Учителей ранней церкви волновало не только то, во что верили христиане, но и то, как они жили
В одном из самых ранних неофициальных очерков церковной доктрины, "Дидахе", ясно говорилось, что христиане не должны практиковать аборты или подвергать смерти новорождённых младенцев. Объясняя, что значит любить ближнего, в нём говорилось: “Не совершай убийства, прелюбодеяния, содомии, блуда или воровства. Не практикуйте магию, колдовство, аборты или детоубийство”. По этим этическим вопросам христиане были единодушны.
Но другие практические вопросы вызывали раскол в церкви или требовали церковной дисциплины. Когда мы думаем о ереси в ранней церкви, мы обычно думаем о возвышенных богословских спорах о Троице и божестве Христа, но пасторам также приходилось подводить черту под рядом практических проблем.
Жизнь с “Духовными сёстрами”
Некоторые монахи и монахини в ранней церкви верили, что они могут жить вместе. Монахи хотели быть свободными от обязанностей по ведению домашнего хозяйства, которые могли бы выполнять монахини (которых они называли “духовными сёстрами”); тогда монахи могли бы проводить больше времени в созерцании и служении другим. Из-за своих обетов они чувствовали, что могут избежать сексуального искушения.
Эта практика, возможно, существовала ещё во втором веке. Хотя это было официально запрещено церковными соборами в Эльвире, Анкире и Никее в начале 300-х годов, оно существовало ещё долго после этих запретов.
Многие отцы церкви проповедовали против этого. Иероним (342 - 420) сказал, что многие из этих женщин скрывали свою беременность под свободной одеждой, и он говорил об абортах среди этих “девственниц”. Иоанн Златоуст (347 - 407) откровенно отметил, что многие из духовных сестёр стали духовными матерями!
Крещения на смертном одре
Некоторые ранние христиане верили, что грехи, совершенные после крещения, либо не могут быть прощены, либо повлекут за собой дорогостоящую епитимью. Таким образом, многие христиане откладывали крещение до самой смерти и большую часть своей жизни проводили на задворках церкви.
Пасторы постоянно критиковали эту практику как увековечивающую духовное младенчество. Златоуст утверждал, что человек может не только непреднамеренно умереть до крещения, но и крещение не было временем печали перед надвигающейся смертью. Вместо этого это было время радости, начало новой жизни в вере.
Обращаясь к оглашенным - новообращённым, которые собирались креститься, он сказал: “Я не только считаю вас благословенными, но и восхваляю вашу добрую волю, потому что, в отличие от распущенных людей, вы не приближаетесь к крещению на последнем издыхании.… Они принимают крещение в своих постелях, но вы принимаете его в лоне общей матери всех нас, Церкви; они принимают крещение среди стенаний и слез, но вы креститесь с ликованием и весельем; они стонут, в то время как вы благодарите; их высокая температура оставляет их в ступоре в то время как вы наполнены изобилием духовного наслаждения”.
Несмотря на такое сильное учение, прошло ещё столетие, прежде чем эта практика прекратилась.
Солдаты во Христе
По некоторым вопросам, таким как вопрос о том, должны ли христиане служить в армии, позиция ранней церкви претерпела изменения.
В первые три столетия трудно найти доказательства участия христиан в вооруженных силах. Большинство христиан, похоже, приняли точку зрения Тертуллиана (ок. 160 - ок. 225), которую он выразил в “Об идолопоклонстве и короне”: "Душа не может служить двум господам, Богу и кесарю". Он признал действительность военных подвигов Израиля перед Христом и искренность раскаявшихся солдат, пришедших к Иоанну Крестителю, но заключил: “Господь, забрав меч Петра [в Гефсиманском саду], обезоружил каждого солдата после этого”.
Однако после обращения императора Константина некоторые христиане начали расходиться во мнениях.
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), церковный историк, в своей речи, посвященной восхвалению Константина, назвал Константина “другом Спасителя”. Он считал Константина исполнением Божьего обещания Аврааму благословить народы земли и, таким образом, подразумевал, что служить в правительстве или армии Константина означало служить Богу.
С другой стороны, Никейский собор по-прежнему требовал от церквей дисциплинировать бывших солдат, которые, покинув армию из-за своего обращения в христианство, затем решили вернуться в неё.
Точка зрения, которая в конечном итоге возобладала, была выражена Василием Великим (ок. 330 - 379), лидером церквей в Каппадокии (в современной Турции): “Я познакомился с человеком, который демонстрирует, что даже в военной профессии возможно сохранять совершенную любовь к Богу и что христианин должен характеризоваться не по одежде, которую он носит, а по расположению его души”.
Календарная ересь
В течение первых семи столетий после рождения церкви христиане расходились во мнениях о том, как определить дату Пасхи. Верующие из Малой Азии считали, что её следует отмечать в определённую дату: четырнадцатый день еврейского месяца Нисан, чтобы соответствовать еврейскому празднику Пасха. В частности, эти христиане считали, что Пасху можно праздновать в любой день недели. Их называли квартодециманами, что в переводе с латыни означает “четырнадцатый”.
Большинство христиан, однако, настаивали на праздновании воскресения Христа в воскресенье, в день, когда Он воскрес из мёртвых. Они рассчитали Пасху таким же образом, но перенесли её на воскресенье, следующее за четырнадцатым днем Нисана.
Другие группы выбирали другие даты, и в результате получился беспорядок. Епископ Миланский Амвросий (ок. 339 - 397) прокомментировал в письме, что в 387 году н.э. Пасха праздновалась 21 марта в Галлии (современная Франция), 18 апреля в Италии и 25 апреля в Египте! Разногласия настолько обеспокоили епископов на Никейском соборе (325 г. н.э.), что квартедециманы были названы “еретиками”.
Единство в средиземноморском мире наступило в пятом веке, когда все церкви начали использовать египетский метод исчисления: Пасха приходилась на первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.
Спор вновь возник в эпоху раннего средневековья в кельтских церквях и в Галлии. Только в начале 800-х годов на Западе было достигнуто полное согласие.
Как видно из текста, автор разбирает в основном мало существенное (формальное) в жизни христианских общин.
Календарная ересь. Если христиане признают иудаизм и готовы следовать его традициям, как иудохристиане, то придерживаться традиций иудаизма может и необходимо.
А если христиане свободны от иудаизма и христианин по сути Господин субботы и желает иметь собственные правила и установления, то имеет полное право на собственное учение, традиции и праздники.
Как пример установление РОЖДЕСТВА Христова на дни зимнего солнцеворота. Нет доказательств что Иисус родился зимой. В этом вопросе общество приняло решение и до сих пор поддерживает древнюю традицию. Потому в указанном случае слово ересь не применимо.
То же самое касается таких вопросов, как служить в воинских соединениях или отказываться. Задача мужчины оберегать свой дом.
Про крещение тоже не очень понятно. Человек пока не пройдет обряд крещения мог в начальной церкви считаться христианином? Это могло касаться Павла и учеников и тех, кто стоял у истоков христианства. По каким же признакам делили людей на "свой - чужой"?
Христос дал заповедь : "ВОЗЛЮБИ..." Это заповедь наделяет человека свободой воли. Если человек любит другого, то избегает применять насилие по отношению к нему. Солнце светит всем и правому и виноватому и каждого одинаково обогревает своими лучами, и грешника и праведника.