В наших усилиях соблюдать всё Писание давайте не будем забывать, что в их основе находится Иисус
|
Помню, как однажды я стоял в конференц-зале и спорил с пожилой дамой о песне “Иисус любит меня”. Позвольте мне сначала сказать, что я бы основательно упрекнул себя 20-летней давности за чрезмерную уверенность в теологической правильности моего “племени”.
Мне даже стало неловко в то время — эта женщина напомнила мне всех южных баптистских дам, которые учили меня в воскресной школе, вплоть до пышной прически. Держу пари, у неё в сумочке тоже были мятные леденцы. Я был раздражающе полемичен, и она имела бы полное право погладить меня по голове, сказать: “Благослови тебя Господь” и отправить меня восвояси.
Мы были по разные стороны того, что тогда было большим доктринальным расколом в моей деноминационной традиции, и мы обсуждали один из спорных моментов в этом споре. Я попросил её истолковать библейский отрывок, касающийся какой бы то ни было темы, и она сказала: “Это Павел, это не Иисус. Иисус никогда ничего не говорил об этом”.
Когда я вернулся к другому отрывку, она сказала: “В этом разница между тобой и мной. Твой авторитет - Библия, мой - Иисус”. Я ответил: “Но что вы знаете об Иисусе, кроме Библии?” И она сказала: “Я знаю всё, что мне нужно знать: "Иисус любит меня, это я знаю!" И на это я сказал: “...ибо так говорит мне Библия”.
Я съеживаюсь, когда думаю о том, как я гордился “победой” в этих дебатах. Когда эта женщина ушла, я предположил, что это потому, что она не смогла ответить на мою реплику. Теперь я знаю, что она, вероятно, думала: "Кто этот панк и как мне от него сбежать?" Тем не менее, хотя сейчас я лучше понимаю, что она пыталась сказать, я всё же согласен с тем, что сказал я, хотя и не так грубо, как я это сделал.
Было время, когда я действительно беспокоился о “христианстве с красными буквами” - это идея о том, что слова Иисуса (напечатанные красной краской во многих Библиях) более авторитетны, чем остальная часть Библии, и могут переопределить теологическое или этическое учение, содержащееся, скажем, в Ветхом Завете или Послания Павла.
Я по-прежнему разделяю это беспокойство, и этот менталитет можно встретить во многих местах и по сей день.
На первый взгляд, расстановка приоритетов “красных букв” имеет смысл. В конце концов, Иисус как личность более авторитетен, чем Моисей, Иеремия, Павел или Иоанн. Если мы окажемся в толпе воскресших святых на небесах и возникнет какой-то момент библейского толкования, никто не будет смотреть на Наума, если там будет Иисус.
Самое полное откровение Бога - это Иисус Христос, и Он имеет смысл не только для остальной части Библии (Луки 24:27), но и для всего космоса (Кол. 1:17). Проблема этого направления заключается не в том, что оно становится слишком сосредоточенным на Иисусе, а в том, что оно недостаточно сосредоточено.
Взгляд Иисуса на Библию заключается в том, что она является Словом Божьим и не может быть нарушена. Он переосмысливает откровение Бога и историю Израиля, объясняя, как это относится к Нему. Даже когда Иисус говорит: "Моисей сказал …, но Я говорю вам...", это никогда не объясняет острые углы Ветхого Завета. Скорее, Иисус ещё больше обострил эти острые углы: Моисей сказал "не убивай", но Я также говорю "не гневайся в сердце своём".
Иисус также сказал Своим ученикам, что ему есть что сказать ещё, то, что народ Божий пока не был готов услышать (Иоанна 16:12-13). И затем, точно так же, как Бог избрал пророков, через которых можно было говорить, Иисус сделал то же самое через Своих апостолов (Еф. 2:20). Даже прямая речь, которую мы видим от Иисуса после Его вознесения, такая как Его послания церквям Откровения, исходит от выбранных Им апостолов (в данном случае от Иоанна).
Более того, без представления о богодухновенности всего Писания у нас вообще нет красных букв. Почти все признают, что первыми писаниями нашего Нового Завета были не Евангелия, а некоторые послания Павла. И Евангелия, когда они были записаны, не были обнаружены в пещере. Они пришли через Матфея и Иоанна, учеников Господа, а также Марка и Луку, соратников таких апостолов, как Пётр и Павел.
Библия утверждает, что всё Писание “выдохнуто Богом” (2 Тим. 3:16, ESV повсюду), что авторы любого Писания говорят от имени Бога, поскольку они “ведомы Святым Духом” (2 Пет. 1:21), и что Дух, делающий это действие - это “Дух Христов” (1 Пет. 1:11). Если это правда, то, как я обычно говорил своим студентам семинарии, “Каждое слово Библии должно быть написано красными буквами”.
Многие могли видеть в красноречивой риторике скользкий путь, который в своей крайней форме привёл бы к попытке отделить Слово от Духа, Отца от Сына, голову от тела. Все эти опасности реальны. Но всё чаще я вижу его зеркальное отражение, своего рода “христианство с чёрными буквами”, которое столь же опасно.
Как и во многих других вещах, мы склонны не видеть, как К. С. Льюис предупреждал нас в “Простом христианстве”, что дьявол посылает в мир заблуждения не одно за другим, а два за двумя — в "парах противоположностей", по обе стороны от истины. Прямо сейчас мы должны видеть, что это не просто искушение красноречивых христиан попытаться отделить Библию от Иисуса. Христиане с черными буквами тоже это делают - и ставки так же высоки, если не выше.
