЗМ
140 Валентин начинает преподавать гностические взгляды в Риме
144 Маркион отлучен от церкви за гностические взгляды
175 Василид исповедует гностические учения в Александрии
180Ириней пишет против ересей, выступая против гностицизма
450 Гностические секты уменьшаются
Формы гностицизма возвращаются с павликианами (800-е годы) и альбигойцами (1200-е годы)
КВАРТОДЕЦИМАНИЗМ
155Поликарп и другие выходцы из Малой Азии выступают за 14 Нисана в качестве даты Пасхи
190 Папа Виктор настаивает на соблюдении воскресенья и пытается искоренить квартодециманизм (“14-й изм”), хотя Ириней выступает за терпимость
325Никейский собор принимает александрийский метод определения Пасхи
400 Рим начинает использовать александрийский метод
В средние века кельтская церковь (в 625 году) и церковь в Галлии (в 800-х годах) присоединились к Западу, приняв александрийский метод
МОНТАНИЗМ
157 Монтан начинает пророчествовать, что Небесный Иерусалим скоро спустится во Фригию, в Малой Азии
170 Монтанизм развивает экстатические и аскетические практики
190 Монтанизм, осужденный церковными соборами в Малой Азии
207 Тертуллиан переходит в монтанизм
400 Монтанизм ослабевает, но сохраняется в очагах
Несмотря на жестокие преследования Юстиниана I (483-565), монтанизм просуществовал до 800-х годов
МОНАРХИАНСТВО
190 монархианство (подчеркивающий монархию Бога, “единство”, а не три личности) распространяется
200 Ноэт, осужденный в Риме за патрипассианство (“Отец страдает”), учение о том, что Отец страдал как Сын
268 Антиохийский собор низлагает Павла Самосатского и осуждает савеллианство (т.е. модализм: Отец, Сын и Дух являются временными проявлениями одного и того же существа).
К началу 300-х годов большинство монархианцев становятся арианами
“ПУРИТАНИЗМ”
249-250 Декианские преследования приводят к тому, что многие христиане “впадают в грехопадение”, то есть отрицают веру
251 Новациан учит, что отпавшие не должны быть повторно приняты в церковь; некоторые христиане признают отпавших на легких условиях
252 Киприан отстаивает срединный взгляд: покаяние за упущенное
255-256 Африканские епископы настаивают на повторном крещении еретиков и раскольников; Рим не согласен
311 Донатисты отказываются принять нового епископа Карфагена, потому что он “передал” Писания во время гонений; они посвящают епископа-соперника
314 Арльский собор осуждает донатизм, который настаивает на непоколебимой лояльности членов церкви
411 Донатизм значительно ослаблен осуждением правительства
Донатизм выживает в очагах в Африке до тех пор, пока ислам не завоевывает регион (конец 600-х годов)
АРИАНСТВО
318 Взгляды Ария о том, что Иисус не божественен, набирают популярность; Афанасий пишет о Воплощении, подтверждая полную божественность и человечность Иисуса
325 Никейский собор, созванный императором Константином, осуждает ариан и подтверждает божественность Христа
328-361 Временный триумф арианства; период раздоров и неразберихи; никейские епископы, подобные Афанасию, низложены и изгнаны
337 Новый восточный император Констанций открыто принимает арианство
340 Первое обращение готов арианом Ульфиласом
361 Валентиан, ортодокс, становится западным императором, и ортодоксия начинает восстанавливать утраченные позиции
381 Феодосий, ортодокс, становится единоличным императором; Константинопольский собор подтверждает никейскую ортодоксию; Каппадокийские отцы вносят последние штрихи в доктрину Троицы
390-е Арианство всё ещё живо среди готов и других германских народов
Арианство исчезает в 700-х годах в результате постепенного обращения в ортодоксию
МОНОФИЗИТСТВО
371 Взгляды Аполлинария (ранняя форма монофизитства [“однонатуризм”]: у Иисуса одна, божественная природа) распространились
381 Константинопольский собор осуждает аполлинаризм
440-е годы Евтихий начинает учить, что у Христа после Воплощения есть только одна природа - божественная природа
449 Путем запугивания и подкупа собор в Эфесе (“Разбойничий собор”) объявляет Евтихия ортодоксом
451 Халкидонский собор провозглашает, что у Христа две природы, и осуждает монофизитство
500-е года, после неоднократных попыток примирения, монофизиты объединились в коптскую, сирийскую и армянскую общины
ПЕЛАГИАНСТВО
390 Пелагий переезжает в Рим, и его беспокоит моральная распущенность
410 Пелагий учит спасению добрыми делами; некоторые из его последователей отрицают первородный грех
418 Карфагенский собор подтверждает учение Августина
431 Эфесский собор осуждает пелагианство
529 С осуждением на Оранском соборе пелагианство вымирает
НЕСТОРИАНСТВО
428 Несторий возражает против того, чтобы называть Марию Богородицей (“Богоносица”), но Кирилл Александрийский защищает этот термин и осуждает Нестория
431 Эфесский собор провозглашает Марию Богородицей и осуждает несторианство
436 Несторий сослан в Верхний Египет
451 Халкидонский собор осуждает несториан, которые постепенно переселяются в Персию и далее на восток, чтобы сформировать свою собственную церковь
Несториане по сей день остаются отдельной церковью
Bradley Nassif - приглашенный профессор восточной ортодексии в Школе евангельского богословия Тринити в Иллинойсе. Он является редактором журнала "Новые перспективы исторической теологии" (Эрдманс, 1996).
Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. 2-е послание Петра 2.
Инакомыслие (ересь) присутствовало на заре христианства и это уже тогда порождало дискуссии. Постепенно христианство стало от доктрины любви и терпимости отступать, а инакомыслящие стали преследоваться.
Ириней во 2-м веке провозгласил себя проводником ортодоксальных взглядов и продолжателем взглядов апостолов. Он посчитал, что только З синоптических евангелия и текст приписываемый Иоанну достойны включения в канон. Вопросы принятия или отвержения того или иного религиозного постулата стали приниматься большинством голосов, которое навязывало свое мнение остальным.
После того, как христианство получило статус официальной религиозной доктрины в обществе, с еретиками стали поступать достаточно жестко. В З85 году был казнен первый еретик. Но все же в первом тысячелетии столь жестокие преследования были редкостью.
В средние века с появлением инквизиции многое поменялось. Достаточно широко известно сожжение на костре Джордано Бруно. Одно из множества выставленных против него обвинений — учение Дж.Бруно о бесконечности вселенной и множестве миров.
Пережитки темных времен сохранились до сих пор. Каждое течение считает себя на верном пути, а в других ищет изъяны. Нашим современникам часто не хватает терпимости к имеющим иные взгляды, они запамятовали, что терпимость - это аспект любви.
Кто может обладать уверенностью, что именно его взгляды отражают истину, а не являются предрассудком, который подобен глиняному горшку стоящему на краю и готовому при малейшем порыве ветра упасть, мгновенно превратившись в осколки?