В монтанистском споре отвергла ли церковь ересь или Святого Духа? |
Мы испытываем особое чувство связи, когда обнаруживаем духовного предка, который похож на нас. Например, те, кто страдает за веру сегодня, черпают вдохновение в ранних мучениках. Другие, жаждущие исполненного Духа поклонения и “харизматического” свидетельства, обращают своё внимание на восторженное христианское движение второго века, называемое монтанизмом.
В этом примере, однако, кроется проблема: монтанизм, который на первый взгляд выглядит как современное Пятидесятничество, был широко отвергнут как еретический в ранней церкви. Почему?
Вдохновляющие начинания
Примерно в 157 году в римской провинции Малая Азия, известной как Фригия, исповедующий христианство по имени Монтанус начал восторженно пророчествовать. Утверждая, что его вдохновил Святой Дух, вскоре к нему присоединились две пророчицы, Максимилла и Присцилла (Prisca). Они уделяли особое внимание библейскому учению об Утешителе и утверждали, что являются последними в череде пророков, в которую входили дочери Филиппа (Деяния 21:8-9). Они сказали, что были призваны призвать всех верующих к праведной подготовке к небесному нисхождению Нового Иерусалима.
К 170-м годам это движение “Нового пророчества”, как его называли, распространилось. Центр деятельности монтанистов всегда находился в Малой Азии, хотя в конечном итоге новообращённые появились в таких миссионерских форпостах, как Рим, Византия и Карфаген. Что привлекло множество ранних христиан к монтанизму? Возможно, ответ кроется в трёх словах: авторитет, энергичность и дисциплина.
Пророки-монтанисты претендовали на прямые откровения от Бога, и их высказывания (“оракулы”) ценились и сохранялись верующими как авторитетное учение. Здесь была свежая истина, данная Духом, для этих последних дней!
Более того, такие откровения, возникающие в состоянии трансового экстаза, были потрясающими переживаниями как для пророка, так и для прихожан.
Наконец, был сделан новый, строгий акцент на практической святости, с пророческими учениями по таким вопросам, как пост, брак, аскетизм и духовное исцеление.
В своём трактате «О душе» самый известный новообращенный монтанизма Тертуллиан иллюстрирует привлекательность этого движения:
“Теперь среди нас есть сестра, на долю которой выпало удостоиться даров откровения, которые она переживает в Духе посредством экстатического видения во время священных обрядов Дня Господня в церкви. Она беседует с ангелами, а иногда даже с Господом. Она одновременно видит и слышит таинственные сообщения. Она распознаёт сердца некоторых мужчин и получает указания по исцелению для тех, кто в них нуждается. Будь то чтение Писаний, или пение псалмов, или произнесение проповедей, или вознесение молитв — во всех этих религиозных службах ей предоставляются материя и возможность видеть видения....”
Так что же было не так?
Не все были так очарованы этим движением. В 192 году Серапион, епископ Антиохийский, заявил, что “деятельность лживой организации под названием ”Новое пророчество" вызывает отвращение у всего братства в мире".
Другой епископ, написавший анонимно примерно в то же время, рассказал о региональных синодах в Малой Азии, созванных для разрешения разногласий, в результате чего монтанисты были отлучены от церкви. Он был впечатлён недавней поездкой в Анкиру, во время которой церковь "звенела от шума" Нового Пророчества.
Он и другие возражали против монтанизма по пяти основным основаниям:
1. "Ненормальный экстаз”. Монтанус пророчествовал в исступлении, не привлекая рационального ума, “вопреки способу, который принадлежит традиции и преемственности церкви с самого начала”.
2. Никаких элементов управления. Когда уважаемые епископы и церковные лидеры попытались практиковать различение с пророками-монтанистами, пророки отказались подчиниться.
3. Мирское. Некоторые ставили под сомнение финансовые операции монтанистов. Другие беспокоились об образе жизни: “Разве пророк красит волосы, красит веки, любит украшения, играет за игровыми столами и в кости, даёт деньги взаймы под проценты?”
4. Внебиблейское откровение. Многие были обеспокоены тем, что люди будут относиться к оракулам Нового Пророчества с большим уважением, чем к Писаниям.
5. Ложные пророчества. Максимилла объявила, что будут войны и смуты, и после её смерти больше не будет пророков, кроме “Конца”. И всё же примерно через тринадцать лет после её смерти воцарился мир.
С другой стороны, несколько ортодоксальных учителей, хотя они и не присоединились к движению, отказались осудить его. Ириней, епископ Лионский, например, был обеспокоен тем, что те, кто нападает на монтанистов, лишат церковь подлинного дара пророчества. Те, кто сделал это, писал он, “не признают тот аспект, представленный Евангелием от Иоанна, в котором Господь обещал, что пошлёт Утешителя, но они сразу отвергают и Евангелие, и пророческий Дух”.
Даже охотник за ересями четвертого века Епифаний не смог найти серьёзных недостатков в этом движении. Тем не менее, то, как монтанисты исповедовали свою веру, заставляло большинство христиан насторожиться.
Конец движения
В начале этого столетия французский историк Пьер де Лабриоль показал, как монтанизм в Малой Азии просуществовал вплоть до средневековья, хотя всеобщий энтузиазм по поводу этого движения угас к четвёртому веку. Тертуллиан (ум. 225), написавший семь книг в защиту Монтана, был последней крупной фигурой движения.
Историки продолжают спорить о том, как раннехристианская церковь справлялась со своим двойным управлением церковной властью и духовной силой. Некоторые утверждают, что церковь, осудив это движение, подавила раскольническую партию, которая вызвала бы ещё больше разногласий. Другие говорят, что было проигнорировано предостережение Павла: “Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте” (1 Фес. 5:19-20).
Большая часть литературы, посвященной полемике (например, книга Тертуллиана об экстазе), утеряна или погибла. Однако остаётся вопрос, представляющий жизненно важный интерес не только для историков доктрины, но и для современных христиан, ведомых Духом.
Jim Smith - пастор баптистской церкви Клэрмонт Эммануэль, адъюнкт-профессор Западной теологической семинарии Вефиля (оба в Сан-Диего, Калифорния) и консультант редакции журнала "ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ".
|