В "Джейбер Кроу" Уэнделл Берри описал парикмахера Джейбера, слушающего, как Трой, ожидающий клиента, ругается о том, что собрал всех коммунистов и расстрелял их. Джейбер остановился, посмотрел на Троя и сказал: “Любите своих врагов, благословляйте проклинающих вас, делайте добро ненавидящим вас”.
Трой ответил: “Где ты взял это дерьмо?” Когда Джейбер сказал: “У Иисуса Христа”, Трой смог ответить только: “О”.
Джейбер размышляет: “Это был бы великий момент в истории христианства, если бы я не любил Троя”.
Когда я впервые прочитал это, я предположил, что Берри строит гиперболический сценарий, чтобы противопоставить подлинное нагорное христианство с его культурной версией, которую мы так часто видим в американской жизни. Однако за последние несколько лет я видел точно такой же сценарий в реальной жизни — от евангелистов, которые говорили, что верят Библии.
За последние несколько лет некоторые евангельские лидеры и политики, которых они поддерживают, высмеивали “слабость”, подразумеваемую в слове “Подставь другую щеку”. Если бы это был просто причудливый мир новостей кабельного телевидения, я бы, возможно, отмахнулся от этого. Но несколько пасторов рассказали мне о том, как, когда они цитировали “Подставь другую щеку” или “Люби своих врагов”, а у них потом кто-то спрашивал, откуда они черпали свои “либеральные” идеи.
Другой рассказал мне, что после проповеди по Нагорной проповеди прихожанин сказал ему: “Мы пробовали "Подставить другую щеку", это не сработало; теперь пришло время бороться”.
Чтобы было ясно, Нагорная проповедь не “работает” и никогда не работала — если то, что мы подразумеваем под “работой”, - это видеть мировое определение успеха в мировом расписании. Оказаться распятым - это не то определение победы, которое даёт общество. Именно это имел в виду Иисус. Он переворачивает все эти определения и ожидания с ног на голову.
Мы можем видеть во многих скандалах, происходящих в церкви, — и скандалах, которые ещё не произошли, но бурлят под поверхностью, — способ, которым нам легко думать о подобии Христу не только как о необязательном для руководства, но и как о препятствии для этого. Многие (хотя и далеко не все) церкви (справедливо) уволят и подвергнут дисциплинарному взысканию лидера за сексуальную безнравственность.
Но когда в последний раз мы видели, чтобы кого-то привлекали к ответственности за сварливость или мстительность - вещи, о которых прямо говорил сам Иисус?
Мы также можем видеть эту тенденцию в своего рода проповеди, которая кажется подозрительной по отношению к способу обучения Иисуса — истории, притче и повествованию - способу обучения, который согласуется с тем, как Бог говорит в Ветхом Завете. Способ обучения, который предполагается Павлом и другими апостолами даже в их письмах.
Если каждый отрывок из Писания — будь то псалом или притча — должен быть превращен в послание со структурой пункт за пунктом, подраздел за подразделом, чтобы его можно было проповедовать, тогда мы на самом деле преподаем не Библию, а что-то другое: систематическое богословие или руководство по этике. Мы спасены не Христологией; мы спасены Христом.
Томас Джефферсон раскромсал Библию, убрав все чудесные части, которые его научный ум не мог принять, и оставил только этическое учение Иисуса. Это совсем не христианство. Если Иисус - просто учитель морали, то Он просто ещё один умерший гуру. Но также нет и противоположной тенденции — сокращать Библию, оставляя всё чудесное, но игнорируя учения Иисуса.
Если Иисус - это просто абстрактное средство передачи систематической категории искупления, а не человек, который говорит с нами и претендует на господство, тогда Он - просто ещё один спорный момент, чтобы выиграть спор или заявить о своей собственной ортодоксальности. Ни в том, ни в другом случае за Ним не стоило бы следовать.
Если всё Писание указывает на Христа и истолковывается во Христе и через Христа, то это означает, что всё Писание “полезно” (2 Тим. 3:16), как выразился Павел. Тогда, когда мы слышим какое-либо слово из Писания, мы слышим от Иисуса, точно так же, как если бы Он говорил с нами.
Вопрос в том, несут ли эти пророки и апостолы слово из своего собственного разума или послание, которое они несут от своего Господа. Это всегда был вопрос, и именно поэтому Павел неоднократно говорит: “Я говорю правду; я не лгу” (1 Тим. 2:7). Если мы верим в то, что Библия утверждает сама за себя, и в то, чему Иисус учил нас о Библии, тогда этот вопрос решен. Библия вся черно-белая и красная.
Но христиане красной буквой правы, напоминая нам, что когда мы видим Иисуса, мы видим Отца (Иоанна 14:9). Иисус - это полное откровение славы Божьей (2 Кор. 4:6). Как выразился бывший архиепископ Кентерберийский Майкл Рэмси, “Бог подобен Христу, и в Нём вообще нет ничего нехристианского”.
Вся сюжетная линия Библии сосредоточена в одной личности — живом Иисусе из Назарета. Менее ясные отрывки интерпретируются теми, которые яснее — и самым ясным откровением из всех является эта личность, которая сказала нам: “Следуй за Мной”.
Другими словами: Иисус любит меня, это я знаю, потому что Библия говорит мне об этом.
Russell Moore возглавляет проект общественной теологии в Christianity Today.
|